ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-289/2012 от 26.09.2012 Джидинского районного суда (Республика Бурятия)

  Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 26 сентября 2012 года с.Петропавловка

 (резолютивная часть оглашена 24 сентября 2012 года)

 Судья Джидинского районного суда Республики Бурятия Дабаев А.Ж., с участием помощника прокурора Джидинского района Михалевой Т.С., председателя избирательной комиссии муниципального образования «Джидинский район» Колодиной Е.М., представителя кандидата на должность главы муниципального образования «Джидинский район» Осорова Д.-Д.Г. по довереноости Балсанова Н.С., представителя кандидата на должность главы муниципального образвоания «Джидинский район» Батодоржиева В.В. по доверенности Васюткина Н.Е., при секретаре Халтановой Н.Т.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению кандидата на должность главы муниципального образования «Джидинский район» Осорова Дымбрыл-Доржи Гармажаповича об отмене регистрации избирательной комиссией МО «Джидинский район» кандидата на должность главы МО «Джидинский район» Батодоржиева Виталия Владимировича,

 У С Т А Н О В И Л:

 В соответствии с Постановлением № 14 избирательной комиссии муниципального образования «Джидинский район» от 6 сентября 2012 года кандидатом на должность главы МО «Джидинский район» зарегистрирован Батодоржиев В.В..

 В установленные п.1 ст.260 ГПК РФ сроки, кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, Осоровым Д.-Д.Г. подано заявление об отмене регистрации избирательной комиссией другого кандидата Батодоржиева В.В. в виду того, что решение о регистрации кандидата Батодоржиева В.В. принято избирательной комиссией в нарушение подп. «д», « в.2 п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме». Так, кандидатом Батодоржиевым В.В. в избирательную комиссию были представлены подписные листы, не соответствующие требованиям Приложения 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», а именно во всех подписных листах в сведениях о месте жительства кандидата отсутствует указание на улицу, номер дома и номер квартиры, в то время ка в то время аква ирыте отсутсвует прав и права на участие в референдуме"Батодоржиева В.ния кандидата на должность главы муницик в соответствии с Приложением 6 они должны быть указаны. Этот вывод вытекает, по мнению заявителя, из положений ст.2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в которой предусматривается, что под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежития, дома-престарелых, интернаты, и иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, аренды или иному законному основанию. Кроме того, во всех подписных листах отсутствует в правом верхнем углу текст «Приложение 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» вплоть до указания редакции закона. Необходимость воспроизведения этого текста вытекает, по мнению заявителя, из указания в сноске в нижней части листа на то, что «текст подстрочников, а также примечание и сноска в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться», следовательно, воспроизведение текста в верхнем правом углу « Приложение 6 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме», является обязательным. Помимо этого, кандидат Батодоржиев В.В. в сведениях о размерах и источниках доходов не указал на полученные им доходы в виде начисленных в 2011 году процентов по вкладам в банках, несмотря на то, что указал о наличии у него счетов и денежных средств на счетах в банках. Также кандидатом Батодоржиевым В.В. при изготовлении подписных листов нарушена их форма с «книжной» на «альбомную».

 В судебном заседании представитель заявителя Балсанов Н.С. уточнил требования и исключил требование, касающееся недействительности подписей избирателей в подписных листах по основанию не соблюдения формы подписного листа и ее изменения с «книжной» на «альбомную», в остальной части требования заявителя поддержал. Определение дохода дано в ст.ст.41, 208 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которыми к доходам отнесены проценты, полученные от российской организации, российских индивидуальных предпринимателей или иностранной организации. Поэтому начисленные по счетам Батодоржиева В.В. проценты в Джидинском филиале АК «Байкал-банк» и допофисе «Россельхозбанка» подлежали указанию как доходы, в представленных им сведениях в избирательную комиссию.

