ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28/18 от 26.04.2018 Бурейского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-28/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Новобурейский 26 апреля 2018 года

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,

при секретаре Александровой В.Н.,

с участием представителя истца ООО «Энергетик плюс» и третьего лица ООО «Энергетик» - ФИО127, ответчиков ФИО7, ФИО15, ФИО79, ФИО63, представителя ответчиков ФИО40, ФИО41, ФИО146, ФИО44, ФИО16, ФИО17, ФИО39, ФИО43, ФИО23 – адвоката Сосниной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «Энергетик плюс» к МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, ФИО1, ФИО36ФИО47, ФИО32, ФИО48, ФИО49, ФИО40, ФИО41, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО151, ФИО6, ФИО54, ФИО53, ФИО55, ФИО51, ФИО52, ФИО50, ФИО57, ФИО56, ФИО124ФИО37, ФИО58, ФИО59, ФИО197, ФИО61, ФИО7, ФИО8, ФИО62, ФИО63, ФИО9, ФИО64, ФИО156, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО131, ФИО10, ФИО69, ФИО11, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО183ФИО74, ФИО12ФИО77, ФИО13, ФИО14, ФИО79, ФИО44, ФИО15, ФИО38, ФИО80, ФИО173, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО35, ФИО20, ФИО21, ФИО84, ФИО22, ФИО85, ФИО39, ФИО20, ФИО86, ФИО43, ФИО87, ФИО88, ФИО90, ФИО89, ФИО23, ФИО91, ФИО45 о взыскании задолженности за оказанные услуги / выполненные работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 137 335 рублей 38 копеек за 2016 год

УСТАНОВИЛ:

ООО «Энергетик плюс» обратилось в суд с иском к МКУ Администрация рп.<адрес>, МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, ФИО1, ФИО24, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО40, ФИО41, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО151, ФИО6, ФИО54, ФИО53, ФИО55, ФИО51, ФИО52, ФИО50, ФИО57, ФИО56, ФИО58, ФИО59, ФИО197, ФИО61, ФИО7, ФИО8, ФИО62, ФИО62, ФИО63, ФИО9, ФИО64, ФИО156, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО131, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО75, ФИО74, ФИО157, ФИО77, ФИО13, ФИО79, ФИО15, ФИО80, ФИО173, ФИО17, ФИО18, ФИО25, ФИО81, ФИО82, ФИО83ФИО20, ФИО84, ФИО22, ФИО85, ФИО86, ФИО43, ФИО87, ФИО88, ФИО90, ФИО89, ФИО23, ФИО91 о взыскании дополнительных расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Определением Бурейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащих ответчиков: ФИО40 и ФИО41 на надлежащего ответчика ФИО26; ФИО173 и ФИО17 на ФИО27 и ФИО28; ФИО25 на ФИО19; ФИО43 на ФИО29, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО30, ФИО31; ФИО87 на МКУ администрация рп. Талакан. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО32, ФИО10, ФИО33, ФИО34, ФИО35. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Государственная жилищная инспекция <адрес>.

Определением Бурейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика МКУ администрация рп. Талакан на надлежащих ответчиков ФИО36 (наниматель жилого помещения ), ФИО146 (наниматель жилого помещения ), ФИО38 (наниматель жилого помещения ). К участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО177. Приняты уточненные исковые требования.

Определениями Бурейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащих ответчиков ФИО26 на надлежащих ответчиков ФИО40 и ФИО41 (<адрес>); МКУ Администрация р.<адрес> на ФИО11 (<адрес>); МКУ Администрация р.<адрес> на ФИО183 (1/2 доля в <адрес>); ФИО27 и ФИО28 на ФИО173 и ФИО17 (<адрес>); МКУ администрация рп.Талакан на ФИО20 (<адрес>); ФИО29, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО30, ФИО31 на ФИО43 (<адрес>); МКУ администрация рп. Талакан на ФИО87 (<адрес>). К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО44 (<адрес>); ФИО21 (<адрес>); ФИО45 (<адрес>). Приняты к производству суда уточненные исковые требования. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ администрация рп. Талакан.

Определениями Бурейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ представителя истца ООО «Энергетик плюс» от требований к ФИО24, ФИО33, ФИО75, производство по делу в части требований к указанным ответчикам прекращено. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Энергетик».

