ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28/2010 от 04.10.2010 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 октября 2010 года г. Астрахань

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шустовой Т.П.

при секретаре Лагуткиной Д.Х.

с участием прокурора Бурхетьевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Астраханской области по Ленинскому центральному одномандатному округу №17 ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Астраханской области по Ленинскому центральному одномандатному округу №17 ФИО2,

ФИО3 Н О В И Л:

Кандидат в депутаты Государственной Думы Астраханской области по Ленинскому центральному одномандатному округу №17 ФИО1 обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Астраханской области по Ленинскому Центральному одномандатному округу №17 ФИО2 В обоснование своих требований заявитель указала, что 13 июля 2010 года объявлены дополнительные выборы депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва по Ленинскому Центральному одномандатному избирательному округу №17. Постановлением от 13.08.2010 №2/5 окружной избирательной комиссией Ленинского Центрального одномандатного избирательного округа №17 (Избирательная комиссия Астраханской области) зарегистрирован ФИО2 кандидатом в депутаты Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва по Ленинскому Центральному одномандатному избирательному округу №17, выдвинутый избирательным объединением «Астраханское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России». 29 сентября 2010 года в жилых домах по улице Ботвина, находящихся на территории указанного выше избирательного округа, от имени зарегистрированного кандидата ФИО2 избирателям вручались коробки с надписью «Мини Бонжур - десерт» в качестве подарков ко Дню пожилого человека. Одновременно с коробками вручался агитационный материал зарегистрированного кандидата ФИО2, а именно поздравительная открытка и календарь, содержащие призывы к голосованию за указанного кандидата на выборах, проводимых 10 октября 2010 года. Представители, действовавшие от имени кандидата, вопреки ограничениям при проведении предвыборной агитации, установленным ст. 72 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 г. N 24/2006-03 "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области", вручали подарки избирателям, напрямую соотнося результат их вручения с пожеланиями голосования за конкретного представляемого ими кандидата. Просит отменить регистрацию кандидата в депутаты ФИО2 на основании пункта «г» части 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 4 части 2 статьи 61 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-03 "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области".

В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 поддержала доводы заявления, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель избирательной комиссии Астраханской области ФИО5, представитель кандидата в депутаты ФИО2 – ФИО6 заявленные требования не признали, считая доводы заявления необоснованными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бурхетьевой Е.М., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Постановлением избирательной комиссии Астраханской области  № 114\623-4 от 9 июля 2010 года «О назначении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва по Приволжскому одномандатному избирательному округу №7, Ленинскому Центральному одномандатному избирательному округу №17» назначены дополнительные выборы депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва по Приволжскому одномандатному избирательному округу №7, Ленинскому Центральному одномандатному избирательному округу №17 на 10 октября 2010 года.

Постановлением избирательной комиссии Астраханской области № 114\624-4 от 9 июля 2010 года при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва по Приволжскому одномандатному избирательному округу №7, Ленинскому Центральному одномандатному избирательному округу №17 полномочия окружных избирательных комиссий по дополнительным выборам возложены на избирательную комиссию Астраханской области.

На основании Постановления окружной избирательной комиссии Ленинского Центрального одномандатного избирательного округа №17 от 13 августа 2010 года №2\5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва по Ленинскому Центральному одномандатному избирательному округу №17, зарегистрирован ФИО2, выдвинутый избирательным объединением «Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии «Либерально-демократическая партия России».

На основании Постановления окружной избирательной комиссии Ленинского Центрального одномандатного избирательного округа №17 от 13 августа 2010 года №2\6 кандидатом в депутаты Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва по Ленинскому Центральному одномандатному избирательному округу №17, зарегистрирована ФИО1, выдвинутая избирательным объединением «Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».

В силу статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в качестве одного из принципов проведения выборов установлено, что участие в выборах является свободным и добровольным, воздействие на избирателей с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также на их свободное волеизъявление не допускается.

В соответствии с пунктом «г» части 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 4 части 2 статьи 61 Закона Астраханской области от 05.06.2006 N 24/2006-ОЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области".

В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Аналогичное положение содержится в статье 72 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области"  от 05.06.2006 N 24/2006-ОЗ.

