ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-289/19 от 28.10.2019 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-289/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года г. Бикин Хабаровского края

Бикинский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при секретаре Черменевой ФИО18

с участием:

истцов ФИО4 ФИО20 ФИО2 ФИО19

представителей ответчика ООО «ЖЭО» ФИО7 ФИО21 действующей на основании доверенности от <дата>, ФИО3 ФИО22 действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 ФИО23 ФИО2 ФИО24 к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» о признании незаконным начисление платы за услугу центрального теплоснабжения в жилом помещении, возложении обязанности произвести перерасчет путем исключения задолженности и пени за услугу отопление,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 ФИО25., ФИО2 ФИО26 обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» о признании незаконным начисление платы за услугу центрального теплоснабжения в жилом помещении, возложении обязанности произвести перерасчет путем исключения задолженности и пени за услугу отопление.

В обоснование заявленных требований ФИО4 ФИО27. указала, что является собственниками <адрес> в <адрес> края. Осенью <дата> года ФИО4 ФИО28 было произведено переустройство сети отопления квартиры на автономную (электрическую). Устройство индивидуального отопления было согласовано в установленном законом порядке, с разрешения органов местного самоуправления и введено в эксплуатацию на основании акта комиссии от <дата>, согласно которого данная квартира отключена от системы центрального отопления. За период с <дата> г. по <дата> гг. каких - либо начислений за центральное отопление квартиры не производилось. Письмом от <дата>, ООО «Жилищная эксплуатационная организация» сообщило ФИО4 ФИО29 что им известно о том, что в ее квартире установлена система автономного отопления, однако они приняли решение о том, что <дата> ФИО4 ФИО30 будут производиться начисления платы за коммунальную услугу – отопление в общем порядке. Не согласившись с незаконной и не обоснованной позицией ответчика, письмом от <дата>, приложив подтверждающие документы, ФИО4 ФИО31 сообщила о необоснованности начислений ООО «ЖЭО» и потребовала не начислять плату за отопление. В декабре <дата> г. истцу пришли квитанции на оплату коммунальных услуг, в которые были включены начисления за услугу отопления, которая ей не оказывалась и ею не потреблялась. В удовлетворении требований ФИО4 ФИО32. ответчик отказал, пояснив, что будет продолжать производить начисления за услуги отопления. С января <дата> ответчик вновь стал выставлять истцу счета за услугу централизованного отопления и производит начисления по сегодняшний день. Письменное обращение истца к ответчику о незаконности начисления за централизованное отопление ввиду использования автономного от <дата> не было удовлетворено. Считает, что действия ответчика по выставлению задолженности и начислений за коммунальную услугу отопление не основаны ни на законе, ни на основе каких- либо договорных отношениях. Просит суд, признать незаконным произведенное ООО «ЖЭО» начисление ФИО4 ФИО33. платы за услугу центральное теплоснабжение при наличии индивидуальной системы электрического отопления в <адрес>. Обязать ООО «ЖЭО» произвести перерасчет по услуге «отопление» с декабря <дата> г. путем исключения задолженности включая пени. Взыскать с ООО «ЖЭО» штраф в размере пятидесяти процентов величины суммы начисленной с марта <дата> г. платы за коммунальную услугу «отопление» и пени.

