ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-289/2014 от 24.03.2014 Норильского городского суда (Красноярский край)

  №2-289/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 24 марта 2014 года г.Норильск

 Норильский городской суд Красноярского края в составе:

 председательствующего судьи Ченцовой О.А.,

 при секретаре Сапуновой А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ляпунову  С.В. и Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования, запрете эксплуатации маломерного судна, признании акта технического освидетельствования незаконным,

 УСТАНОВИЛ:

 Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Ляпунову  С.В. о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования, о признании акта технического освидетельствования маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, запрете эксплуатации маломерного судна, мотивируя тем, что Норильской транспортной прокуратурой в Норильском инспекторском участке ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» проведена проверка исполнения законодательства при освидетельствовании маломерных судов на предмет пригодности их к плаванию. В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 835, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда. Пунктами 2.1.-2.4., 2.6.-2.7. Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрированных в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ № 6938), технический надзор осуществляется за принадлежащими физическим и юридическим лицам маломерными судами и включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в т.ч. проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов. Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию. Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца. Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года. В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» с заявлением о регистрации маломерного судна «Sun Marine MAX 420», обратился Ляпунов С.В.., с одновременным предоставлением договора купли-продажи маломерного судна промышленной постройки, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ИП <данные изъяты>

 На основании указанного выше документа старшим государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, принято решение о годности к плаванию представленного Ляпуновым  С.В.. маломерного судна «Sun Marine MAX 420», имеющего заводской номер №, изготовленное в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., что позволяет Ляпунову  С.В.. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного судна по истечению 3-х лет, т.е. не ранее 2015 года. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения. Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. На основании изложенного Норильский транспортный прокурор просит признать маломерное судно «Sun Marine MAX 420», имеющего заводской номер №, изготовленное в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., принадлежащее на праве собственности Ляпунову  С.В. и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ первичного технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению; признать составленный и подписанный страшим государственным инспектором Норильского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по <адрес> акт технического освидетельствования (первичного, ежегодного) маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ о годности к плаванию маломерного судна «Sun Marine MAX 420», имеющего заводской номер №, изготовленное в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., принадлежащего на праве собственности Ляпунову  С.В. и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, недействительным; запретить Ляпунову  С.В.. эксплуатировать маломерное судно «Sun Marine MAX 420», имеющего заводской номер №, изготовленное в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>» (далее по тексту – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>».

 В судебном заседании старший помощник Норильского транспортного прокурора Наливайко Д.А., действующий в соответствии с поручением, на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» с заявлением о регистрации маломерного судна обратился Ляпунов С.В.. с одновременным предоставлением договора купли-продажи лодки «Sun Marine MAX 420», имеющего заводской номер №, изготовленное в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП <данные изъяты> На основании указанного выше документа старшим государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, принято решение о годности к плаванию представленного Ляпуновым С.В. маломерного судна «Sun Marine MAX 420», имеющего заводской номер CN-№, изготовленного в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., что позволяет Ляпунову С.В. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного судна по истечению 3-х лет, т.е. не ранее 2015 года. Акт технического освидетельствования составлялся без фактического осмотра судна, на основании представленных фотографий, что является нарушением требований нормативных актов. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

 Ответчик Ляпунов С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора не согласился, пояснив, что первичное техническое освидетельствование судна не проходил. Он предоставил пакет документов с фотографиями судна для государственной регистрации. Отметка о годности судна к плаванию в выданном ему судовом билете не проставлялась.

 Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., действующий на основании доверенности (л.д. <данные изъяты>), в судебном заседании пояснил, что Ляпунов С.В.. зарегистрировал маломерное судно ДД.ММ.ГГГГ года, представив договор купли-продажи и техническую документацию. Маломерное судно не проходило технического осмотра, он просто ставилось на государственную регистрацию и проходило классификацию. Отметка о годности маломерного судна к плаванию в судовой билет не ставилась. Согласно п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 502, при плавании на маломерных судах запрещается управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра). Судно, принадлежащее Ляпунову С.В.., не подлежит использованию пока не пройдет технического освидетельствования, и собственник не получит техталон. Дополнительного судебного запрета в этом случае не требуется, в связи с чем, иск не подлежит удовлетворению.

 Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы и возражения, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить заявленный иск по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) на спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль). Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.

 В силу пункта 1.1 статьи 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

 Согласно пункту 3 статьи 35 КВВТ РФ, маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).

 В соответствии с пунктом 4 Положения основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

 Подпунктами 4 и 7 пункта 5 Положения предусмотрено, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и требования по количеству людей на маломерном судне, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

 Подпунктом 1 Пункта 8 Положения установлено, что должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право запрещать в установленном порядке эксплуатацию маломерных судов, а также задерживать маломерные суда и помещать их на стоянку и хранение.

 Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрированы в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ № 6938), (далее по тексту – Правила) разработаны в соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №835, и устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России), базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.

 Пунктом 1.2 Правил установлено, что технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России (далее - подразделения ГИМС МЧС России) в порядке, определяемом МЧС России.

 В силу п. 2.2 Правил технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.

 Согласно пункту 2.3 Правил первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

 Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию (приложение N 1).

 Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

 В силу п. 2.4 Правил ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.

 Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование:

 при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года;

 в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.

 Не производится ежегодное техническое освидетельствование гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок - более 150 килограммов и надувных безмоторных судов - более 225 килограммов, принадлежащих физическим лицам и используемых во внутренних водах. Проверка соблюдения установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями и другим оборудованием осуществляется в процессе реализации мероприятий по контролю за выполнением требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2005, регистрационный №6940).

 На основании п. 2.5 Правил техническое освидетельствование проводится по месту регистрации маломерного судна на пункте технического осмотра соответствующего подразделения ГИМС МЧС России или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета.

 В соответствии с п. 2.6 Правил техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.

 В силу п. 2.7 Правил оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам.

 В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар.

 Судом установлено следующее:

 На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП <данные изъяты> Ляпунов С.В. является собственником лодки «Sun Marine MAX 420», имеющей заводской номер №, изготовленной в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с.

 ДД.ММ.ГГГГ в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Ляпунов С.В. обратился с заявлением о регистрации маломерного судна с одновременным предоставлением договора купли-продажи лодки и фотографий судна.

 На основании указанных выше документов старшим государственным инспектором по судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» ДД.ММ.ГГГГ года, без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, был составлен Акт технического освидетельствования (первичного, ежегодного) маломерного судна «Sun Marine MAX 420», имеющей заводской номер CN-№, с признанием его годным к плаванию. Судно было зарегистрировано в реестре за №, с выдачей Ляпунову С.В. судового билета маломерного судна №.

 Из пояснений представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., данных в судебном заседании, следует, что первичное техническое освидетельствование маломерного судна, фактически не проводилось, осмотр маломерного судна не проведен, судно проходило классификацию. Составленный акт технического освидетельствования не дает собственнику право пользования судном, поскольку не был выдан техталон, и не проставлена отметка о годности судна к плаванию в судовом билете. Учитывая отсутствие специальных инструментов и оборудования, фактически техническое освидетельствование маломерного судна было сведено к указанию в судовом билете данных, находящихся в представленной собственником технической документации, без их проверки.

 Из письменного объяснения старшего государственного инспектора по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., поданного 17.12.2013 при проведении прокурорской проверки, следует, что в должностные обязанности указанного сотрудника входят, в том числе, проведение в установленном порядке классификации, государственной регистрации, учета, первичного технического освидетельствования и ежегодного технического освидетельствования и осмотров маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдача судовых билетов; установление в зависимости от конструкции судна и внесение в судовой билет обязательных условий, норм и технических требований по грузоподъемности и пассажировместимости, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар. Однако Норильский инспекторский участок не обеспечен указанным оборудованием и инструментами на протяжении всего периода работы. При таких обстоятельствах техническое освидетельствование маломерных судов сведено к сравнению данных, указанных в технической документации, с представленными номерными агрегатами маломерных судов и визуальным осмотром корпуса на повреждения. В 2011 и 2012 годах отметки (специальный штамп) в судовых билетах о годности маломерного судна к плаванию проставлялись при регистрации маломерных судов, в том числе, при предоставлении копий сертификатов и договоров купли-продажи катеров и лодок, а также экспертных заключений. Норильским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» принадлежащее Ляпунову С.В. маломерное судно «Sun Marine MAX 420», имеющей заводской номер №, регистрационный №№, в период с 2011 по 2013 годы было признано годным к плаванию, наряду с иными маломерными судами.