В обоснование иска указано, что ООО «Энергетик плюс» на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>А в <адрес> (далее по тесту МКД). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общество оказало услуг и выполнило работ на общую сумму 609 044 рубля 62 копейки. Исходя из тарифа установленного решением Талаканского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ была установлена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14,14 руб./кв. метр, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15,05 руб./кв. метр. <адрес> всех жилых и нежилых помещений в МКД составляет 2638,49 кв. метров. Учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом была начислена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД в размере 471709 рублей 24 копейки, соответственно в 2016 году истцом понесены дополнительные расходы в размере 137 335 рублей 38 копеек. На общем собрании собственников помещений в МКД «А» было принято решение об отказе компенсировать истцу расходы, возникшие при содержании общего имущества МКД.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просил взыскать с ответчиков в пользу ООО «Энергетик плюс» задолженность за оказанные услуги/ выполненные работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 137335 рублей 38 копеек за 2016 год в следующем порядке: с ФИО1 - 1868 рублей 62 копейки; с ФИО36 – 1880 рублей 07 копеек; с ФИО47, ФИО32 в солидарном порядке – 3082 рубля 45 копеек; ФИО48 – 1868 рублей 62 копейки; ФИО49 – 1880 рублей 07 копеек; ФИО40, ФИО41 в солидарном порядке – 3082 рубля 45 копеек; ФИО2 – 1869 рублей 14 копеек; ФИО3 – 1884 рубля 25 копеек; ФИО4 – 3082 рубля 45 копеек; ФИО128 – 1873 рубля 83 копейки; ФИО6 – 1889 рублей 44 копейки; ФИО54, ФИО53, ФИО55 в солидарном порядке – 3081 рубль 40 копеек; ФИО57, ФИО56 в солидарном порядке – 1800 рублей 96 копеек; ФИО146 – 1880 рублей 07 копеек; ФИО58 – 3081 рубль 40 копеек; ФИО59 – 3190 рублей 71 копейку; ФИО60 – 1473 рубля 04 копейки; ФИО61 – 2305 рублей 85 копеек; ФИО7, ФИО8 в солидарном порядке – 3081 рубль 40 копеек; ФИО62 – 1499 рублей 06 копеек; ФИО63 – 2347 рублей 49 копеек; ФИО9 – 3076 рублей 20 копеек; ФИО64 – 1498 рублей 02 копейки; ФИО65, ФИО66 в солидарном порядке – 2311 рублей 05 копеек; ФИО67, ФИО68 в солидарном порядке – 3082 рубля 45 копеек; ФИО131 – 1499 рублей 06 копеек; ФИО10 – 2311 рублей 05 копеек; ФИО69 – 3082 рубля 45 копеек; ФИО11 – 1483 рубля 45 копеек; ФИО70 – 2308 рублей 97 копеек; ФИО71, ФИО72, ФИО73 в солидарном порядке – 2308 рублей 97 копеек; ФИО42 – 1499 рублей 06 копеек; ФИО74 – 3086 рублей 61 копейку; ФИО12 – 2305 рублей 85 копеек; ФИО77, ФИО13, ФИО14 в солидарном порядке – 1504 рубля 27 копеек; ФИО44 – 2870 рублей 93 копейки; ФИО79 – 210 рублей 48 копеек; ФИО15 – 2311 рублей 05 копеек; ФИО38 – 1498 рублей 02 копейки; ФИО80 – 3060 рублей 58 копеек; ФИО16, ФИО17 в солидарном порядке – 2295 рублей 44 копейки; ФИО18 – 1493 рубля 86 копеек; ФИО19 – 3097 рублей 02 копейки; ФИО81 – 2305 рублей 85 копеек; ФИО82 – 1498 рублей 02 копейки; ФИО83, ФИО35 в солидарном порядке – 3082 рубля 45 копеек; МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> – 4622 рубля 10 копеек; ФИО21 – 2108 рублей 43 копейки; ФИО20 – 244 рубля 27 копеек; ФИО84 – 3039 рублей 76 копеек; ФИО22 – 1879 рублей 03 копейки; ФИО85 – 1868 рублей 62 копейки; ФИО39 – 3107 рублей 43 копейки; ФИО20 – 1880 рублей 07 копеек; ФИО86 – 1869 рублей 14 копеек; ФИО43 – 3081 рубль 92 копейки; ФИО87 – 1873 рубля 03 копейки; ФИО88 – 1910 рублей 29 копеек; ФИО90, ФИО89 в солидарном порядке – 3024 рубля 15 копеек; ФИО23 – 1905 рублей 06 копеек; ФИО45 – 1291 рубль 54 копейки; ФИО91 – 540 рублей 65 копеек. Распределить расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца ООО «Энергетик плюс» и третьего лица ООО «Энергетик» - ФИО127, на исковых требованиях настаивал, дополнительно суду объяснил, что управляющей компанией в 2016 году оказаны услуги и выполнены работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества на сумму 609 044 рубля 62 копейки, что превысило стоимость услуг управляющей компании по договору управления. Данные расходы были понесены управляющей компанией ввиду проведения работ по замене труб отопления в подвале 3-го подъезда, замене входной двери в 1-м подъезде, гидроизоляции козырьков. На общее собрание собственников вопрос о необходимости проведения данных дополнительных работ по содержанию общего имущества МКД управляющей компанией не выносился, соответствующего решения собственниками не принималось. Работы по замене труб отопления в 3-м подъезде проведены в связи с возникшей аварийной ситуацией, и вызваны обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить. При этом объяснил, что состояние дома постоянно ухудшается, необходимо выполнять работы для поддержания его в надлежащем состоянии, ранее управляющей компанией неоднократно проводились мелкие работы по ремонту труб отопления, при визуальном осмотре труб было видно, что они требуют ремонта и замены. Собственники бездействуют, не определяют объем необходимых работ, отказываются дополнительно их компенсировать. Трубы осматриваются по окончанию и перед началом отопительного сезона. Работы по замене двери в 1-м подъезде проведены на основании протокола общего собрания собственников МКД, которыми принято решение о замене двери за счет размера платы за содержание и ремонт жилья. Гидроизоляция козырьков над входами в подъезды была проведена по инициативе управляющей организации, заявок на проведение данных работ от жильцов не поступало, общее собрание собственников по вопросу необходимости проведения данного вида работ и дополнительного финансирования не проводилось. Управляющая компания является коммерческой организацией, которая создана с целью извлечения прибыли, фактически выполнила работы и понесла убытки, которые согласно ст. 15 ГК РФ должны быть ей возмещены ответчиками. Просил требования иска удовлетворить.

