ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-289/2021 от 19.03.2021 Губахинского городского суда (Пермский край)

УИД № ________________

Дело № 2-289/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 19 марта 2021 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Карецкой Е.В., с участием прокурора Утробиной А.В., истца Котельниковой С.А., представителя ответчика Маркеловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора г. Губахи в интересах Котельниковой С.А. к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. заместителя прокурора г. Губахи в интересах Котельниковой С.А. обратился в суд с иском к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу предусмотреть денежные средства на капитальный ремонт пола в помещении кухни, пола в коридоре прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату жилого помещения, на замену входной двери и ее дверного проема жилого помещения по адресу: <адрес>; возложении обязанности в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств на капитальный ремонт пола в помещении кухни, пола в коридоре прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату жилого помещения, на замену входной двери и ее дверного проема жилого помещения по адресу: <адрес> произвести капитальный ремонт пола в помещении кухни, пола коридора в прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату жилого помещения, замену входной двери и ее дверного проема жилого помещения по адресу<адрес>. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой города Губахи проверки, на основании обращения Котельниковой С.А., проживающей по вышеуказанному адресу по вопросу невыполнения работ по капитальному ремонту жилого помещения установлено, что администрацией городского округа «Город Губаха» допускаются нарушения жилищного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что между администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края в лице главы администрации городского округа «Город Губаха» <ФИО> и Котельниковой С.А. заключен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года. Из материалов проверки следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Котельникова С.А. обратилась на личный прием к Главе города <адрес><ФИО>. по вопросу создания комиссии и проведения ремонта в жилом помещении, расположенном по адресу; <адрес> Согласно письменному ответу от ДД.ММ.ГГГГ года № специалистами администрации осуществлён осмотр жилого помещения, составлена дефектная ведомость, работы по ремонту в муниципальном помещении будут выполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, о конкретных сроках проведения работ заявителю будет сообщено дополнительно. ДД.ММ.ГГГГ года состоялась выездная проверка прокуратуры г. Губахи с привлечением специалиста отдела муниципального жилищного контроля Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа, с целью осмотра жилого помещения. В ходе осмотра установлено, что в наибольшей по площади комнате (зал) квартиры № <адрес> имеется деформация напольного покрытия (гниение половых досок в наибольшей по площади комнате), одно окно неисправного состояния; разрушение оконной перемычки, гниение и коробление оконных блоков количестве 3 шт. По данному факту прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Главы городского округа-главы администрации Губахинского городского, округа внесено представление об устранении законодательства. ДД.ММ.ГГГГ года в прокуратуру города поступил ответ на представление, что специалистами Управления и строительства ЖКХ составлен локальный сметный расчет № . Работы внесены в план работ на ДД.ММ.ГГГГ год и что о проведении ремонтных работе в муниципальном жилье, занимаемом Котельниковой С.А. будет сообщено дополнительно. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года работы по замене пола на кухне, пола в коридоре прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату в жилом помещении № в доме № по пр. <адрес> не ведутся. ДД.ММ.ГГГГ года состоялась выездная проверка прокуратуры г. Губахи, в ходе осмотра установлено, что в помещении квартиры № <адрес> имеется деформация напольного покрытия (прогибание, гниение половых досок в помещении кухни, коридора прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату), косяк дверного проема входной, двери в помещение частично отсутствует, на двери имеются трещины. Таким образом, наймодателем - администрацией Губахинского городского округа, обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения, а именно замены пола на кухне, пола коридора, прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату в жилом помещении № <адрес> не исполняется, что влечет нарушение прав Котельниковой С.А. на безопасные и комфортные условия проживания жилом помещении.

Помощник прокурора Утробина А.В. и истец Котельникова С.А. в судебном заседании на иске настаивали.

Представитель ответчика Администрации Губахинского городского округа Пермского края Маркелова Н.С. в судебном заседании иск не признала по доводам письменного возражения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм права обязанность по производству капитального ремонта лежит на собственниках жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры), что закреплено в части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, наймодатель должен предоставлять жилое помещение по договору социального найма безусловно в пригодном для проживания состоянии.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47.

Так, согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Согласно п. 2 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов).