 Таким образом, из материалов дела и пояснений представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. следует, что условия и нормы первичного технического освидетельствования без его фактического проведения были внесены в судовой билет, выданный Ляпунову С.В.., а акт первичного технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию был составлен без фактического осмотра судна.

 Согласно п. 4 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.

 Наличие документов о соответствии маломерного судна нормативным требованиям не заменяет процедуру первичного технического освидетельствования уполномоченным должностным лицом государственного органа, не освобождает собственника маломерного судна от обязанности проходить в установленном порядке первичное техническое освидетельствовании маломерного судна, а представителя уполномоченного государственного органа – от обязанности фактического проведения такого освидетельствования с выдачей соответствующих актов.

 Из материалов дела следует, что маломерное судно Ляпуновым С.В. представлялось на государственную регистрацию путем предоставления фотографий, первичное техническое освидетельствование и осмотр судна фактически не проведены, несмотря на это, условия и нормы первичного технического освидетельствования были внесены в судовой билет, который выдан собственнику маломерного судна, акт первичного технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию составлен без фактического осмотра судна.

 В силу пункта 15 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № после государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) (приложение N 3).

 Согласно п. 27 Правил в государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

 Оформление отказа в государственной регистрации судна и прав на него производится руководителем соответствующего органа государственной регистрации письменно с указанием конкретных причин отказа.

 Из материалов дела следует, что государственная регистрация прав Ляпунова С.В. на маломерное судно была произведена, выдан судовой билет, с внесенными условиями и нормами первичного технического освидетельствования, которое фактически не проводилось, как и осмотр судна, а акт технического освидетельствования с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации был составлен с нарушением действующих норм, при этом данный судовой билет удостоверил право Ляпунова С.В. на плавание под Государственным флагом Российской Федерации и установил принадлежность судна на праве собственности.

 Доводы представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. о том, что в силу положений Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Ляпунову С.В. уже запрещено управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования и установления дополнительного запрета уже не требуется, суд отклоняет, поскольку данный довод противоречит положениям закона и материалам дела.

 В силу п. 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 501, (далее по тексту – Правила) для определения годности маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями предусматриваются три оценки его технического состояния: «годное», «ограниченно годное», «запрещенное к пользованию». Оценка технического состояния маломерного судна в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта.

 Согласно п. 2.8 Правил при получении маломерным судном оценки «годное» судовладельцу выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании.

 На основании п. 2.9 Правил маломерные суда, получившие оценку технического состояния «ограниченно годное», могут быть допущены к плаванию с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания: по волновому режиму; по району плавания и удалению от берега; по допустимой мощности двигателя; по грузоподъемности и пассажировместимости; по площади парусов.

 При получении маломерным судном оценки «ограниченно годное» составляется акт технического освидетельствования, в котором указываются установленные ограничения.

 Установленные в акте ограничения вносятся в судовой билет, а для используемых в целях мореплавания прогулочных судов, которым установлены морские районы плавания 0, I, II и III категорий сложности, эти сведения вносятся и в свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию, после чего делается отметка о техническом освидетельствовании в судовом билете и выдается технический талон.

 В силу п. 2.10 Правил на маломерное судно, получившее оценку «запрещенное к пользованию», составляется акт технического освидетельствования в двух экземплярах с заключением о запрещении пользования этого судна, один экземпляр акта передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний маломерное судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию.