Ответчик ФИО63 в судебном заседании исковые требования не признала, суду объяснила, что управляющая компания ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Работы проводятся, но не в том объеме, который указан в актах выполненных работ, поскольку жильцы расписываются в пустых бланках и управляющей компанией осуществляются приписки. С 2012 года трубы отопления в 3-м подъезде постоянно давали течь, жильцами подъезда неоднократно подавались заявки в управляющую компанию и если бы управляющая компания должным образом выполняла свои обязанности, не было бы необходимости в проведении работ по замене труб отопления. Управляющая компания никогда не проводила общие собрания собственников МКД, не предлагала дополнительно компенсировать расходы и провести ремонт. Она добросовестно исполняет обязанности по оплате услуг по ремонту и содержанию общего имущества в МКД, дополнительно компенсировать расходы управляющей компании не согласна, просила в иске отказать.

Ответчик ФИО7 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, суду объяснила, что стабильно оплачивает услуги управляющей компании. Управляющая компания при этом ненадлежащим образом исполняет обязанности по договору управления, некачественно проводит ремонты, в случае течи труб ставят хомуты, ничего более не делая. Полагает, что управляющая компания при должной степени заботливости могла разумно предвидеть и предотвратить возникновение аварийной ситуации. Оспаривала объем оказанных управляющей компанией услуг, поскольку жильцы дома подписывают незаполненные бланки актов выполненных работ. Указала, что согласно п.17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Собственниками данные решения не принимались. Просила в иске отказать.

Ответчик ФИО15 в судебном заседании с иском не согласилась, суду объяснила, что проживает в МКД с 1995 года, за все время проживания в доме управляющей компанией никогда не проводились работы по ремонту и замене труб. Стояки в квартире были заменены ею самостоятельно за свой счет. Начиная с 2012 года трубы отопления постоянно дают течь, их замена проведена лишь в 2016 году. Общее собрание собственников по замене труб отопления и ремонту козырьков не проводилось. Проводимые управляющей компанией работы сделаны некачественно и не соответствуют заявленной стоимости. Полагала, что собственнику необходимо было сделать кап.ремонт здания прежде чем передавать жилые помещения в собственность граждан. Просила в иске отказать.

Ответчик ФИО79, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала позицию ответчиков по делу.

Ответчики МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, ФИО46, ФИО36, ФИО47, ФИО32, ФИО48, ФИО49, ФИО40, ФИО41, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО147., ФИО53, ФИО150ФИО150ФИО51, ФИО170ФИО57, ФИО56, ФИО146, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО8, ФИО62, ФИО9, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО131, ФИО10, ФИО69, ФИО11, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО42, ФИО74, ФИО12, ФИО77, ФИО76, ФИО34, ФИО44, ФИО38, ФИО80, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО148., ФИО20, ФИО21, ФИО66 О.Г., ФИО22, ФИО85, ФИО39, ФИО20, ФИО3 О.Г., ФИО43, ФИО87, ФИО88, ФИО90, ФИО89, ФИО23, ФИО91, ФИО66 И.Г., представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции <адрес>, МКУ администрация рп.Талакан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом.

