№2-28/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2014 года, г.Нововоронеж, Воронежской области, Россия
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.,
С участием
истца ФИО1,
Представителя истца адвоката Крючатовой Л.А.,
Представителя ответчика администрации городского округа город Нововоронеж ФИО2, действующего на основании доверенности,
при секретаре Корчугановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Нововоронежского городского суда Воронежской области гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа город Нововоронеж, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о признании решения незаконным, обязании включения в программу «Жилище 2011-2015», обязании выдачи государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области и Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области, с учетом уточнения которого, просит обязать администрацию городского округа город Нововоронеж включить его в список получателей жилищных сертификатов на ДД.ММ.ГГГГ с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ., предоставить в Департамент архитектуры и строительной политики его учетное дело с заявлением о выдаче ему сертификата в ДД.ММ.ГГГГ. Также просит признать отказ Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче жилищного сертификата согласно очередности №, включенного в сводный список на ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить его в сводный список очередников на ДД.ММ.ГГГГ. с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области оформить и выдать ему жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище 2011-2015г.г.» согласно очередности, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ
Свои требования истец мотивирует тем, что он является ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является <данные изъяты>., и в соответствии с положениями закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на меры социальной поддержки – обеспечение жильем. Он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, принят на учет в таком качестве в администрации города Нововоронежа, признавался участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.». Он изъявил желание получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ., его включили в список граждан-получателей сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ. Его учетное дело неоднократно направлялось администрацией в департамент архитектуры и строительной политики. В ДД.ММ.ГГГГ. он обращался с иском в суд, обжалуя решение департамента, который ему отказал в выдаче ГЖС. Суд признал, что он, ФИО1 включен в списки получателей ГЖС, и никакие его права не нарушены. Однако сертификат в ДД.ММ.ГГГГ департаментом не выдан с указанием, что бюджетных средств было выделено только на 25 сертификатов, он же был 26 по очереди. Но при этом в список получателей ГЖС ДД.ММ.ГГГГ. его не включили, в сводных списках, размещенных на сайте департамента он не значится. О том, что сертификатов было меньше, чем число включенных в Список граждан, его никто не информировал, если бы это было, он бы подал заявление о выдаче сертификата и на 2014г. Считает, что ему незаконно отказывают в выдаче государственного жилищного сертификата (л.д.4-7, 205, 206-208 т.1).
Судебным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Объединенная дирекция Госстроя» и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (л.д.208 т.1).
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель Крючатова Л.А. требования, с учетом уточнения, поддержали по мотивам, изложенным в иске. Истец ФИО1 дополнительно пояснил, что полагал, что его включение в список получателей сертификатов на 2013г., где он стоял под № за 31 включенного в Список, предполагает выдачу сертификата в этом году, т.к. список утверждался уже в ДД.ММ.ГГГГ., когда все бюджетные средства должны были быть выделены. Как ему пояснили в Департаменте, произошло сокращение выделенных средств. Если бы он об этом вовремя узнал, он бы подал заявление и на ДД.ММ.ГГГГ Считает, что департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области постоянно изменял пояснения, давал различные по содержанию ответы, вводил всех в заблуждение, получить достоверную информацию от них невозможно, в связи с чем он обратился с жалобой в счетную палату, ответа пока не получил.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Нововоронеж ФИО2 с требованиями истца не согласился, указал, что администрация городского округа город Нововоронеж права ФИО1 не нарушала. В ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. На получение ГЖС в 2014г. он заявление не подавал. В ДД.ММ.ГГГГ. департаментом ФИО1 было отказано в выдаче ГЖС, в связи с чем уведомление департамента, поступившее в администрацию в апреле 2013г. о представлении учетных дел граждан не касалось ФИО1, так как департаментом он был признан лицом, ухудшившим свои жилищные условия. После того, как департамент представил в суд сведения о возможности рассмотрения дела ФИО1 и выдачи ему ГЖС в 2013г. учетное дело сразу же было направлено администрацией в департамент. Сведений о том, что количество ГЖС выделено Воронежской области меньше, чем включено граждан в Список, в администрацию не поступало, в связи с чем администрация не могла уведомить истца об этом и предложить ФИО1 написать заявление на выдачу ГЖС в 2014г.
Представитель ответчика Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, представители 3-х лиц ФКУ «Объединенная дирекция Госстроя» и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая отсутствие возражений у иных участников процесса.