В обоснование заявленных требований ФИО2 ФИО34 указала, что является собственником <адрес> в <адрес> края, которая была приобретена по договору купли – продажи от <дата> (реестр -) с автономным отоплением. Осенью <дата> года в данной квартире прежними хозяевами было произведено переустройство сети отопления квартиры на автономную (электрическую). Устройство индивидуального отопления было согласовано в установленном законом порядке, с разрешения органов местного самоуправления и введено в эксплуатацию на основании акта комиссии от <дата>, согласно которого квартира отключена от системы центрального отопления. За период с <дата> г. по <дата> гг. каких - либо начислений за центральное отопление квартиры истца не производилось. Письмом от <дата>, ООО «Жилищная эксплуатационная организация» сообщило ФИО2 ФИО35 что им известно о том, что в ее квартире установлена система автономного отопления, однако они приняли решение, что с <дата> ФИО2 ФИО36. будут производиться начисления платы за коммунальную услугу – отопление в общем порядке. Не согласившись с незаконной и не обоснованной позицией ответчика, письмом от <дата>, приложив подтверждающие документы, ФИО2 ФИО37 сообщила о необоснованности и потребовала не начислять плату за отопление. В декабре <дата> г. ей пришли квитанции на оплату коммунальных услуг, в которые были включены начисления за услугу отопления, которая ей не оказывалась и ею не потреблялась. В удовлетворении требований ФИО2 ФИО38 ответчик отказал, пояснив, что будет продолжать производить начисления за услуги отопления. С декабря <дата> ответчик вновь стал выставлять истцу счета за услугу централизованного отопления и производит начисления по сегодняшний день. Письменное обращение истца к ответчику о незаконности начисления за централизованное отопление ввиду использования автономного от <дата> не было удовлетворено. Считает, что действия ответчика по выставлению задолженности и начислений за коммунальную услугу отопление не основаны ни на законе, ни на основе каких- либо договорных отношений. Просит суд признать незаконным произведенное ООО «ЖЭО» начисление ФИО2 ФИО39 платы за услугу центральное теплоснабжение при наличии индивидуальной системы электрического отопления в <адрес> края. Обязать ООО «ЖЭО» произвести перерасчет по услуге «отопление» с декабря <дата> г. путем исключения задолженности, включая пени. Взыскать с ООО «ЖЭО» штраф в размере пятидесяти процентов величины суммы начисленной с марта <дата> г. платы за коммунальную услугу «отопление» и пени.

Определением судьи от <дата> гражданские дела и г. по исковым заявлениям ФИО4 ФИО40 и ФИО2 ФИО41 к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» о перерасчете платы за теплоснабжение, для их совместного рассмотрения объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен .

Определением судьи от <дата> к участию в гражданском деле по исковому заявлению ФИО4 ФИО42, ФИО2 ФИО43 к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» о перерасчете платы за теплоснабжение, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен собственник 1/2 доли жилого помещения – <адрес> в <адрес> края Кардаш ФИО44

В судебном заседании ФИО4 ФИО45 поддержала исковые требования по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что <дата> году <адрес> отапливался <данные изъяты>. Когда лесозавод был ликвидирован, то получилась такая ситуация, что в их микрорайоне не оказалось котельной. Рядом с домом находилась городская баня, с торца которой располагалась кочегарка с одним котлом, к которой был присоединен дом истца, детский сад, а также 120 –ти квартирный дом, в связи с чем трубы в доме стали замерзать и квартиры практически не отапливались, в связи с чем было принято решение произвести переустройство системы отопления. В октябре <дата> года было произведено переустройство сети отопления в квартирах и , принадлежащих истцу, на автономную (электрическую). Переустройство сети отопления было согласовано в установленном законом порядке, с разрешения органа местного самоуправления и введено в эксплуатацию на основании акта комиссии от <дата>, согласно которого <адрес> в <адрес> отключена от системы центрального отопления. В дальнейшем, переустройство системы отопления было оформлено надлежащим образом. По сей день автономное отопление работает, от центральной сети отопления отключены. Нежилых помещений в доме, которые отапливаются нет. Дом двухэтажный, подъезд не отапливается, чердак холодный, подполье техническое.

