ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28/17 от 12.01.2017 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Копия

Дело № 2-28/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2017 года город Омск

Советский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Панихидниковой Е.А.,

при секретаре Пономаревой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СибградстройИнвест» о возложении обязанности по согласованию с постоянно действующей комиссией Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) строительства и размещения объектов строительства,

У С Т А Н О В И Л:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «СибградстройИнвест» о возложении обязанности согласовать с постоянно действующей комиссией Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) строительство и размещение объектов строительства, указав, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Сибградстрой Инвест» требований законодательства об авиационной безопасности полетов, по результатам которой установлено следующее. ООО «Сибградстрой Инвест» на основании разрешений на строительство №№ <данные изъяты> выданных департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, в микрорайоне «Прибрежный» Кировского административного округа г. Омска ведется строительство двух 20-этажных многоквартирных жилых домов (дома №№ 7 и 9) в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный).

На основании ст. 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

В соответствии с п.п. 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия, в том числе, полномочия собственника в отношении федерального имущества в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Согласно пл. 1, 3 «Положения о Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта», утвержденного Приказом Росавиации от 21.06.2012 № 383 (в ред. от 04.09.2015), управление создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» для осуществления возложенных на Федеральное агентство воздушного транспорта полномочий и выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций. Межрегиональное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами Росавиации, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе (в рамках установленных полномочий), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями на территории и в акватории, в том числе, Омской области, а также в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В силу п.п. 4.27, 5.29 Положения межрегиональное управление осуществляет, в том числе, полномочия в установленной сфере деятельности по согласованию строительства и размещению объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 метров; согласованию размещения линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов и размещения радиоизлучающих объектов на территории деятельности.

Кроме того, письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 30.06.2014 №АН 1.04-2214 осуществление функций по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории поручено руководителям межрегиональных территориальных управлений на основании предварительного рассмотрения материалов главными операторами аэропортов, расположенных на подконтрольных территориальному органу Росавиации территории.

Из толкования выше приведенных норм следует, что согласование строительства должно осуществляться единственным уполномоченным лицом - собственником аэродрома, которым в силу норм п.п. 1,3, 4.27, 5.29 Положения является Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации).

Кроме того, приказом и.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 30.09.2014 № 277 утвержден состав, а также положение о постоянно действующей комиссии ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов.

Согласно п. 2.1 Приказа комиссия осуществляет, в том числе, функции по подготовке согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов в пределах приаэродромной территории, на основании предварительного рассмотрения главным оператором аэродрома (вертодрома, посадочной площадки).

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ООО «Сибградстрой Инвест» в нарушение требований ст. 46 ВК РФ не согласовало строительство данных объектов с собственником аэродрома Омск (Центральный) в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - ЗС МТУ Росавиации).

Согласно информации ЗС МТУ Росавиации ООО «Сибградстрой Инвест» согласование строительства указанных зданий в установленном порядке не получало.

Таким образом, строительство указанных жилых домов в границах приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) без процедуры согласования в установленном законом порядке является недопустимым и заведомо представляет угрозу безопасности воздушного движения в районе аэродрома Омск (Центральный), а также угрозу жизни гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, оказавшихся в поле негативного воздействия в случае возникновения авиационного инцидента, круг которых установить не представляется возможным.

Просит обязать ООО «Сибградстрой Инвест» согласовать с постоянно действующей комиссией ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов строительство в микрорайоне «Прибрежный» Кировского административного округа г. Омска двух 20-этажных многоквартирных жилых домов (дома №№ 7 и 9) в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) (л.д. 3-6).

В судебном заседании заместитель Омского транспортного прокурора – Пугаев В.С. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, в пояснениях к исковому заявлению, а также в возражениях на отзыв ответчика (л.д. 84-87, 138-141) просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в соответствии с положениями ст. 46 ВК РФ ответчику необходимо получить согласование на строительство спорных объектов от собственника аэродрома, которым является Росавиация. В соответствии с положениями ст. 7 ВК РФ, а также в силу норм постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 собственником аэродрома является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления Росавиации. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ООО «Сибградстрой Инвест» в нарушение требований ст. 46 ВК РФ не согласовало строительство спорных объектов с собственником аэродрома в установленном законом порядке.

