Дело (номер обезличен)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2019 года (адрес обезличен)
Кстовский городской суд (адрес обезличен) в составе:
председательствующего судьи – Кондратьева И.Ю., с участием представителя истца ФИО8, представителя ответчика ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) – ФИО9, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) о признании отказа ответчика незаконным и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Кстовский городской суд с иском к ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) в котором просит обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы на территории Эстонской республики:
С (дата обезличена) по (дата обезличена) – слесарь по ремонту и обслуживанию технологических установок 4 разряда в Производственном объединении «Сланцехим» им. ФИО7, (адрес обезличен);
С (дата обезличена) по (дата обезличена) - мастер 2 группы по ремонту оборудования сланцеперерабатывающего цеха в Производственном объединении «Сланцехим» им ФИО7, (адрес обезличен);
С (дата обезличена) по (дата обезличена) - мастером 2 группы по ремонту технологического оборудования установки ГГС-3 сланцеперерабатывающего цеха в Производственном объединении Сланцехим» им ФИО7, (адрес обезличен); а также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб., юридические услуги в размере 60000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением комиссии ответчика (номер обезличен) от (дата обезличена) ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии о старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа (12 лет 6 мес.), при этом не включены в специальный стаж работы истца следующие периоды работы:
С (дата обезличена) по (дата обезличена) - слесарь, мастер Производственном объединении Сланцехим» им ФИО7, (адрес обезличен), ссылаясь на Договор между РФ и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от (дата обезличена).
Указанные действия комиссии ответчика истец находит незаконными и нарушающими его права, в связи с чем обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 исковые требования поддержал в полном объеме и уточнил их в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с (дата обезличена) - с момента обращения за пенсией.
Представитель ответчика ГУ УПФ Р по (адрес обезличен)ФИО9 исковые требования не признала, а также просила уменьшить судебные расходы.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пп 2. п. 1 ст. 30 Федерального закона
от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В п. п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 29, постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 определено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда обусловлено тем, что длительная занятость на таких работах сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников ряда вредных факторов во взаимосвязи с повышенной тяжестью труда.
В соответствии с записями трудовой книжки истца (л.д. 7-12), а также справке работодателя истца по спорным периодам с 02.09.1986 г по 27.10.1994 г истец работал полный рабочий день, полную рабочую неделю ( 5 дней) на работах, предусмотренных Списком № 2 раздел 5 п. 2 код профессии 23362 - согласно постановления правительства Эстонской республики № 206 от 16.07.1992 г «Об утверждении списков производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию по старости на льготных основаниях» и Списку № 2 раздел 5 п. 1 код профессии 18547 в должностях слесаря, мастера Производственного объединения «Сланцехим» им В.И. Ленина, гор. Кохтла-Ярве. Таким образом, действовавшими в спорный период работы истца Списками его профессия давала ему право на досрочное назначение пенсии в Эстонской республике. Вместе с тем Пенсионное законодательство республики Эстония предусматривает ряд условий, при которых назначается пенсия, в том числе и досрочная. Для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения требуется достижение 65 лет, что также отражено в формуляре уведомления об установлении пенсии департамента Социального страхования Эстонской республики № 6 от 27.08.2018 г (л.д. 36-39).
Согласно материалов дела, а также пояснениям представителя, истец обратился в ГУ УПФ Р по Кстовскому району, являясь гражданином РФ и желая пенсионироваться досрочно в связи с льготной работой по Российскому законодательству, о чем свидетельствует его заявление ( л.д.25-28). При этом решением ГУ УПФ Р по (адрес обезличен)(номер обезличен) от (дата обезличена) ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа- 12 лет 6 мес. Зачтенный специальный стаж признан ответчиком в размере 7 лет 10 мес. 9 дней и страховой стаж – 34 года 1 мес. 16 дн.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 указанного Договора, он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии только за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р (ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" были утверждены Рекомендации для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), согласно которым учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).
Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 г «О создании Содружества независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г.
Как следует из решения Экономического суда СНГ № 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - Участников СНТ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, РФ при рассмотрении дела была выражена позиция, согласно которой при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию РФ из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 01 декабря 1991 г. таким образом, период работы истца до 01 декабря 1991 года действующим Российским законодательством включается в трудовой стаж независимо от выполнения работы за пределами РФ. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку материалами дела не подтверждается уплата страховых взносов за период работы истца после 01.12.1991 г. то, указанные периоды не подлежат включению в его специальный стаж.