В судебном заседании ФИО2 ФИО46. поддержала исковые требования по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что она приобрела квартиру в переустроенном состоянии. Поддержала пояснения, данные Авакумомой ФИО47

В судебном заседании от <дата> представитель истца ФИО5 ФИО48 исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что в настоящий момент, в квартире истца установлена система автономного отопления, то есть, данная система никаким образом не связана с центральным отоплением, которое подается извне от какого- либо иного источника тепла. В квартире ФИО4 ФИО49. нет ни одного потребителя теплоэнергии, который отдавал бы её на жилую площадь с целью её отапливаемости, которая была бы подключена к центральной магистрали отопления, за которую и производится ответчиком начисление. После установленной в законном порядке перепланировки и переустройства жилого помещения истца именно в части того, что в данном жилом помещении в соответствии с законом о требовании строительных норм, СНиПов, ГОСТов, а также технических условий, было установлено автономное отопление. Согласно акта комиссии от <дата>, <адрес> в <адрес> края отключена от системы центрального отопления. <дата> Постановлением Конституционного суда были определены те моменты, от которых стоит отталкиваться при рассмотрении подобных споров между гражданами - собственниками автономного отопления и управляющими организациями. В частности, автономная система отопления должна быть оформлена в законном порядке, приведена в порядок техническая документация (в случае с ФИО4 ФИО51 на жилое помещение <адрес> в <адрес> имеется технический паспорт, который приведен в соответствующее состояние именно с указанием, что данная квартира имеет автономное отопление), должно иметься согласование данных мероприятий с муниципалитетом, о чём у Авакумомой ФИО50. имеются соответствующие документы, а также должна отсутствовать угроза и нарушение прав, законных интересов других собственников многоквартирных домов, наличием автономного теплоснабжения. Как указано в акте согласования и акте приема комиссии, имеется указание о том, что при установке подключения оборудования для автономного отопления, оно не создаст угрозы для нарушения отопления дома в целом. На сегодняшний день в жилом помещении Авакумомой ФИО52 отсутствует подключение какого-либо теплоприёмного оборудования, которое рассчитано на последующую его отдачу. Поданный в дом объём тепловой энергии остается неизменным в независимости от площади помещения собственника такого помещения и подлежит распределению на потребителей коммунальной услуги по отоплению. Тепловая энергия является самостоятельным благом и обязанность её оплаты может быть возложена на субъект гражданского оборота только в случае потребления им такого блага. Сам по себе факт прохождения через нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности гражданину, магистрали горячего водоснабжения при отсутствии в жилом помещении теплопринимающих устройств, не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с собственника такого помещения в пользу теплоснабжающей организации платы за отопление, поскольку данный объект тепловой энергии является технологическими расходами (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях жилого дома, расходы за которые включаются в общедомовые нужды собственников жилых помещений дома. Также не имеется оснований полагать, что гражданину предоставляется услуга по теплоснабжению, и соответственно о наличии у него обязанности по оплате её стоимости.

В судебном заседании представитель ООО «ЖЭО» Сидорова ФИО53 возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменное возражение, согласно которого исковые требования ФИО4 ФИО55 и ФИО2 ФИО54 к ООО «ЖЭО» не признает, считает их не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В принадлежащих истцам квартирах в многоквартирном <адрес> в <адрес> изначально было предусмотрено оснащение радиаторами отопления. В многоквартирном доме предусмотрено центральное отопление. Квартиры находятся в многоквартирном жилом доме, являются его частью, следовательно, бремя содержания общего имущества дома лежит в том числе на них и включает не только расходы по содержанию непосредственно и собственно их помещений, но и расходы по эксплуатации и теплоснабжению всего дома. Пунктом 4.1. Постановления Конституционного суда Российской Федерации от <дата>, указано, что одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению, является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.