Ответчики ФИО90, ФИО89, ФИО129, ФИО20, ФИО28, ФИО3 И.А., ФИО12, ФИО70, ФИО69, ФИО65, ФИО66, ФИО64, ФИО9, ФИО62, ФИО8, ФИО59, ФИО58, ФИО53, ФИО147., ФИО150., ФИО6, ФИО151., ФИО4, ФИО152., ФИО49, ФИО48, ФИО47, ФИО32, ФИО71, ФИО72, ФИО80, ФИО82, ФИО22 письменных заявлениях возражали против удовлетворения исковых требований, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков ФИО40, ФИО41, ФИО146, ФИО44, ФИО16, ФИО17, ФИО39, ФИО43, ФИО23, место жительства которых не известно, извещавшихся судом по последнему известному адресу.

В связи с отсутствием представителя у ответчиков, место жительства которых неизвестно, суд в порядке ст. 50 ГПК РФ назначил им представителя – адвоката Соснину В.В. и рассмотрел дело в их отсутствие с участием их представителя.

Представитель ответчиков ФИО40, ФИО41, ФИО146ФИО44, ФИО16, ФИО17, ФИО39, ФИО43, ФИО23 – адвокат Соснина В.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагала, что удовлетворение иска будет противоречить интересам ответчиков, поскольку ей неизвестна позиция ответчиков по данному делу. Считала требования истца необоснованными, так как общее собрание собственников на предмет проведения дополнительных работ в том числе работ капитального характера не проводилось, при проведении работ мнение жильцов дома не учитывалось, в связи с чем убытки понесенные управляющей компанией являются их коммерческим риском и взысканию с ответчиков не подлежат.

Иные ответчики о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили.

В письменном отзыве третье лицо Государственная инспекция труда в Амурской области указала, что размер платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. Из представленных документов невозможно сделать вывод о необходимости проведения дополнительных работ, повлекших дополнительные расходы управляющей компанией на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Нет доказательств вынесения управляющей компанией на общее собрание собственников вопроса о необходимости проведения дополнительных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков и третьих лиц, при данной явке.

Выслушав объяснения участников процесса и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч.2 ст. 36 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; коммунальные услуги.

Согласно ч.1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1 ст. 156 ЖК РФ).

В соответствии с п.5 ч.3 ст. 67 ЖК РФ плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.

В силу ч.ч. 3, 4 ст. 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность собственников и нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные услуги непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилых домом.

Исходя из ч.1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать один из способов управления многоквартирным – управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ч.1 ст. 162 ЖК РФ (в редакции Федерального закона, действующего на момент возникновения спорных правоотношений), договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч.2 ст. 162 ЖК РФ).

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 162 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что ответчики в спорный период времени – 2016 год, являлись собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> «А» <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, договорами на безвозмездную передачу квартир в собственность граждан, договорами найма и ордерами.