 Представитель избирательной комиссии, её председатель Колодина Е.М. с заявлением заявителя Осорова Д.-Д.Г. не согласилась, и пояснила, что все представленные кандидатом Батодоржиевым В.В. подписные листы были проверены и они соответствуют форме, установленной Приложением 6 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме». По поводу проверки сведений о доходах, о наличии вкладов, счетов, комиссия обращалась в Избирательную комиссию Республики Бурятия, где получили разъяснение, что запросы в банки направлять не нужно, поскольку банки не обязаны сообщать какую-либо информацию о счетах своих клиентов. Поэтому были направлены запросы только в налоговую инспекцию, однако ответы из инспекции не поступили, за исключением ответа в отношении кандидата Баинова, где речь шла об автомобиле.

 Кандидат Батодоржиев В.В.в своих письменных возражениях и его представитель Васюткин Н.Е. в судебном заседании высказались об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя Осорова Д.-Д.Г.. Под формой подписного листа понимается внешний вид, определенный порядок, образец, примерный экземпляр, определенная последовательность в расположении информации. Согласно Приложения 6 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» форма подписного листа предъявляет требования к оформлению подписного листа, а именно кандидат должен указать сведения о себе, в частности место своего жительства. При этом законодатель конкретизировал информацию о месте жительства указав, что это наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства. Следовательно, указания на улицу, номер дома и квартиры не требуется. В этой связи и ссылка заявителя на обязательность указания в правом верхнем углу на «Приложение 6 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» необоснованна, поскольку этот текст не является частью формы подписного листа. Само по себе указанное Приложение 6 к Федеральному закону является оперативной нормой, вводящей в действие форму подписного листа, и придающая ей юридическую силу. Кандидатом Батодоржиевым В.В. были представлены сведения о своих доходах, но не указаны проценты, начисленные по счетам в Джидинском филиале Байкал-банка» и Россельхозбанка». Однако, указывать их кандидат был не обязан, т.к. проценты начислялись не как по вкладам, а по иным основаниям. Как следует из пояснений свидетеля Намсараевой Д.Д., работника «Россельхозбанка», проценты начислялись по счету, открытому не по договору банковского вклада, а как зарплатный счет в рамках договора между работодателем и банком с оформлением пластиковой платежной карты, целью этого счета являлось осуществление безналичных расчетов. Из показаний Кудрявцевой Е.М., работника «Байкалбанка» следует, что у Батодоржиева В.В. был открыт также расчетный карт-счет по договору банковского счета, а не вклада, поэтому Батодоржиев В.В. не знал о начислении на остаток денежных средств на счету процентов. Вместе с тем, предметом судебной проверки является законность и обоснованность действий избирательной комиссии и суд ограничен пределами полномочий избирательной комиссии при разрешении вопроса о регистрации кандидата. Так согласно разъяснения ЦИК РФ от 23 марта 2007 года № 203\272-4, в случае обнаружения избирательной комиссией неполноты сведений о кандидате или недостатков в оформлении документов, комиссия обязана предоставить кандидату время для их устранения и восполнения, известить об этом кандидата и только после того, как кандидат не устранит недостатки или не восполнит сведения в установленный срок, комиссия вправе отказать ему в регистрации на основании подп.«в.2 п.24 ст.38 ФЗ № 67. Избирательная комиссия МО «Джидинский район» запросы в банки не направляла, неполнота сведений о доходах не была ею выявлена, поэтому на день предшествующий заседанию комиссии, на котором решался вопрос о регистрации кандидата Батодоржиева В.В. у комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации Батодоржиева В.В. по подп. «в.2» п.24 ст.38 ФЗ № 67.

 Прокурор Михалева Т.С. высказалась об отсутствии оснований к отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Батодоржиева В.В. и полагала заявление кандидата Осорова Д.-Д.Г. не подлежащим удовлетворению.

 Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы дела, находит принятое избирательной комиссией МО «Джидинский район» решение о регистрации кандидатом на должность главы МО «Джидинский район» Батодоржиева В.В. законным и обоснованным.