Представителем ответчика Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области представлены возражения по иску, согласно которых, ответчик считает требования ФИО1 незаконными и необоснованными по следующим основаниям:
В соответствии с пунктами 29-35 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов оформление и выдача сертификатов гражданам-участникам подпрограммы осуществляется по мере поступления ГЖС в Воронежскую область. В соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № № выдаче в ДД.ММ.ГГГГ году бланков государственных жилищных сертификатов» Воронежской области выдано 25 штук бланков сертификатов на сумму <данные изъяты>. рублей. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № направленным главам муниципальные районов и городских округов Воронежской области департамент просил предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела граждан-получателей ГЖС Однако учетное дело ФИО1 администрацией г.Нововоронеж в указанный срок в департамент не было предоставлено, соответственно решение о выдаче или отказе в выдаче ГЖС ФИО1 не принималось. Учетное дело ФИО1 было направлено администрацией городской округа город Нововоронеж в департамент сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент в письме от ДД.ММ.ГГГГ. пояснил, что учетное дело ФИО1 не может быть принято к рассмотрению, так как в учетном деле отсутствует заявление ФИО1 о выдаче государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа город Нововоронеж сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. повторно направила в департамент учетное дело ФИО1 с заявлением на выдачу ГЖС в 2013 году для рассмотрения. В соответствии с пунктом 36 правил органы исполнительной власти в двухмесячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления для вручения указанным гражданам. Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных в правилах.
Бланки сертификатов поступили в департамент ДД.ММ.ГГГГ. ГЖС были оформлены и выданы департаментом до ДД.ММ.ГГГГ согласно очередности, установленной в сводном списке участников подпрограммы. Исходя из изложенных выше фактов и обстоятельств, срок по предоставлению учетного дела ФИО1 для рассмотрения комиссией департамента истек. Правительством РФ дополнительный выпуск в 2013 году ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не был предусмотрен. Таким образом предоставить ФИО1 ГЖС в 2013 году не представилось возможным в силу действующего законодательства.
Изложенные обстоятельства были разъяснены департаментом в ответ на обращение ФИО1 в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Данный ответ, по мнению Департамента, содержит разъяснения действующего законодательства и не является решением исполнительного органа государственной власти об отказе в выдаче жилищного сертификата, а соответственно не может нарушать права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п.24 Правил формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин -участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.
Администрацией г.Нововоронежа ФИО1 не был включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем Департамент не имеет законных оснований для включения ФИО1 в сводный список на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-9 т.2).
Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела, рассмотренного Нововоронежским городским судом ДД.ММ.ГГГГ., представленные ответчиками возражения, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично, при этом исходит из следующего:
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 утверждена «Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы», в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках этой Подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (далее Правила).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абз. 6 подп. «е» п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
В силу подп. «а» п. 19 данных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по определенной форме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме, с приложением соответствующих документов.
Согласно п.21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
В соответствии с п.24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п.5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы. Сводные списки получателей сертификатов должны быть доступны для граждан - участников подпрограммы, что предусмотрено п. 29 Правил.
Выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов (п. 30 Правил).
Органы исполнительной власти до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, представляют государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификатов (п. 34 Правил).
Таким образом, на федеральном уровне права и обязанности в указанной сфере определены следующим образом:
органы местного самоуправления, наделенные в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, осуществляют постановку на учет и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируют и утверждают списки таких граждан, формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году.
Согласно п.п. «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов, гражданам-участникам подпрограммы, указанным п.п. «е» пункта 5 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Согласно п.32 Правил, порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
В отношении категории граждан, указанных в п.п. «е» п.5 Правил (граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС и приравненных к ним лиц), органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который осуществляет оформление и выдачу государственных жилищных сертификатов, в Воронежской области является Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области. Согласно Положения о Департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области, утвержденного постановлением Администрации Воронежской области №1109 от 18.12.2008г., Департамент предоставляет государственную услугу – выдачу ГЖС (п.3.2.1). Приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 10.10.2011г. №360 был утвержден Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы» ( далее Порядок). Согласно положений этого Порядка, он определен аналогичным по отношению к порядку, установленному федеральным законодательством - указанными выше Правилами (Постановление Правительства РФ №153 от 21.03.2006г.).
Так в соответствии с п.6 Порядка Департамент на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждает его и представляет (на бумажном носителе и в электронном виде) государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития Российской Федерации.