В пункте 4.3. Постановления Конституционного суда РФ от <дата> указано следующее: необходимо учитывать, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). <дата> ООО «ЖЭО» произведено комиссионное обследование системы отопления <адрес> в <адрес> по результату обследования установлено, что в квартире установлено автономное отопление, котел электрический «Руслит», расположен на стене в кухне. Стояки отопления отсутствуют. Общедомовое имущество - труба лежневая отопления проходит по полу квартиры. Изоляционный материал на трубе по диаметру большего размера, чем диаметр трубы, в результате чего изоляция не прилегает к трубе. По всей длине трубы в изоляции щель. Сертификат на полистерольную изоляцию отсутствует. Акт обследования подписан членами комиссии, начальником участка ВИО ООО «ЖЭО» Балашкиным ФИО57 главным инженером ФИО6 ФИО58. и собственником квартиры ФИО2 ФИО56. без каких - либо возражений либо замечаний с ее стороны. Также <дата> ООО «ЖЭО» произведено комиссионное обследование системы отопления <адрес> в <адрес>, по результату обследования установлено, что в квартире установлено автономное отопление, котел электрический расположен на стене в кухне. Стояки отопления отсутствуют. Общедомовое имущество - труба лежневая отопления проходит по полу квартиры. На трубах изоляция из полистирола. Изоляционный материал на трубах не плотно прилегает к стенкам труб, имеется щель. Сертификат на полистирольную изоляцию отсутствует. Акт подписан членами комиссии, начальником участка ВИО ООО «ЖЭО» Балашкиным ФИО60, главным инженером ФИО6 ФИО61. и собственником квартиры ФИО4 ФИО59

СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование", утвержденные Госстроем СССР <дата>, согласно п. 3.23* которых тепловую изоляцию следует предусматривать для трубопроводов систем отопления, прокладываемых в неотапливаемых помещениях.

В качестве тепловой изоляции следует применять теплоизоляционные материалы с теплопроводностью не более 0,05 Вт/м х °С и толщиной, обеспечивающей на поверхности температуру не выше 40 °С.

Следовательно разрыв, а также неплотное прилегание изоляционного материала к трубам не обеспечивает надлежащую изоляцию тепла. Неплотная и поврежденная изоляциях на трубах отопления, проходящих транзитом через квартиры истцов свидетельствует о том, что услуга отопления в жилых помещениях, принадлежащих истцам на праве собственности, предоставляется и собственники обязаны оплатить ее.

Иное означало бы возложение обязанности по оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление помещений истцов и не относящейся к нормативным потерям ввиду отсутствия тепловой изоляции труб, на иных собственников помещений многоквартирного жилого дома.

В связи тем, что надлежащая изоляция стояков отопления в квартирах истцов не обеспечена, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению принадлежащих им квартир должна производиться в соответствии с Правилами и установленными ими формулами. Тот факт, что в квартире истцов были демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение квартир прекратилось, поскольку, как видно из предоставленных актов, через квартиры истцов проходят стояки центрального отопления.Помимо этого, законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В судебном заседании представитель ООО «ЖЭО» Балашкин ФИО62 действующий на основании доверенности от <дата>, возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы, изложенные представителем ФИО7 ФИО63

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Кардаш ФИО64 исковые требования поддержал, дав пояснения, аналогичные истцам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Как следует из ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 8 ЖК РФ, к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Согласно положениям ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.

В силу ст. 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Статьей 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки допускается в случае несоответствия проекта требованиям законодательства.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли – продажи от <дата>, зарегистрированного в реестре за , и свидетельства о праве собственности от <дата>, право собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО4 ФИО65

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 23.08.2013 г на основании договора купли продажи квартиры от <дата> собственником 1/2 доли жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> является ФИО2 ФИО66

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <дата> на основании договора купли продажи квартиры от <дата> собственником 1/2 доли жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> является Кардаш ФИО67

<дата> собственники жилых квартир 7 и 8 <адрес> (ФИО4 ФИО68. и ФИО8 ФИО69.) обратились к главе городского поселения «<адрес>» Бувака ФИО70 с заявлением, из которого следует, что с <дата> они официально отказывается от центрального отопления, в связи с тем, что будут отапливаться своим источником отопления. Просили прислать комиссию для составления акта на отключение от централизованного отопления.

<дата> представителем техобслуживающей организации – мастером ООО «Восток-5» ФИО9 ФИО71., представителем БУМП ЖЭП – ФИО10 ФИО72 составлен акты в том, что <дата> в квартирах <адрес> в <адрес>, установлена автономная система отопления, централизованное отопление отключено.