 Согласно п. 2.12.5 о запрещении пользования судна делается запись в судовом билете в разделе «Особые отметки и дополнительные сведения».

 Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что должностным лицом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Ляпунову С.В. был выдан судовой билет с внесенными условиями и нормами первичного технического освидетельствования без его фактического проведения и с составлением акта первичного технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию без фактического осмотра судна, данный судовой билет удостоверил право Ляпунова С.В. плавания под Государственным флагом Российской Федерации и установил принадлежность судна на праве собственности.

 Вместе с тем, отметка о запрещении пользования судна по результатам первичного технического освидетельствования, в судовой билет не вносилась.

 Таким образом, материалами дела и пояснениями Ляпунова С.В. и представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. подтверждено то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ первичное техническое освидетельствование принадлежащего Ляпунов С.В. маломерного судна «Sun Marine MAX 420», имеющей заводской номер №, изготовленной в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., фактически не проводилось и судно не осматривалось, однако его условия и нормы внесены в выданный Ляпунову С.В. в установленном порядке судовой билет, отметка о запрещении пользования судна по результатам первичного технического освидетельствования в судовой билет не вносилась.

 Указанное позволяет Ляпунову С.В. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного судна по истечению 3-х лет, т.е. не ранее 2015 года.

 Кроме того, из материалов дела и пояснений Ляпунова С.В. следует, что маломерное судно приобретено для собственных нужд и ответчик намерен его использовать.

 Учитывая изложенное, принимая во внимание, что уполномоченным государственным органом в установленном нормативно-правовыми актами порядке не проведено первичное техническое освидетельствование принадлежащего Ляпунову С.В. маломерного судна и не установлена фактическая годность указанного маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями, эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц.

 В соответствии с п. 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №6940) пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

 На основании п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №502, при плавании на маломерных судах запрещается управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра).

 Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №820, предусмотрено проведение освидетельствования маломерного судна при его классификации, а также очередного освидетельствования, при этом пунктом 21 предусмотрено, что маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации, а в силу пункта 23 по результатам очередного освидетельствования орган классификации составляет акт освидетельствования (в 2 экземплярах), в котором подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания или указывается категория сложности района плавания, и вносит в судовой билет сведения, подтверждающие его годность к плаванию. Один экземпляр указанного акта выдается заявителю, а второй хранится органом классификации.

 Таким образом, на момент рассмотрения дела сохраняются требования законодательства по обязательному освидетельствованию маломерного судна для целей его эксплуатации, а также подтверждения результатов такого освидетельствования.

 Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения.

 Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

 Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 При указанных обстоятельствах подлежат удовлетворению требования Норильского транспортного прокурора о признании маломерного судна Sun Marine MAX 420», имеющего заводской номер №, изготовленного в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., принадлежащего на праве собственности Ляпунову С.В. и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ первичного технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению; о признании акта технического освидетельствования маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; запрете Ляпунову С.В. эксплуатировать указанное маломерное судно, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Принимая во внимание положения п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика Ляпунова С.В. государственную пошлину в размере 200 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковые требования Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ляпунову С.В. и Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования, запрете эксплуатации маломерного судна, признании акта технического освидетельствования незаконным - удовлетворить.

 Признать маломерное судно «Sun Marine MAX 420», имеющее заводской номер №, изготовленное в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., принадлежащее на праве собственности Ляпунову С.В. и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ первичного технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению.

 Признать акт технического освидетельствования (первичного, ежегодного) маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ о годности судна к плаванию не действительным.

 Запретить Ляпунову С.В. эксплуатировать маломерное судно «Sun Marine MAX 420», имеющее заводской номер CN-№, изготовленное в Корее в 2012 году, с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 Взыскать с Ляпунова С.В. в доход бюджета муниципального образования г.Норильск государственную пошлину в размере 200 рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий О.А.Ченцова

 В окончательной форме решение изготовлено 31 марта 2014 года.