В судебном заседании установлено, что Котельникова С.А. является нанимателем квартиры <адрес> на условиях договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме нее в качестве члена семьи вселен ее сын <ФИО>1ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Наймодателем по данному договору является администрация Администрации Губахинского городского округа Пермского края. На основании письменного обращения Котельниковой С.А. прокуратурой города Губахи была проведена проверка по вопросу невыполнения работ по капитальному ремонту жилого помещения. В ходе выездной проверки прокуратуры г. Губахи с привлечением специалиста отдела муниципального жилищного контроля Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа, было установлено, что в наибольшей по площади комнате (зал) <адрес> имеется деформация напольного покрытия (гниение половых досок в наибольшей по площади комнате), одно окно неисправного состояния; разрушение оконной перемычки, гниение и коробление оконных блоков количестве 3 шт. Решением Губахинского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года иск прокурора города Губахи Пермского края в интересах Котельниковой С. А.к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края удовлетворен полностью. На Администрацию городского округа «город Губаха» Пермского края возложена обязанность: в течение месяца после вступления настоящего решения суда в законную силу предусмотреть денежные средства на капитальный ремонт пола и окна расположенного в наибольшей по площади комнате жилого помещения по адресу: <адрес>; в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств произвести капитальный ремонт пола и окна, расположенных в наибольшей по площади комнате жилого помещения по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года состоялась выездная проверка прокуратуры г. Губахи, в ходе осмотра установлено, что в помещении квартиры № <адрес> имеется деформация напольного покрытия (прогибание, гниение половых досок в помещении кухни, коридора прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату), косяк дверного проема входной, двери в помещение частично отсутствует, на двери имеются трещины.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В главе 2 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 25 от 21.01.2006 года определен, порядок пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения.

Подпунктом "е" пункта 10 указанных Правил, положениями пункта 4 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 ст. 681 Гражданского кодекса Российско Федерации, подпунктом "д" п. 4 договора социального найма предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. "б" п. 5 договора социального найма предусмотрено, что наймодатель жилого помещения обязан проводить капитальный ремонт жилого помещения.

Перечень работ по текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свой счет, определен в абз. 2 п. п. "е" пункта 4 типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005г. N 315 и подпунктом "д" п. 4 договора социального найма заключенного между сторонами.

Побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения) относятся к текущему ремонту занимаемого жилого помещения.

Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.

С учетом указанного выше перечня следует, что ремонт пола в помещении кухни, пола в коридоре прихожей, замена входной двери и ее дверного проема жилого помещения, должны быть возложены на наймодателя жилого помещения, поскольку все эти работы относятся к капитальному ремонту, а не к текущему.

Вывод ответчика о том, что замена входной двери и ее дверного проема жилого помещения относится к работам по текущему ремонту прямо противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации № 1318 от 05.12.2014 года «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования», а равно и содержанию договора социального найма, заключенному между сторонами.

Кроме того, ни нормы приложения 7 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"), ни нормы приложения 7 к Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") не предусматривают в составе работ по текущему ремонту дверных заполнений их полную замену на более долговечные и улучшающие эксплуатационные показатели жилого помещения, тогда как в настоящем случае замене подлежат не отдельные элементы (приборы), а сама входная дверь в целом и ее проем (косяк)

Вопреки доводам ответчика, наличие у Котельниковой С.А. задолженности по оплате за найм жилья в настоящее время, не проведение ею длительный период текущего ремонта жилого помещения не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, так как данные обстоятельства не являются предусмотренным законом условием, исключающим проведение капитального ремонта в ее квартире, не оговорены такие обстоятельства и условиями договора социального найма, заключенного между сторонами. Кроме того, ответчик имеет право взыскать спорную задолженность в принудительном порядке. Сведений о том, что договор социального найма по спорной квартире на дату рассмотрения настоящего дела расторгнут, в том числе и по основанию наличия задолженности нанимателя, в материалах дела также не имеется.

Тот факт, что в ДД.ММ.ГГГГ году ответчик обращался в суд с иском к истцу и ее сыну о принудительном выселении в связи с неоплатой за найм более 6 месяцев также не может служить препятствием к удовлетворению настоящего иска, поскольку судом было отказано в удовлетворении иска, к настоящему времени с момента вынесения решения суда прошло более 3 лет.

Более того, несмотря на наличие задолженности, истец, тем не менее, в добровольном порядке провел частичный капитальный ремонт в квартире истца, также ему предстоит это сделать по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу № .

Учитывая, что нормами ст. 681 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации работы по проведению капительного ремонта в жилом помещении, предоставленном в порядке социального найма являются обязанностью наймодателя, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований и удовлетворяет их.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. заместителя прокурора города Губахи Пермского края в интересах Котельниковой С.А. к Администрации Губахинского городского округа Пермского края удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа «город Губаха» Пермского края обязанность:

в течение месяца после вступления решения суда в законную силу предусмотреть денежные средства на капитальный ремонт пола в помещении кухни, пола в коридоре прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату жилого помещения, на замену входной двери и ее дверного проема жилого помещения по адресу: пр. <адрес>;

в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств на капитальный ремонт пола в помещении кухни, пола в коридоре прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату жилого помещения, на замену входной двери и ее дверного проема жилого помещения по адресу: пр. <адрес>, произвести капитальный ремонт пола в помещении кухни, пола коридора в прихожей, ведущего в наибольшую по площади комнату жилого помещения, замену входной двери и ее дверного проема жилого помещения по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 марта 2021 года.

Председательствующий И.А. Мухтарова