Ответчик ООО «Сибградстрой Инвест», в лице своего представителя ФИО1, действующей на основании доверенности (л.д. 79), в судебном заседании поддержала доводы несогласия с заявленными требованиями, изложенные в отзыве на исковое заявление, в соответствии с которым пояснила, что ООО «Сибградстрой Инвест» является застройщиком жилых домов № 7 и № 9 в микрорайоне «Прибрежный» КАО г. Омска, разрешения на строительство № <данные изъяты> года и № <данные изъяты> г. (взамен разрешения от 10.12.2014 г.). Разрешения получены в порядке смены застройщика от ООО «Бизнес-Партнер». Еще на этапе подготовки проектной документации были получены: Согласование строительства указанных объектов от главного оператора аэродрома Омск (Центральный) в лице постоянно действующей комиссии ОАО «Омский аэропорт» за подписью старшего авиационного начальника аэродрома Омск (Центральный) от 19.06.2013 г. Предварительные расчеты помех использованию воздушного пространства и регулированию воздушного движения в г. Омске выполнены Омским центром ОВД Филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 10.06.2013 г. При этом, указанные согласования получены застройщиком в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, которые предусматривают основания для согласования объектов в целях безопасности воздушного движения, организации, в которых необходимо получить данное согласование, а также определены основания отказа в размещении объектов. На момент получения согласований указанные Правила действовали в редакции, предусматривающей запрет на проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов в пределах приаэродромной территории без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Впоследствии, Решением Верховного Суда РФ от 23 января 2014 г. АКПИ13-1080 -1080 абзац третий пункта 58 настоящих Правил № 138 признан недействующим со дня вступления в законную силу названного решения в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома. Таким образом, с 03.03.2014 года (дата вступления в силу вышеуказанного решения) старшие авиационные начальники аэродромов утратили право согласовывать строительство в приаэродромной территории. Строительство жилых домов в микрорайоне «Прибрежный» согласовано со старшим авиационным начальником аэродрома Омск «Центральный» еще в 2013 году, то есть в полном соответствии с порядком, действовавшем в то время, до принятия решения Верховным судом. Прокуратура в исковом заявлении в обоснование своей позиции ссылается, в том числе, на Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 30.06.2014 г. № АН 1.04-2214. Однако, именно из этого письма следует, что в связи с Решением Верховного суда от 23.01.2014 г. № АКПИ13-1080 руководителям межрегиональных территориальных подразделений Росавиации поручается обеспечить согласование строительства объектов в приаэродромной территории. И уже после этого письма создается постоянно действующая комиссия ЗС МТУ Росавиации (приказ от 30.09.2014 г. № 277). Дополнительно также пояснила, что сдан и введен в эксплуатацию в декабре 2016 года только один жилой многоэтажный дом № 7, строительство дома № 9 продолжается. В связи с тем, что имеется согласование 2013 года, просила отказать Омскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме, так как дополнительного согласования с Росавиацией в данном случае не требуется, согласование, выданное ранее, не может быть признано недействительным. (л.д. 109-113).

Третье лицо ЗС МТУ Росавиации, в лице своего представителя, участия в судебном заседании не принимало, извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом, просило о рассмотрении дела без их участия (л.д. 135).

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ч. 1 ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений и т.д.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Таким образом, законом установлена не только фактическая, но и возможная (потенциальная) угроза безопасности воздушного движения.

На основании ст. 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.

На основании п. 58 Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория.

Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории.

В результате проверки, проведенной Омской транспортной прокуратурой на предмет соблюдения ООО «СибградстройИнвест» требований законодательства об авиационной безопасности полетов, по результатам которой установлено следующее.

ООО «СибградстройИнвест» на основании разрешений на строительство №№ <данные изъяты>, выданных департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, в микрорайоне «Прибрежный» Кировского административного округа г. Омска ведется строительство двух 20-этажных многоквартирных жилых домов (дома №№ 7 и 9) в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный).