Как следует из справки о выполнении технических условий от <дата> и <дата> по подключению электрокотла «Руснит» для отопления квартир по адресу: <адрес> кв. выполнены в полном объеме.

Решением Администрации городского поселения «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от <дата>. согласовано переустройство жилого помещения, принадлежащего ФИО4 ФИО73 по адресу: <адрес>, дано согласие на переустройство жилых помещений в соответствии с представленным проектом (проектной документацией), разработанной ООО «Хаброспищепромпроект» в <дата>

Комиссия в составе заместителя председателя комиссии начальника отдела городского хозяйства Мельник ФИО74., главного специалиста администрации городского поселения «<адрес>» по архитектуре ФИО11 ФИО75 представителя Бикинского филиала КГУП «<адрес>инвентаризации» начальника – ведущего специалиста ФИО12 ФИО77 произведен осмотр жилого помещения ФИО4 ФИО76. после переустройства, в результате осмотра составлен акт приемки в эксплуатацию жилого помещения <дата> согласно которого в результате переустройства в <адрес> в <адрес> имеется автономное электрическое отопление, центральное водоснабжение и водоотведение. Квартира пригодна для заселения и эксплуатации. Жилое помещение после переустройства принято в эксплуатацию.

Постановлением главы городского поселения «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> от <дата>. утвержден акт приемки в эксплуатацию жилого помещения после переустройства от <дата> по <адрес>.

В технический паспорт квартиры расположенной по адресу: <адрес> по состоянию на <дата> истцом были внесены изменения в части реконструкции системы отопления (с централизованного на автономное).

Комиссия в составе заместителя председателя комиссии начальника отдела городского хозяйства Мельник ФИО78., главного специалиста администрации городского поселения «<адрес>» по архитектуре ФИО11 ФИО79 представителя <адрес> филиала КГУП «<адрес>инвентаризации» начальника – ведущего специалиста ФИО12 ФИО81 произведен осмотр жилого помещения ФИО8 ФИО80 после переустройства, в результате осмотра на основании решения о согласовании о переустройстве от <дата> составлен акт приемки в эксплуатацию жилого помещения после переустройства <дата>., согласно которому в результате переустройства в <адрес> в <адрес> имеется автономное электрическое отопление, центральное водоснабжение и водоотведение. Квартира пригодна для заселения и эксплуатации. Жилое помещение после переустройства принято в эксплуатацию.

Постановлением главы городского поселения «<адрес> муниципального района <адрес> от <дата>. утвержден акт приемки в эксплуатацию жилого помещения после переустройства от <дата> по <адрес>.

В технический паспорт квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на <дата> истцом были внесены изменения в части реконструкции системы отопления (с централизованного на автономное).

Управляющей организацией, обслуживающей и исполнителем коммунальных услуг <адрес> является ООО «ЖЭО», что не отрицалось сторонами в судебном заседании.

<дата> управляющей организацией ООО «ЖЭО» в адрес истцов направленно письмо, согласно которого управляющая организация, руководствуясь Федеральным законом от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> сообщают, что начиная с <дата> на их жилые помещения (квартиры) будет начисляться плата за коммунальную услугу отопление в общем порядке.

Как следует из доводов истцов и подтверждается выпиской из лицевого счета за период с <дата> по <дата> ФИО4 ФИО82 стали выставляться счета на оплату коммунальных услуг по отоплению, которые истцом до настоящего времени не оплачены в связи с несогласием с ними. Задолженность ФИО4 ФИО83 по оплате услуг за отопление по состоянию на <дата> составляет руб.

Согласно выписки по лицевому счету ФИО2 ФИО84 за период с <дата> по <дата> ей выставлены счета на оплату коммунальных услуг по отоплению, которые истцом до настоящего времени, также не оплачены. Задолженность ФИО2 ФИО85. по оплате услуг за отопление по состоянию на <дата> составляет руб.