Согласно п.7 Порядка Департамент в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся Департаментом до соответствующих органов местного самоуправления в 10-дневный срок с момента утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов.
Органы местного самоуправления в трехдневный срок с момента получения выписки из сводного списка доводят до сведения граждан решение Департамента о включении их в сводные списки получателей сертификатов.
Установлено, что истец ФИО1 является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признан инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС, его право на льготы в связи с этими обстоятельствами, в т.ч. обеспечение жильем, подтверждено Удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15,16 т.1 ). Его статус никем из участников процесса не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в администрацию городского округа город Нововоронеж с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с составом семьи 1 человек, представил пакет документов (л.д.180 т.1). Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 был признан таковым, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи 1 человек, с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.147,145 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в администрацию городского округа город Нововоронеж с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и состоящее на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, представил пакет документов ( л.д.126 т.1).
Администрацией городского округа город Нововоронеж ФИО1 был признан участником Подпрограммы, о чем администрация городского округа город Нововоронежа сообщила истцу письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.125 т.1). Было сформировано учетное жилищное дело (л.д.53-181 т.1).
Также Администрацией городского округа город Нововоронеж ФИО1 был включен в сводный Список граждан-участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств…», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2013г. по городскому округу город Нововоронеж, с составом семьи 1 человек. «Сводный Список…» утвержден Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.123,124 т.1).
Данный Список администрация городского округа город Нововоронеж представила в департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области в ДД.ММ.ГГГГ
Департаментом АСП ВО в августе 2012 года был сформирован Сводный Список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013г. по Воронежской области. Этот список сформирован по категориям граждан. По категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС….» ФИО1 был включен в Список под №№, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ., как состоящий на учете в Администрации городского округа г.Нововоронеж. Сводный список утвержден руководителем департамента ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.21-22 т.2).
Сводный список граждан, изъявивших желание получить ГСЖ в 2013г., который должен был быть сформирован Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области согласно п.26 Правил (Постановление Правительства ВО №153 от 21.03.2006г.) и п.6 Порядка (Приказ департамента АСП ВО от 10.10.2011г. №360) суду не представлен.
Во исполнение п.29 Правил и п.7 Порядка департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области сформирован «Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2013году», который был утвержден руководителем Департамента 14.03.2013г. В этом списке по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС….» ФИО1 был включен под №, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет 21.12.2010г., как состоящий на учете в Администрации городского округа г.Нововоронеж (л.д.33-34 т.2).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в администрацию городского округа город Нововоронеж с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области, представил пакет документов (л.д.106 т.1).
Установлено, что учетное жилищное дело ФИО1 было направлено администрацией городского округа город Нововоронеж в Департамент Архитектуры и строительной политики Воронежской области в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Протокола совещания комиссии по рассмотрению учетных дел граждан – участников подпрограммы от ДД.ММ.ГГГГ. учетное дело было возвращено в администрацию городского округа город Нововоронеж с рекомендацией истребования дополнительных документов в отношении статуса ФИО1, а также указано, что ФИО1 намерено ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем в выдаче ГЖС ему должно быть отказано (л.д.102-105 т.1).
При этом ФИО1 не был исключен из Списка получателей государственных жилищных сертификатов в 2013году.