Разрешения на строительство № <данные изъяты> года и № <данные изъяты> г. (взамен разрешения от 10.12.2014 г.). Разрешения получены в порядке смены застройщика от ООО «Бизнес-Партнер» (л.д. 7-11, 114-120).

В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение выдается на строительство конкретного объекта, срок его действия при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется (части 1, 21 статьи 51). Назначение и характер объекта в процессе строительства не изменялись.Согласно ст. 7 ВК РФ имущество гражданской авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, На основании ст. 40 ВК РФ аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Установлено, что весь имущественный комплекс, составляющий аэродром Омск (Центральный), принадлежит Российской Федерации и арендуется ОАО «Омский аэропорт», что подтверждается материалами дела (л.д. 93-108) Кроме того, в ст. 7 Федеральным законом от 26.04.2016 № 111-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц. Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определена структура Федеральных министерств, руководство деятельностью, которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, в которую в том числе входит Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» (в ред. постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 № 1033, от 02.02.2010 № 40) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области, транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. Из толкования выше приведенных норм следует, что согласование строительства, в соответствии с требованиями ст. 46 ВК РФ, должно осуществляться и осуществлялось единственным уполномоченным лицом - собственником аэродрома, которым в силу норм постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 является Федеральное агентство воздушного транспорта. Согласно п.п. 1, 3 «Положения о Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта», утвержденного Приказом Росавиации от 21.06.2012 № 383 (в ред. от 04.09.2015) (далее - Положение) управление создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» для осуществления возложенных на Федеральное агентство воздушного транспорта полномочий и выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций. Межрегиональное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами Росавиации, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе (в рамках установленных полномочий), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями на территории и в акватории, в том числе, Омской области, а также в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. В силу п.п. 4.27, 5.29 Положения межрегиональное управление осуществляет, в том числе, полномочия в установленной сфере деятельности по согласованию строительства и размещению объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 метров; согласованию размещения линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов и размещения радиоизлучающих объектов на территории деятельности. Кроме того, письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 30.06.2014 №АН 1.04-2214 осуществление функций по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории поручено руководителям межрегиональных территориальных управлений на основании предварительного рассмотрения материалов главными операторами аэропортов, расположенных на подконтрольных территориальному органу Росавиации территории. Таким образом, согласование строительства, требуемое положениями ст. 46 ВК РФ, должно осуществляться единственным уполномоченным лицом - собственником аэродрома, которым в силу норм п.п. 1,3, 4.27, 5.29 Положения является Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации). Кроме того, приказом и.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 30.09.2014 № 277 утвержден состав, а также положение о постоянно действующей комиссии ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов (л.д. 44-46).Согласно п. 2.1 Приказа комиссия осуществляет, в том числе, функции по подготовке согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов в пределах приаэродромной территории, на основании предварительного рассмотрения главным оператором аэродрома (вертодрома, посадочной площадки). Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ООО «СибградстройИнвест» в нарушение требований ст. 46 ВК РФ не согласовало строительство данного объекта с собственником аэродрома Омск (Центральный) в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.Согласно информации ЗС МТУ Росавиации ООО «СибградстройИнвест» согласование строительства указанных жилых домов № 7 и № 9 в микрорайоне «Прибрежный» КАО г. Омска в установленном порядке не получало. Таким образом, строительство указанных жилых домов № 7 и № 9 в микрорайоне «Прибрежный» КАО г. Омска в границах приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) без процедуры согласования в установленном законом порядке является недопустимым и заведомо представляет угрозу безопасности воздушного движения в районе аэродрома Омск (Центральный), а также угрозу жизни гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, оказавшихся в поле негативного воздействия в случае возникновения авиационного инцидента, круг которых установить не представляется возможным. При этом, суд, проанализировав доводы несогласия ответчика с заявленными требованиями, указывает следующее. Ответчиком на этапе подготовки проектной документации были получены предварительные расчеты помех использованию воздушного пространства и регулированию воздушного движения в г. Омске, выполненные Омским центром ОВД Филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 10.06.2013 г., а также согласование строительства спорных объектов от главного оператора аэродрома Омск (Центральный) в лице постоянно действующей комиссии ОАО «Омский аэропорт» за подписью старшего авиационного начальника аэродрома Омск (Центральный) от 19.06.2013 г. (л.д. 121-124). Стороной ответчика указывается, что порядок необходимого согласования строительных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома в период подготовки проектной документации был предусмотрен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138. Так, абзацем третьим пункта 58 Правил установлено, что в пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Во исполнение указанных норм на стадии проектирования ООО «Бизнес-Партнер» 19.06.2013 г. получено согласование строительства спорных объектов именно со старшим авиационным начальником аэродрома. В дальнейшем произошла смена застройщика на ООО «Сибградстрой Инвест».Решением Верховного Суда РФ от 23 января 2014 г. АКПИ13-1080 абзац третий пункта 58 настоящих Правил № 138 признан недействующим со дня вступления в законную силу названного решения в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома. То есть, с 03.03.2014 года (дата вступления в силу вышеуказанного решения) старшие авиационные начальники аэродромов утратили право согласовывать строительство в приаэродромной территории. По мнению ответчика, строительство жилых домов в микрорайоне «Прибрежный» согласовано со старшим авиационным начальником аэродрома Омск «Центральный» в 2013 году, то есть в полном соответствии с порядком действовавшем в то время, до принятия решения Верховным судом.Однако, суд, не соглашаясь с данной позицией стороны ответчика, указывает на то, что ООО «Строй Инвест» порядок, установленный положениями ст. 46 ВК РФ, согласования строительства объектов в пределах приаэродромной территории нарушен. В материалы дела не представлено доказательств введения спорных объектов в эксплуатацию, соответственно, строительство объектов продолжается.