<дата> ФИО4 ФИО86 и ФИО2 ФИО87. обратились к генеральному директору ООО «ЖЭО» с заявлением о перерасчете оплаты коммунальных услуг за декабрь <дата> г., так как услуги по централизованному отоплению не получают.

<дата> ООО «ЖЭО» в адрес ФИО4 ФИО88. и ФИО2 ФИО89. было направленно письмо, согласно которого управляющая организация не находит оснований для перерасчеты платы за коммунальную услугу отопление.

<дата> в адрес ООО «ЖЭО» и ООО «СОБР» истцы обратилась с повторным заявлением о перерасчете коммунальных услуг по отоплению за декабрь <дата> г. и отопительный период <дата> года, в виду отсутствия теплопринимающих устройств, необходимых для оказания данной услуги.

<дата> управляющей организацией ООО «ЖЭО» на обращение истцов дан ответ, согласно которого ООО «ЖЭО» отказало истцам в перерасчете (списании) сумм платежей, начисленных за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2017 г. и отопительный период года, в прекращении начислений за коммунальную услугу по отоплению по жилому помещению истца. Указав, что действующее нормативно – правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с централизованного теплоснабжения на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, законодательством не предусмотрена возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовых нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении. Плата за коммунальную слугу по отоплению в многоквартирном доме независимо от наличия в нем помещений, в которых используется индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, начисляется всем потребителям в едином порядке и какого – либо специального механизма расчета ее размера в доме, отдельные помещения в котором отключены от системы централизованного отопления, действующим законодательством не предусмотрено. Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержания общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушило бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конструкционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.

<дата> ООО «СОБР» на обращение ФИО4 ФИО90 и ФИО1 дан ответ, согласно которому заявление истцов от <дата> направлено в управляющую компанию ООО «ЖЭО» для рассмотрения вопроса по существу.

<дата> истцами в адрес управляющей организации ООО «ЖЭО» были направлены документы на автономное электрическое отопление.

<дата> управляющей организацией ООО «ЖЭО» на обращение ФИО4 ФИО91 дан ответ, согласно которого ООО «ЖЭО», рассмотрев представленные документы на жилое помещение, подтверждающие переустройство жилого помещения с переводом на автономное электрическое отопление, сообщает следующее. Постановление Правительства РФ от <дата> внесены изменения в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, согласно которым определен новый порядок начисления платы за отопление в многоквартирных домах с жилыми (нежилыми) помещениями, переведенными на автономное отопление, а также об условии начисления платы за отопление по новому порядку, и необходимых для этого документах. Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если в соответствии с Федеральным законом от <дата> –ФЗ «О теплоснабжении», осуществляется исполнение индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Начисление платы за отопление в многоквартирных домах с жилыми помещениями, переведенными на автономное отопление, по новому порядку производится только с момента внесения изменений в техническую документацию (технический паспорт) многоквартирного дома и предоставления полного пакета документов в организацию, осуществляющую расчеты. <адрес> отделением краевого бюджетного учреждения «<адрес>вой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости» по запросу ООО «ЖЭО» о предоставлении ценового предложения на изготовление нового технического паспорта на многоквартирный <адрес> предоставлен подсчет стоимости инвентаризационно – технических работ. В связи с тем, что изготовление (актуализация) технической документации на многоквартирный дом перечнями обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников, нанимателей жилых/нежилых помещений в многоквартирном доме, является неотъемлимой частью договора управления многоквартирным домом от <дата>, не предусмотрено, истцу как собственнику жилого помещения, инициировать проведение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>.

Как следует из выписки из лицевого счета за период с <дата> по <дата> задолженность ФИО4 ФИО92 по оплате услуг за отопление по состоянию на <дата> составляет руб.

Согласно выписки по лицевому счету за период с <дата> по <дата> задолженность ФИО2 ФИО93 по оплате услуг за отопление по состоянию на <дата> составляет руб.

В силу ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя его содержания, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Как следует из ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Из положений ст. 540 ГК РФ, следует, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренные договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящегося в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о фактическом потреблении (п. 1 ст. 451 ГК РФ).