Так, ФИО46 является собственником <адрес>, площадью 35,9 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО36, является нанимателем <адрес> площадью 36,1 кв.м. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО47 и ФИО32, на праве общей долевой собственности по ? доли в праве являются собственниками <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО48, является собственником <адрес>, площадью 35,9 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО49, является собственником <адрес>, площадью 36,1 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО40 и ФИО41, в спорный период являлись собственниками <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (договор на безвозмездную передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО155, является собственником <адрес>, площадью 35,7 кв.м. (выписка из ЕГРП); Золотарёв ФИО3, является собственником <адрес>, площадь 36,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО4, является собственником <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО151, является собственником <адрес>, площадью 35,6 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО6, является собственником <адрес>, площадью 36,3 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО50, 2012 года рождения, ФИО51, 2002 года рождения, ФИО52, 2010 года рождения, ФИО53, ФИО54, ФИО55, на праве общей долевой собственности по 1/6 доли в праве являются собственниками <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО56 и ФИО57 на праве общей совместной собственности являются собственниками <адрес>, площадью 37 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО124ФИО37 является нанимателем <адрес>, площадью 36,1 кв.м. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО58, является собственником <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО59, является собственником <адрес>, площадью 61,3 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО197, является собственником <адрес>, площадью 28,3 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО61, является собственником <адрес>, площадью 28,8 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО8 и ФИО7, на праве общей долевой собственности по ? доли в праве являются собственниками <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО62, является собственником <адрес>, площадью 28,8 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО63, является собственником <адрес>, площадью 45 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО9, является собственником <адрес>, площадью 59,1 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО64, является собственником <адрес>, площадью 28,8 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО156 и ФИО66 на праве общей совместной собственности являются собственниками <адрес>, площадью 44,4 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО67 и ФИО171 на праве общей совместной собственности являются собственниками <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО131 является собственником <адрес>, площадью 28,8 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО10 является собственником <адрес>, площадью 44,4 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО69, является собственником <адрес>, площадью 58,5 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО11, в спорный период времени являлся собственником <адрес>, площадью 28,5 кв.м.; ФИО202, является собственником <адрес>, площадью 44,4 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО71, ФИО72 и ФИО73 на праве общей долевой собственности по 1/3 доли в праве являются собственниками <адрес>, площадью 44,3 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО183 в 2016 году в спорный период являлась собственником <адрес>, площадью 28,8 кв.м.; ФИО74 и ФИО75 на праве общей долевой собственности по ? доли в праве являются собственниками <адрес>, площадью 59,3 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО157, является собственником <адрес>, площадью 44,3 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>); ФИО76, ФИО77, ФИО34, ФИО78, 2011 года рождения на праве общей долевой собственности являются собственниками <адрес>, площадью 28,9 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО44 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (договор купли-продажи); ФИО79 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником <адрес>, площадью 59,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО15, является собственником <адрес>, площадью 44,4 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО38, являлась нанимателем <адрес>, площадью 28,7 кв.м. (договор найма от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО80, является собственником <адрес>, площадью 58,8 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО173 и ФИО17 в спорный период являлись собственниками <адрес>, площадью 44,1 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ); ФИО193 является собственником <адрес>, площадью 28,7 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО19, является собственником <адрес>, площадью 59,5 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО81 является собственником <адрес>, площадью 44,3 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО82 является собственником <адрес>, площадью 28,8 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>); ФИО83 и ФИО35 на праве общей долевой собственности по ? доли в праве являются собственниками <адрес>, площадью 58,6 кв.м. (выписка из ЕГРП); <адрес> (площадь 60 кв.м.) и 47 (площадь 28,8 кв.м.) находятся в собственности муниципального образования <адрес>; ФИО21 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником <адрес>, площадью 45,2 кв.м.; ФИО20 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником <адрес>, площадью 45,2 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО84, является собственником <адрес>, площадью 58,4 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО22, является собственником <адрес>, площадью 36,1 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО85, является собственником <адрес>, площадью 35,9 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО177, является нанимателем <адрес>, площадью 44,5 кв.м. (поквартирная карточка); ФИО20, в спорный период являлся собственником <адрес>, площадью 36,1 кв.м.; ФИО86, является собственником <адрес>, площадью 35,1 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО43 в спорный период являлась собственником <адрес>, площадью 59,8 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО87, в спорный период являлся собственником <адрес>, (поквартирная карточка); ФИО88, является собственником <адрес>, площадью 36,7 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО89 и ФИО90 на праве общей совместной собственности являются собственниками <адрес>, площадью 58,1 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО23, является собственником <адрес>, площадью 36,6 кв.м. (выписка из ЕГРП); ФИО45 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником <адрес>, площадью 35,9 кв.м.; ФИО91 в период с 15.092016 по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником <адрес> (площадь 35,9 кв.м.).

ООО «Энергетик-плюс» на основании договора управления многоквартирным домом № 30А от 15.09.2008 года, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 30А, расположенного в п. Талакан, Бурейского района, Амурской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления от 15.09.2008 года и дополнительном соглашении к нему от 26.10.2009 года указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Судом установлено, что собственники помещений МКД 30а п. Талакан не определились с размером платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2016 год, соответствующее решение на общем собрании собственников не принималось.

Согласно решению Талаканского поселкового Совета народных депутатов № 102 от 15.03.2016г. для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не определились в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения на 2016 год: с 01.01.2016 по 29.02.2016 - 14 рублей 14 копеек; с 01.03.2016 по 31.12.2016 – 15 рублей 05 копеек.