Согласно материалов рассмотренного ранее Нововоронежским городским судом гражданского дела № по иску ФИО1, приобщенного к материалам настоящего гражданского дела, ФИО1, посчитав, что в выдаче государственного жилищного сертификата в 2013г. решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано неправомерно, обратился в суд с иском к этим же ответчикам и просил, в т.ч. признать его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы», а также обязать ответчиков выдать ему государственный жилищный сертификат. Департаментом Архитектуры и строительной политики неоднократно представлялись письменные возражения по иску, согласно которых истец включен в Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2013году, сформированный Департаментом АСП ВО, по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС….», под №, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ., как состоящий на учете в Администрации городского округа г.Нововоронеж. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № направленным главам муниципальных районов и городских округов Воронежской области, департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области просил предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. учетные дела граждан- получателей ГЖС в 2013г. Однако, учетное жилищное дело истца ФИО1 администрацией городского округа город Нововоронеж после получения этого письма (29.04.2013г.) ответчику департаменту архитектуры и строительной политики не направлялось, в связи с чем заявление ФИО1 о выдаче ему ГЖС в ДД.ММ.ГГГГ а также представленные к заявлению документы, департаментом не рассматривались, соответственно - решение о выдаче или отказе в выдаче истцу ГЖС ответчиком Департаментом АСП ВО не принималось. Учетное дело администрацией г.Нововоронежа представлено в адрес Департамента ДД.ММ.ГГГГ. Решением Нововоронежского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении требований ФИО1 было отказано, исходя из обстоятельства, что на момент рассмотрения дела права и законные интересы истца нарушены не были (материалы гражданского дела №
Департаментом АСП ВО письмом от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО1 было возвращено в администрацию г.Нововоронежа с указанием, что в учетном деле отсутствует заявление ФИО1 о выдаче ему ГЖС в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.194 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 вновь подал в администрацию городского округа город Нововоронеж заявление о выдаче ему ГЖС (л.д.54-57 т.1). После чего ДД.ММ.ГГГГ учетное жилищное дело ФИО1 вновь было направлено в Департамент Архитектуры и строительной политики, где находилось до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13, 14 т.1),
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № о рассмотрении обращения ФИО1 Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области указал, что в соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ. №125/ГС «О выдаче в 2013году бланков государственных жилищных сертификатов» Воронежской области выдано 25 штук бланков сертификатов на сумму <данные изъяты>. ГЖС были оформлены и выданы департаментом до 15.06.2013г. согласно очередности, установленной в сводном списке участников подпрограммы. Сроки по представлению учетного дела ФИО1 в департамент в 2013г. были пропущены. Дополнительный выпуск в 2013г. ГЖС не предусмотрен. И представить сертификат ФИО1 в 2013г. не представляется возможным (л.д.10-12 т.1).
Установлено, что Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области были сформированы «Сводный Список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на 2014г. по Воронежской области», утвержденный руководителем департамента в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.35-37 т.2), а также «Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2014 году», утвержденный руководителем департамента ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.40 т.2). В указанных Списках ФИО1 не значится ни участником подпрограммы, ни получателем ГЖС на 2014г., т.е. фактически ФИО1 исключен из числа участников указанной подпрограммы.
Исходя из анализа законодательства, регулирующего в настоящее время порядок обеспечения жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, суд приходит к выводу, что признание гражданина участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.» с принятием соответствующего решения осуществляют органы местного самоуправления, а органы исполнительной власти субъектов РФ проверяют правильность принятого решения. Учитывая, что на истца было заведено учетное жилищное дело, исходя из положений п.21 Правил, ФИО1 был признан участником подпрограммы и Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области. Такое решение в отношении ФИО1 не отменялось. Законодательством РФ не предусмотрено, что заявление о признании участником Подпрограммы должно подаваться гражданином ежегодно или с иной периодичностью, в связи с чем действия Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по исключению ФИО1 из «Сводного списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.», сформированного на 2014г. и утвержденного руководителем Департамента в августе 2013г., являются незаконными, и он подлежит восстановлению в указанном «Сводном Списке…». И суд принимает решение, обязывающее ответчика департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области внести изменения в Список, включив в него истца.
Администрация городского округа город Нововоронеж, включив ФИО1 в список лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2013г. (как указано выше, список утвержден Постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.123,124 т.1), а также Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, включив ФИО1 в «Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2013г. (л.д.33-34 т.1), признали, что такое желание ( получение ГСЖ) истец высказал.
Суд соглашается с позицией истца, что исходя из содержания п.29 Правил (Постановление Правительства ВО №153 от 21.03.2006г.) и п.7 Порядка (Приказ департамента АСП ВО от 10.10.2011г. №360), включение ФИО1 в Список получателей ГЖС в 2013г. предполагало, что выделенных денежных средств и самих ГСЖ будет достаточным для их выдачи лицам, включенным в основной список, в т.ч. и истцу.
Исходя из позиции ответчика департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, изложенной в письме от 28.11.2013г. за №61-01-06и/1823, со ссылкой на Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.04.2013г. №125/ГС, Воронежской области выдано 25 штук бланков сертификатов (л.д.10-12 т.1), тогда как ФИО1 состоял в Списке получателей ГЖС под № из 31 включенного в Список по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Т.е. фактически, исходя из указанных данных, ФИО1 государственный жилищный сертификат в 2013г. и не мог получить в связи с тем, что их количество было меньшим по отношению к порядковому номеру его очередности.