 В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» (далее ФЗ № 67), ч.6 ст.25 Закона Республики Бурятия «О выборах глав муниципальных образований» (далее Закон РБ) подписные листы оформляются и изготавливаются по форме, установленной Приложением 6 к указанному федеральному закону. Согласно форме подписного листа в соответствующих графах кандидатом указываются сведения о своей личности и, как следует из подстрочника, о своем месте жительства. Это же требование об указании в подписном листе места жительства кандидата указано в п.3 ст.37 ФЗ № 67. В п.5 ст.2 ФЗ № 67 и п.4 ст.3 Закона РБ под адресом места жительства понимается адрес с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, буквальное толкование п.3 ст.37 ФЗ № 67 во взаимосвязи с п.5 ст.2 ФЗ № 67 и п.4 ст.3 Закона РБ и с подстрочником подписного листа в строке «проживающего», позволяет прийти к выводу о том, что указание в подписном листе в сведениях о кандидате улицы, номера дома и квартиры не обязательно. Поэтому доводы заявителя Осорова Д.-Д.Г. об обязательном указании улицы, номера дома и квартиры, суд находит не основанными на законе.

 Доводы заявителя об обязательности указания в верхнем правом углу подписного листа текста «Приложение 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» вплоть до указания редакции этого закона со ссылкой на то, что в сноске указано на возможность не воспроизведения подстрочников, примечания и смой сноски, суд находит несостоятельными. Приложение 6 к ФЗ № 67 является неотъемлемой частью отсылочной статьи нормативного акта – п.8 ст.37 ФЗ № 67, и не может расцениваться как часть формы бланка, содержащейся в этом приложении, или как часть требования к содержанию информации, подлежащей отражению в этом бланке или в изготовленном подписном листе. Поэтому воспроизведения текста «Приложение 6 к Федеральному закону ….» в правом верхнем углу не требуется, также как и примечания, подстрочников и сноски. Таким образом, признание избирательной комиссией МО «Джидинский район» действительности подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом Батодоржиевым В.В. при его регистрации, является правомерным.

 В судебном заседании исследованы справки, представленные представителем кандидата Батодоржиева В.В. и ответы на запросы суда из Джидинского филиала ОАО АК Байкалбанк, доп.офиса «Россельхозбанка» в с.Петропавловка, операционного офиса «Улан-Удэнский» ОАО ВТБ24, УДО ОАО Сбербанк в с.Петропавловка. Из представленных материалов следует, что на имя кандидата Батодоржиева В.В. в указанных банковских учреждениях депозиты либо банковские вклады отсутствуют. В доп.офисе «Россельхобанка» на имя Батодоржиева В.В. открыты два счета под № 40817810959030000630 и № 40817810259030001685. Как следует из показаний допрошенной в качестве свидетеля Намсараевой Д.Д., работника офиса, первый счет открыт в 2007 году в связи с получением Батодоржиевым В.В. кредита и по этому счету начисление процентов не предусмотрено; второй счет был открыт в рамках «зарплатного» проекта на основании договора, заключенного офисом банка с администрацией района и на этот счет перечислялась зарплата, по этому счету по заявлению получателя зарплаты выдается пластиковая платежная карта. На остаток по этому счету в 2011 году начислены проценты в сумме 1080 руб.89 коп.. Депозиты на имя Батодоржиева В.В. в доп.офисе не открывались. В филиале Байкалбанка имеется счет на имя Батодоржиева В.В. за № 507094, по которому в 2011 году начислено процентов в размере 40 коп.. Свидетель Кудрявцева Е.М. показала, что это карточный счет для расчетов пластиковой картой. Проценты были начислены на остаток на счету ежеквартально, о чем клиенты не извещаются, т.к. начисление происходит автоматически, с депозитами филиал не работает. Как видно из Сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидата на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, поданных Батодоржиевым В.В. при уведомлении о выдвижении в избирательную комиссию, им были верно и достоверно указаны номера счетов в банках и остатки по счетам, не указаны были лишь проценты по этим счетам. С учетом показаний свидетелей Кудрявцевой Е.М. и Намсараевой Д.Д. проценты начислялись в силу действия ст.852 ГК РФ ежеквартально при отсутствии в договоре условия о размере процентов, о чем клиент должен был знать, но не обязан.