15 марта 2016 года между ООО «Энергетик-плюс» (управляющая организация) и ООО «Энергетик» (исполнитель) заключен договор № 3-16 по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах пос. Талкан, в том числе и дома 30а, согласно которому управляющая организация поручает и обязуется оплатить, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

ООО «Энергетик-плюс», заявляя требование о взыскании с ответчиков (собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД) задолженность за оказанные услуги/ выполненные работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 137335 рублей 38 копеек за 2016 год, указало на то, что обществом были понесены дополнительные расходы на содержание общего имущества МКД, которые понесены ввиду выполнения работ по замене труб отопления, замене входной двери 1 подъезда, ремонте козырьков, и которые, по мнению, управляющей организации, должны быть ей компенсированы ответчиками.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно п. 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.11.1 Правил).

Пунктом 17 Правил, предусмотрено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно п. 18 Правил, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

В пункте 21 Правил предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Следовательно, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.

Потребность в проведении текущего ремонта имущества, входящего в состав общего имущества собственников, определяется при проведении периодических осмотров с учетом его состояния.

Согласно п. 28 Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;

б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 29 Правил).

В соответствии с п.31 Правил, при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (п.32 Правил).

Из системного толкования ст.158,162 ЖК РФ, пунктов Правил содержания общего имущества следует, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными договором управления МКД и должны осуществляться управляющей компанией за плату, предусмотренную договором (которая определяется общим собранием собственников по предложению управляющей компании).

В соответствии с Минимальным перечнем работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, управляющая организация обязана осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Управляющая организация выступает в данных правоотношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом естественного износа является её предпринимательским риском.

Если выполнение неотложных, аварийных работ, будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности, согласно ч.1 ст. 401 ГК РФ и за возникновение которых она не отвечает в силу того, что собственниками не принято решение, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений многоквартирного дома (Письмо Министерства строительства и ЖКХ РФ от 15.06.2016 № 18560-ОД/04).

Таким образом, дополнительная оплата работ зависит от их неотложности и невозможности предвидеть при заключении договора на управление. Оплата же за все работы, которые возможно было предвидеть при заключении договора управления входит в стоимость услуг управляющей компании по договору управления.

Следовательно, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление факта выполнения управляющей организацией работ и услуг не входящих в стоимость услуг по договору управления, вызванных обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при должной и обычной степени заботливости и осмотрительности, а также принятие управляющей организацией мер по доведению собственникам необходимости принятия решения общего собрания об утверждении работ и услуг в необходимом объеме и с экономически обоснованным финансированием.

Как следует из п. 1.4. Договора управления от 15.09.2008 года, цена договора формируется из платы за жилое помещение и предоставление коммунальных услуг. Размер платы за жилое помещение составляет 13,58 рублей в месяц за один квадратный метр помещения.

Согласно п.3.1 Договора управления, плата за содержание и ремонт помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему (и/или) капитальному ремонту) общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 3.4 Договора управления предусмотрено, что размер платы за помещение может быть изменен в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы либо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы управляющая организация осуществляет указанные в договоре управления многоквартирным домом работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выполнение и оказание которых возможно в сложившихся условиях, и предъявляет собственникам помещений в многоквартирном доме счета по оплате таких выполненных работ и оказанных услуг. При это размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предусмотренный договором управления многоквартирным домом, должен быть изменен пропорционально объемам и количеству фактически выполненных работ и оказанных услуг.

Управляющая организация обязана информировать собственников об изменении размера платы не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых вносится плата.

Как следует из искового заявления, всего, исходя из общей площади помещений многоквартирного дома и установленного органом местного самоуправления тарифа, управляющей организацией в 2016 году начислена плата за содержание и ремонт жилого помещения на общую сумму 471709 рублей 24 копейки.

Согласно предоставленному истцом перечню работ, выполненных ООО «Энергетик» по текущему ремонту и обслуживанию в доме 30а, управляющей организацией в 2016 году выполнено работ и услуг на сумму 609044 рубля 62 копейки, в том числе, кроме прочего: 132797 рублей 68 копеек - замена труб отопления 39 м; 26000 – установка металлической входной двери с кодовым замком в 1-м подъезде; 55898 рублей 26 копеек - устройство водоотлива, гидроизоляция кровли.

Из акта о приемке выполненных работ от 25.07.2016 года, следует, что ООО «Энергетик» по заказу ООО «Энергетик-плюс» осуществило ремонтные работы по устройству водоотлива и гидроизоляции кровли в доме № 30А п. Талакан, на общую сумму 55898 рублей 26 копеек.

Актом о приемке выполненных работ от 30.09.2016 года, подтверждается, что ООО «Энергетик» по заданию ООО «Энергетик-плюс» выполнило сантехнические работы по замене трубопровода отопления и водоснабжения в количестве 39 метров на общую сумму 132797 рублей 68 копеек.