Закон исходит из того, что запрет на осуществление подкупа избирателей направлен на реальное обеспечение принципа равенства кандидатов с целью исключения давления на избирателей в пользу того или иного кандидата, поэтому действия кандидатов на подкуп избирателей могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования за или против конкретного кандидата в депутаты либо ставились в зависимость от результатов выборов.

Отмена судом регистрации кандидата является одним из установленных законом видов ответственности за нарушение избирательного законодательства, которая может наступить лишь при условии совершения виновных действий самим кандидатом, его представителем либо по его поручению иными лицами.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений с учетом положений статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из объяснений представителя заявителя ФИО4, об обстоятельствах, на которых основаны заявленные требования, заявителю стало известно от избирателей Ленинского Центрального одномандатного избирательного округа №17. В подтверждение указанных обстоятельств заявителем представлены в качестве доказательств показания свидетелей: А., Д., К.

Свидетель А. в судебном заседании показала, что место ее жительства расположено в пределах Ленинского Центрального одномандатного избирательного округа №17. 29 сентября 2010 года в вечернее время в квартиру по месту ее жительства явились девушка с молодым человеком, которые пояснили, что пришли поздравить с Днем пожилого человека от депутата ФИО2, депутатом который образовал Клуб пожилых людей, и А. при желании может в данный клуб обращаться. При этом свидетелю вручили открытку и календарь с изображением депутата ФИО2, две коробки десерта «Бонжур».

Свидетель Д. показала, что вечером 29 сентября 2010 года к ней по месту жительства приходила девушка, которая вручила открытку и календарь с изображением депутата ФИО2, коробку десерта «Бонжур».

Свидетель К. суду пояснил, что 29 сентября 2010 года по месту его жительства приходила девушка, с которой беседовала его супруга. Из услышанного между ними разговора он понял, что пришли от кандидата в депутаты, вручили две открытки, которые он, прочитав, разорвал, и календари с изображением депутата ФИО2 Девушка также предлагала взять коробку с конфетами, однако он запретил супруге это делать.

Таким образом, из показаний свидетелей не следует, что приходившие к ним по месту жительства 29 сентября 2010 года лица передавали избирателям материальные ценности с целью понудить их голосовать на выборах за депутата ФИО2 Свидетелей А. и Д. поздравили с Днем пожилого человека, при этом приходить на избирательный участок и проголосовать за кандидата ФИО2 им не предлагали, свидетель К. лично с этими людьми не общался.

Суд приходит к выводу о том, что показания свидетелей, а также исследованная в судебном заседании и принятая на обозрение по ходатайству представителя заявителя фотография, на которой изображены свидетель А. с девушкой и молодым человеком, чьи анкетные данные никому из лиц, участвующих в деле, не известны, не подтверждают факта передачи избирателям коробок с десертом «Бонжур» под условием их голосования на выборах за кандидата ФИО2

Представитель ФИО2 – ФИО6 пояснил, что изображенные на фотографии лица ему неизвестны, они не входят в число лиц, выступающих в период избирательной кампании от имени кандидата. Об обстоятельствах распространения от имени кандидата печатных материалов и коробок с конфетами стало известно из поступившего в Астраханский областной суд заявления ФИО1 об отмене регистрации кандидата ФИО2

В судебном заседании также установлено, что 1 октября 2010 года в адрес избирательной комиссии Астраханской области поступила жалоба зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО2 по поводу нарушения избирательного законодательства. В жалобе указано на необходимость пресечения и привлечения к ответственности лиц, действующих не от его имени и вопреки его воле, которые распространяют на Ленинском избирательном округе коробки конфет с одновременным вручением печатных материалов с изображением кандидата. 

Проанализировав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств того, что кандидатом ФИО2, его доверенными лицами и уполномоченными представителями или по их просьбе или поручению иными лицами избирателям были предоставлены подарки под условием голосования за кандидата ФИО2, в судебном заседании факт нарушения кандидатом в депутаты ФИО2 порядка ведения предвыборной агитации в форме подкупа избирателей не нашел своего подтверждения.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены регистрации кандидата ФИО2 по пункту «г» части 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункту 4 части 2 статьи 61 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-03 "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области" не имеется.

Руководствуясь ст. 191-199, ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления кандидата в депутаты Государственной Думы Астраханской области по Ленинскому центральному одномандатному округу №17 ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Астраханской области по Ленинскому центральному одномандатному округу №17 ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней.

Решение вступило в законную силу 13.10.2010 года