 В соответствии с п.1.1 ст.38 ФЗ № 67 при выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за день до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и в представленные им в соответствии с п.п.2 и 3 ст.33 ФЗ, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. В разъяснении ЦИК РФ от 23.03.2007 года № 203\272-4 содержится требование о таком извещении с обязательным указанием конкретных документов и конкретных их недостатков, существа нарушения, какие именно сведения о кандидате отсутствуют, и с обязательным предоставлением времени их устранения или дополнения, уточнения. В противном случае, избирательная комиссия не вправе отказывать кандидату в регистрации на основании п.п. «в.1», «в.2» п.24 ст.38 ФЗ № 67. Из результатов судебного рассмотрения вытекает, что избирательной комиссией МО «Джидинский район» неполнота сведений о кандидате Батодоржиеве В.В., в частности неполнота сведений о полученных в 2011 году доходах от процентов, выявлена не была, избирательная комиссия признала поданные кандидатом Батодоржиевым В.В. документы, включая сведения о источниках и размерах доходов, соответствующими законодательству о выборах, сам кандидат Батодоржиев В.В. дополнений в этой части не сделал. Таким образом, у избирательной комиссии МО «Джидинский район» на момент рассмотрения вопроса о регистрации отсутствовали основания к отказу в регистрации кандидата Батодоржиева В.В., предусмотренные п. «в.2» п.24 ст.38 ФЗ № 67, и принятое ею решение о регистрации кандидата Батодоржиева В.В. соответствовало требованиям ФЗ № 67.

 В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ № 67, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата или списков кандидатов может быть отменено судом в случае, если это решение принято избирательной комиссией с нарушением требований п.п.24-26 ст.38 ФЗ № 67, иного закона. Конкретные основания отмены судом решения избирательной комиссии о регистрации кандидата содержатся в п.7 указанной ст.76 ФЗ № 67, который является исчерпывающим. Так, регистрация кандидата может быть отменена судом в случае:

 а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подп. «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» п.24 ст.38 ФЗ № 67. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

 б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

 в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

 г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

 д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п.1 или 1.1 ст. 56 ФЗ № 67;

 е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 5.2 ст.56 ФЗ № 67;

 ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подп. "г" п.3.3 ст. 4 ФЗ (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в ст.1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

 з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

 Таким образом, такого основания для отмены судом решения избирательной комиссии о регистрации кандидата как отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п.п.2 и 3 ст.33 ФЗ № 67 и иным законом, не предусмотрено. В этой части доводы заявителя о том, что суд может отменить решение о регистрации по основанию п. «в.2» п.24 ст.38 ФЗ № 67, являющемуся основанием к отказу в регистрации, суд находит не основанными на законе.

 Таким образом, решение о регистрации кандидата Батодоржиева В.В. принято избирательной комиссией МО «Джидинский район» на законных основаниях. Заявление кандидата Осорова Д.-Д.Г. не подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 261 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления кандидата на должность главы муниципального образования «Джидинский район» Осорова Дымбрыл-Доржи Гармажаповича об отмене протокола об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования «Джидинский район» от 4 сентября 2012 года в отношении кандидата Батодоржиева В.В. и об отмене решения избирательной комиссии МО «Джидинский район» о регистрации кандидата на должность главы МО «Джидинский район» Батодоржиева Виталия Владимировича, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение пяти суток со дня вынесения в окончательной форме.

 Председательствующий

 .