Согласно договору подряда № 160/16 от 08.08.2016 года, заключенному между ООО «Энергетик» и ООО «ФАЭТОН», подрядчик выполняет работы по изготовлению и установке входной металлической двери с кодовым замком в 1-м подъезде МКД № 30а п. Талакан.

Как следует из акта приемки выполненных работ по монтажу от 17.10.2016 года, ООО «ФАЭТОН» осуществлены работы по изготовлению и установке входной металлической двери с кодовым замком на сумму 26000 рублей.

Рассматривая вопрос об отнесении работ по устройству водоотлива и гидроизоляции кровли, по замене трубопровода отопления и водоснабжения, по изготовлению и установке входной металлической двери с кодовым замком к дополнительным работам и услугам, вызванным обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при должной и обычной степени заботливости и осмотрительности, суд приходит к следующим выводам.

В пункте 2.1.1. Договора управления от 15.09.2008 года, управляющая организация обязана обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Согласно п. 2.7.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, устранение аварийных повреждений систем водопровода, отопления и канализации, находящихся в собственности или на обслуживании жилищных организаций, осуществляет аварийная служба.

Как следует из дополнительного соглашения к договору управления от 15.09.2008, аварийное обслуживание МКД включает в себя содержание системы отопления, подготовка к сезонной эксплуатации.

Согласно п. 5.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.

Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны: проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования (п.5.1.2.).

В силу п. 5.1.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания и системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки.

Пунктом 11 Перечня работ, относящихся к текущему ремонту, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, предусмотрено, что установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные, относится к работам текущего характера.

В судебном заседании представитель истца в обоснование исковых требований ссылался на то, что работы по замене труб отопления вызваны аварийной ситуаций, возникновение которой управляющая организация не могла предвидеть.

В подтверждение своих доводов предоставил паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях от 08.09.2016 года, согласно которому МКД № 30а п. Талакан к эксплуатации в зимних условиях подготовлен.

Согласно распоряжению Главы Бурейского района № 550 от 26.09.2016 года и распоряжению главы поселка Талакан № 173 от 26.09.2016 года, отопительный период 2016-2017 на территории Талаканского муниципального образования начат с 30 сентября 2016 года.

Ответчики в судебном заседании отрицали невозможность предвидения управляющей компанией возникновение аварийной ситуации, поскольку трубы системы отопления постоянно давали течь, собственник <адрес> - ФИО157, жаловалась на наличие сырости в квартире по причине испарений из подвала, о чем управляющей компании неоднократно сообщалось, при этом, ремонт течи осуществлялся некачественно, ставились хомуты, более никаких действия не проводилось.

Из книги учета заявок (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), предоставленной истцом, следует, что ДД.ММ.ГГГГ было обращение ФИО12 по причине течи по отоплению. Согласно заявке от ДД.ММ.ГГГГ и акту выполненных работ, по заявке ФИО12 была устранена течь в подвале в ТУ по отоплению, путем установки хомута. Согласно заявке от ДД.ММ.ГГГГ и акту выполненных работ, по заявке ФИО12 была устранен порыв по отоплению в подвале, путем набивки сальников в задвижке.

Оценив, по правилам ст. 67 ГПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что несмотря на то, что МКД № 30а п. Талакан был признан подготовленным к эксплуатации к отопительному периоду 2016-2017, порыв трубы системы теплоснабжения в подвале третьего подъезда не является обстоятельством непреодолимой силы, обстоятельством, которое управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при должной и обычной степени заботливости и осмотрительности, поскольку управляющей организации было известно о наличии неполадок и неоднократной течи труб отопления, в связи с чем управляющая организация выполняя функции по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в учетом того, что системы отопления и горячего водоснабжения жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии, при должной степени заботливости и осмотрительности могла предвидеть наступления негативных последствий в виде порыва трубы системы отопления при начале отопительного периода.

Доказательств обратного, стороной истца не представлено, вместе с тем, в ходе судебного разбирательства, судом неоднократно предлагалось истцу представить доказательства в обоснование своих исковых требований, либо просить суд об оказании содействия в их собирании, распределялось бремя доказывания. В этих целях неоднократно проводилась подготовка к судебному разбирательству, разъяснялись положения ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что общее собрание собственников помещений в МКД о необходимости проведения работ по замене труб отопления и несении собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД по вопросу дополнительного финансирования управляющей организации данных работ, не проводилось. Как и не проводилась управляющей организацией разъяснительная работа о необходимости проведения планово-предупредительного ремонта в целях предупреждения аварийных ситуаций, тогда как такая обязанность управляющих организаций предусмотрена законом. Суду не представлено доказательств необходимости замены труб отопления в количестве 39 метров, отсутствует обоснование проведения данного вида работ. Не представлено доказательств принятия своевременных, достаточных и необходимых мер к недопущению возникновения аварийной ситуации, не представлено доказательств проведения периодических осмотров и контрольных проверок.