Порядок внесения платы за отопление установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно абзацу 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного суда РФ от <дата>-П, абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов судебные решения, вынесенные в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по рассмотренному делу, - как не исполненные, так и исполненные частично - не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов; при этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.

Одновременно Правительству Российской Федерации было предписано - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, вступившим в силу с <дата>, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах Приложения к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное жилое помещение в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Так, согласно п. 42(1) указанных Правил, в редакции Постановления Правительства РФ от <дата>, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Формулой (3) определен размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

При этом, объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме определяется по формуле 2(5), согласно которой объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на жилое помещение в многоквартирном доме равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от <дата>-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, и их объединений.

В соответствии с ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от <дата>-ФКЗ, с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго от <дата>, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1). До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора (п. 3.2).

Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, поскольку истцами в установленном законом порядке было получено согласование органов местного самоуправления на проведение работ по переустройству жилого помещения, впоследствии получен акт приемочной комиссии, следовательно, с указанной даты истцы освобождаются от оплаты за услугу отопления в своих квартирах, оборудованных автономным (электрическим) отоплением, ввиду чего действия по начислению и выставлению платы за отопление в квартиры истцов, являются со стороны ответчика незаконными.

Доводы представителя ответчика о том, что теплоснабжение квартир истцов не прекратилось, поскольку через квартиру истцов проходят стояки, действующей системы центрального теплоснабжения и отсутствием их изоляции, что свидетельствует о том, что услуга по отоплению квартир истцов предоставлялась, суд находит несостоятельными.

Судом установлено, что в спорных жилых помещениях отсутствуют отопительные приборы, все проложенные трубопроводы общедомовой развертки системы отопления, стояки (лежаки) изолированы (имеется сертификат соответствия); помещения истцов не подключены к системе отопления многоквартирного дома; в спорный период истцы пользовались автономной системой отопления, что подтверждается актами.

Кроме того, суд учитывает, что стояки (лежаки) с указанными параметрами явно не способны обеспечивать предусмотренную требованиями п. 15 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от <дата>, нормативную температуры воздуха в жилых помещениях 18-22 С°, в связи с чем находит необоснованным представленный ответчиком расчет суммы долга, из установленных норматива и тарифа потребления, площади занимаемого истцами жилья.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным начисление платы Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» за услугу отопление в жилых помещениях – квартирах №<адрес> в <адрес> края и обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» произвести перерасчет за услугу отопление в жилых помещениях – квартирах №<адрес> в <адрес> края с декабря <дата> путем исключения задолженности и пени.

Исковые требования в части взыскания с ООО «ЖЭО» штраф в размере пятидесяти процентов величины суммы начисленной с марта <данные изъяты> г. платы за коммунальную услугу «отопление» и пени не подлежат удовлетворению, поскольку при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Таким образом, расчет штрафа должен производиться от всей суммы, присужденной в пользу потребителя, включающей в себя, в том числе денежную компенсацию морального вреда.

В соответствии с Закон РФ от <дата> "О защите прав потребителей", а также требованиями ст. 333.36 НК РФ, истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. ст. 50, 61.1, 61.2 БК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, по правилам ст. 333.19 НК РФ, в размере 600,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО4 ФИО94 ФИО2 ФИО95 к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» о признании незаконным начисление платы за услугу центрального теплоснабжения в жилом помещении, возложении обязанности произвести перерасчет путем исключения задолженности и пени за услугу отопление удовлетворить частично.

Признать незаконным начисление платы Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» за услугу отопление в жилых помещениях – квартирах №<адрес> в <адрес> края.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» произвести перерасчет за услугу отопление в жилых помещениях – квартирах №<адрес> в <адрес> края с <дата> года путем исключения задолженности и пени.

В удовлетворении остальной части иска отказать

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная организация» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через <адрес> городской суд <адрес>.

Судья Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.