Согласование же строительства со старшим авиационным начальником аэродрома не предусмотрено действующим законодательством, напротив, в силу статьи 46 ВК РФ, строительство объектов в пределах приаэородромной территории должно проводиться по согласованию именно с собственником аэродрома, которым является постоянно действующая комиссия ЗС МТУ Росавиации.

В соответствии с пунктом 2 Правил приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Границы района аэродрома Омск (Центральный) определены в приказе Минтранса России от 15.03.2016 № 64 «Об утверждении границ зон (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов), границ классов А, С и G воздушного пространства» (на момент согласования ответчиком объектов строительства определялись приказом Минтранса России от 22.09.2011 № 253 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства»).

Таким образом, территория муниципального образования городской округ город Омск Омской области попадает как в район аэродрома Омск (Центральный), так и в его приаэродромную территорию.

Согласно абзацам первому и второму пункта 58 Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория.

Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Пунктом 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что размещение в районе аэродрома объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством российской федерации.

Таким образом, указанными нормами Воздушного кодекса установлена обязанность получать согласование на строительство объектов в районе аэродрома и на приаэродромной территории у собственника аэродрома, которое по существу представляет собой специальное разрешение и носит обязательный характер.

Следовательно, в силу прямого указания Закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, то есть лицом, за которым зарегистрировано право собственности на аэродром, запрещена.

Вместе с тем, Воздушным кодексом РФ не предусмотрена, как необходимость, так и возможность согласования строительства объектов в районе аэропорта и на приаэродромной территории именно со старшим авиационным начальником аэродрома, напротив, законом предусмотрена обязанность такого согласования только с собственником аэродрома, которым в силу положений ст. 7 ВК РФ является Росавиация.

В связи с указанным, по мнению суда, обоснованным будет возложение обязанности на ООО «СибградстройИнвест» согласовать с постоянно действующей комиссией Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) строительство и размещения объектов строительства в микрорайоне «Прибрежный» Кировского административного округа г. Омска двух 20 этажных многоквартирных жилых домов (дома № 7 и дома №9) в приаэродномной территории аэродрома Омск (Центральный).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Сибградстрой Инвест» согласовать с постоянно действующей комиссией Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) строительство и размещения объектов строительства в микрорайоне «Прибрежный» Кировского административного округа г. Омска двух 20 этажных многоквартирных жилых домов (дома № 7 и дома №9) в приаэродномной территории аэродрома Омск (Центральный).

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А.Панихидникова

Мотивированное решение составлено 17 января 2017 года.

Копия верна.

Судья Е.А.Панихидникова