Тогда как, круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.

Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ) и предмета (пункта 2 статьи 162 ЖК РФ) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований. В частности, на уровне закона установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга в том числе систем инженерно-технического обеспечения.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что выполненные текущие работы системы отопления вызваны обстоятельствами непреодолимой силы, без проведения которых возникла бы чрезвычайная ситуация, а также вызваны обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть при заключении договора, вследствие чего они должны быть дополнительно компенсированы собственниками и нанимателями, в связи с чем данные работы должны были быть выполнены управляющей организацией в рамках договора управления многоквартирным домом.

Трубы отопления являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счет статей «Технический ремонт и техническое обслуживание общего имущества в многоквартирном доме», в том числе, внутридомовых систем водоснабжения и центрального отопления, без увеличения тарифа.

Из изложенного, суд приходит к выводу о том, что расходы, понесенные управляющей организацией по замене труб отопления не могут быть ей дополнительно компенсированы ответчиками.

Расходы, понесенные управляющей компанией при выполнении работ по устройству водоотлива и гидроизоляции кровли, также не могут быть отнесены к неотложным работам, которые вызваны обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и которые невозможно предвидеть при заключении договора на управление.

Как следует из объяснений представителя истца и ответчиков необходимости и неотложности в проведении работ данного характера не было, заявок на проведение данных работ не подавалось, жалоб со стороны жильцов не поступало.

Согласно п. 4, 7 Перечня работ, относящихся к текущему ремонту, ремонт гидроизоляции крыш и козырьков, относится к работам текущего характера, которые возможно провести по решению общего собрания собственников помещений. При этом, общее собрание с собственниками не проводилось и соответствующее решение собственниками помещений МКД не принималось.

Суд полагает, что данные работы также проведены управляющей компанией в рамках заключенного договора управления, в связи с чем не подлежат дополнительной компенсации.

Не могут быть дополнительно компенсированы ответчиками истцу и расходы по изготовлению и установке входной металлической двери с кодовым замком.

Как следует из решения общего собрания собственников МКД № 15 июля 2016 года, проводимого в форме очно-заочного голосования, общим собранием принято решение о замене на входе в 1 (первый) подъезд дома деревянной двери на металлическую за счет размера платы за содержание и ремонт жилья.

Из изложенного следует, что собственниками принято решение о замене входной двери за счет установленного размера платы за содержание и ремонт жилья, а не за дополнительную плату. Иного решения собственниками помещений в МКД не принималось. В добровольном порядке дополнительно компенсировать в 2017 году расходы управляющей организации за 2016 год, собственники помещений отказались.

Таким образом, учитывая отсутствие доказательств того, что выполненные истцом работы вызваны обстоятельствами, непреодолимой силы, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть, суд приходит к выводу о том, что данные работы были выполнены в рамках договора управления многоквартирным домом, поэтому не могут быть дополнительно компенсированы истцу ответчиками, в связи с чем истцу в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обществу с ограниченной ответственностью «Энергетик плюс» в удовлетворении исковых требований к МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, ФИО1, ФИО36, ФИО47, ФИО32, ФИО48, ФИО49, ФИО40, ФИО41, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО151, ФИО6, ФИО54, ФИО53, ФИО55, ФИО51, ФИО52, ФИО50, ФИО57, ФИО56, ФИО124ФИО37, ФИО58, ФИО59, ФИО197, ФИО61, ФИО7, ФИО8, ФИО62, ФИО63, ФИО9, ФИО64, ФИО156, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО131, ФИО10, ФИО69, ФИО11, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО183, ФИО74, ФИО157ФИО77, ФИО13, ФИО14, ФИО79, ФИО44, ФИО15, ФИО38, ФИО80, ФИО173ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО35, ФИО20, ФИО21, ФИО84, ФИО22, ФИО85, ФИО39, ФИО20, ФИО86, ФИО43, ФИО87, ФИО88, ФИО90, ФИО89, ФИО23, ФИО91, ФИО45 о взыскании задолженности за оказанные услуги / выполненные работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 137 335 рублей 38 копеек за 2016 год, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха

Решение в окончательной форме принято 01 мая 2018 года