Кроме того, зная, что выдача поступивших государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ. была завершена ДД.ММ.ГГГГ., департамент не сообщил ни ФИО1, ни суду, рассматривающему предыдущий спор сторон, о данных обстоятельствах, указывая, что вопрос о выдаче ГСЖ ФИО1 в 2013г. может быть решен только после представления в департамент его учетного жилищного дела.
И суд приходит к выводу, что указанные выше установленные обстоятельства давали ФИО1 основания полагать, что ГСЖ ему будет выдан в 2013г. как лицу, включенному в Список получателей ГЖС в 2013г., после представления его учетного жилищного дела в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, и фактически не позволяли ФИО1 обратиться до ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата в 2014г., учитывая, что выдача ГЖС может быть только единожды.
При этом суд считает установленным, что все поведение ФИО1 в 2013г. по обращениям в Администрацию городского округа город Нововоронеж, в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, в Нововоронежский городской суд явно выражали желание ФИО1 получить государственный жилищный сертификат, и истцом соблюдены сроки, указанные в п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы».
Администрацией городского округа город Нововоронеж сформирован Сводный список граждан – участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2014г. по городскому округу город Нововоронеж, утвержденный постановлением администрации от 03.07.2013г. №1160, в который ФИО1 не включен.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу ст.3 ГПК РФ, ст.11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая, что администрация городского округа город Нововоронеж в рамках действующего законодательства не наделана полномочиями на формирование списка получателей государственных жилищных сертификатов, в удовлетворении иска в этой части суд отказывает, признавая, что истец фактически ставит требования в отношении администрации городского округа город Нововоронеж о включении его в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2014г.
В соответствии с установленным порядком оформления и выдачи ГЖС, учетные дела представляются в департамент АСП ВО по требованию последнего, в связи с чем в удовлетворении требований истца об обязании администрации г.Нововоронежа представить учетное жилищное дело ФИО1 в департамент суд отказывает.
Отсутствие же ФИО1 в Списке лиц - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы», изъявивших желание получить ГЖС, и в Списке получателей государственных жилищных сертификатов в 2014г., исходя из установленного порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, лишает истца возможности получения ГЖС в 2014г.
И в связи с чем Администрация городского округа город Нововоронеж должна включить истца в Список лиц – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств…», изъявивших желание получить ГЖС в 2014г., что является основанием для Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области внести изменения в сформированный Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2014г., по соответствующей категории граждан. И суд принимает решение, обязывая ответчиков совершить указанные действия, определяя эти действия так, как они закреплены в указанных выше Правилах и Порядке.
В связи с тем, что истец не доказал и в судебном заседании не было установлено, что непосредственной невыдачей государственного жилищного сертификата истцу в 2013г. ответчиками были нарушены права ФИО1, в удовлетворении его требований о признании отказа департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в выдаче жилищного сертификата согласно очередности №, включенного в сводный список на 2013г., незаконным, суд отказывает.
В силу абз.1 п.28 Правил (Постановление Правительства РФ от 21.03.2006г.) государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти. А согласно п.29 Правил формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
На основании абз.2 п.36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил.
Учитывая, что в Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2014г. по категории «граждане, подвергшиеся радиационного воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС» (л.д.40 т.2) включено 10 граждан, при этом по пяти из них дата постановки на учет является более поздней ( начиная с ДД.ММ.ГГГГ.) по отношению к дате постановки на учет ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ему должен быть выдан ГЖС в 2014г.
Возражения представителей ответчиков не основаны на законе в силу приведенных выше доводов и направлены на иное толкование закона, при этом сами действия ответчиков в отношении ФИО1 не соответствовали порядку, определенному Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г.) и Порядком оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов (утвержденным Приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 10.10.2011г. №360), что и привело к нарушению прав истца.
При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В связи с этим суд считает, что требования истца доказаны, а возражения ответчиков и соответствие их действий в отношении ФИО1 действующему законодательству, не доказаны.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования ФИО1 частично.
Обязать Администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области включить ФИО1 в Сводный список граждан –участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы», изъявивших желание получить в 2014 году государственный жилищный сертификат по городскому округу город Нововоронеж Воронежской области, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет 21.12.2010г., по категории «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльскйо АЭС», и направить данный список в департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
Обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области внести изменения в «Сводный Список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на 2014 год по Воронежской области, включив в указанный Сводный список ФИО1, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ., по категории «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также внести изменения в «Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2014 году», включив в указанный Список ФИО1, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ., по категории «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на состав семьи 1 человек.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
Решение в окончательной форме изготовлено 12.02.2014 года