Кроме того, истец просит суд назначить ему досрочную страховую Пенсию с момента обращения за ней – с 31.07.2018 г и взыскать с ответчиков уплаченную госпошлину в размере 300 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб. и судебные расходы в сумме 60000 руб.
В соответствии с ч. 1. ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в 2018 году в возрасте 55 лет. При данном возрасте требуемый специальный стаж составляет 12 лет 6 месяцев. По результатам рассмотрения вопроса назначении пенсии истцу комиссией ответчика его специальный стаж на дату обращения составил 7 лет 10 мес. 09 дней + включенный судом специальный стаж составляет 5 лет 03 мес. 0 дн.= 13 лет 1 мес.09 дн., при требуемом стаже 12 лет 6 мес. таким образом, у суда имеются основания для удовлетворения требований об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости. С момента обращении за ней – с 31.07.2018 г
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ и п.3 ст.333..19 НК РФ, размер государственной пошлины по данному исковому требованию составляет 300 рублей.
Таким образом, с ответчика следует взыскать в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1099 Гражданского кодекса РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Правовое регулирование отношений, связанных с основаниями возникновения и порядка реализации прав граждан на пенсионное обеспечение осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", нормами которых ответственность пенсионного органа в виде компенсации морального вреда за несвоевременную выплату пенсии (либо невыплату в полном объеме) не предусмотрена.
Из разъяснений, данных в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Учитывая, что причинение морального вреда истец обосновывает несвоевременным назначением и выплатой пенсии в надлежащем размере, обусловленными исключением из его трудового стажа периодов работы, т.е. связывает с нарушением его имущественных интересов, тогда как действующим пенсионным законодательством, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения граждан РФ, ответственность пенсионного органа в виде компенсации морального вреда за несвоевременную выплату не предусмотрена, положения ст. ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат. Кроме того, ответчик не является органом государственной власти, а является государственным учреждением, в связи с чем требования истца о взыскании в его пользу морального вреда в сумме 50000 руб. не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец просил взыскать с ответчика расходы на юридические услуги представителя в сумме 60000 руб. копией договора ( л.д.17, 18).
Однако учитывая сложность дела, его объем, участие представителя в судебных заседаниях, требования разумности и справедливости, суд считает целесообразным снизить данный размер до 5 000 руб., считая требуемую сумму чрезмерно завышенной.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Управлению ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) о признании отказа ответчика незаконным и об обязании совершить действия удовлетворить частично.
Обязать ГУ УПФ РФ по (адрес обезличен) включить в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 части 1 ст. 30 ФЗ-400 ФИО3 период работы:
С (дата обезличена) по (дата обезличена) – слесарь по ремонту и обслуживанию технологических установок 4 разряда в Производственном объединении «Сланцехим» им. ФИО7, (адрес обезличен);
С (дата обезличена) по (дата обезличена) - мастер 2 группы по ремонту оборудования сланцеперерабатывающего цеха в Производственном объединении «Сланцехим» им ФИО7, (адрес обезличен);
С (дата обезличена) по (дата обезличена) - мастером 2 группы по ремонту технологического оборудования установки ГГС-3 сланцеперерабатывающего цеха в Производственном объединении Сланцехим» им ФИО7, (адрес обезличен).
Обязать ГУ УПФ РФ по (адрес обезличен) назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 части 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсия» с 31.07.2018г.
Взыскать с ГУ УПФ РФ по (адрес обезличен) в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей, расходы на юридические услуги в сумме 5000 руб., а всего 5300 (пять тысяч триста) руб.
В остальной части требований, а именно во включении в стаж, дающий право в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 400-ФЗ от (дата обезличена) «О страховых пенсиях» на досрочную трудовую пенсию по старости период работы
С (дата обезличена) по (дата обезличена) - мастером 2 группы по ремонту технологического оборудования установки ГГС-3 сланцеперерабатывающего цеха в Производственном объединении Сланцехим» им ФИО7, (адрес обезличен), взыскании морального вреда в сумме 50000 руб. ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.
Судья Кондратьев И.Ю.