Дело № 2-28/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2015 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Охрименко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майминского района к Казенному учреждению Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере дорожной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Майминского района обратился в суд с иском к КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор», ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 217» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере дорожной деятельности, указывая на то, что прокуратурой Майминского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Майминского района Республики Алтай, по результатам которой установлено, что КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» ненадлежащим образом исполняют возложенные на него обязанности по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Также ненадлежащим образом осуществляет обязанности по содержанию дорог общего пользования в Майминском районе ОАО «ДЭП 217». Согласно акту проверки автодорог на территории Майминского района от 11.02.2014 года техническое состояние автодороги «Горно-Алтайск – Алферово», «Кызыл-Озек – Александровка – Урлу-Аспак», «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск», «Карасу – Сайдыс», «Подъезд у с.Верх-Карагуж не обеспечивают в полном объеме безопасные дорожные условия на маршрутах автобусных перевозок. На автомобильной дорогах общего пользования регионального значения «Горно-Алтайск –Алферово», «Карасук-Сайдыс», «Подъезд к с.Верх-Карагуж» отсутствует барьерное ограждение, на участке дороги общего пользования регионального значения «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» со 2 км по 8 км выявлены недостатки пучины, просадки, на автомобильной дороге «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» отсутствует барьерное ограждение, требуется замена тросового ограждения, также отсутствуют необходимые дорожные знаки, также отсутствуют ограждения и дорожные знаки на мостовых переходах. Обосновывая требования положениями федерального закона «О безопасности дорожного движения», федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокурор просит обязать казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» в срок до 1 мая 2015 года устранить нарушения п. 8.1 ГОСТ Р 52289-04, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, п. 3.1 ГОСТ Р 50597-93 п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, а именно: в порядке капитального ремонта обустроить барьерным ограждением автомобильную дорогу «Горно-Алтайск – Алферово» на участке 0+000 – 1+400 км, произвести ремонт разрушенных участков автомобильной дороги «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» на участке 0+000 – 29+400 км, в порядке капитального ремонта обустроить барьерным ограждением и заменить тросовое ограждение автомобильной дороги «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» на участке 5+800 – 31+200 км, обустроить барьерным ограждением автодорогу «Карасук-Сайдыс» на участке 0+000 – 12+800 км, обустроить барьерным ограждением и установить ограждения на мостовых переходах автодороги «Подъезд к с.Верх-Карагуж» на участке 0+000 – 10+200 км; обязать ОАО «ДЭП № 217» в срок до 1 мая 2015 года устранить нарушения ГОСТ Р 52289-04, а именно: в порядке содержания автомобильных дорог установить дорожные знаки на автодороге «Карасук – Сайдыс» на участке 0+000 – 12+800 км, установить дорожные знаки на мостовых переходах автодороги «Подъезд к с.Верх-Карагуж» на участке 0+000 – 10+200 км.
При рассмотрении дела прокурор уточнил требования, просил обязать КУ РА «РУОД «Горно-Алтайавтодор» в порядке капитального ремонта обустроить барьерным ограждением автомобильную дорогу «Горно-Алтайск – Алферово» на участке 0+000 – 0+250 (справа), 0+900 (справа) – 1+100 км (справа), произвести ремонт разрушительных участков автомобильной дороги «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» на участке 2+000 – 8+000, обустроить барьерным ограждением автомобильной дороги «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» на участке 14_020 – 14+350 (справа замена тросового), 14+800 (справа), 15+050 – 15+100 км (справа), 15+200 – 16+000 км (справа), 16+000 – 16+100 км (справа замена), 16+000 – 17+000 км (справа), 19+000 – 20+000 км, 23+000 – 24+000 км, 25+000 – 26+000 км (справа замена тросового), 26+000 – 31+000 (справа), обустроить барьерным ограждением автодорогу «Карасук – Сайдыс» на участке 2+000 – 3+000 км (слева), 3+000 – 4+000 км (слева), 5+000 – 6+000 км (слева), 9+000 – 10+000 км (слева), обустроить барьерным ограждением и установить ограждение на мостовых переходах автодороги «Подъезд к с.Верх-Карагуж» на участке 0+000 – 1+000 км (справа), 1+000 – 2+000 км (справа и слева), 2+000 – 6+000 км (справа), 7+000 – 8+000 км (слева), 10+000 – 11+000 км (справа). Обязать ОАО «ДЭП №217» в порядке содержания автомобильных дорог установить дорожные знаки «6.11 Наименование объекта» на мостовых переходах автодороги «Подъезд к с.Верх-Карагуж» на участке 7+000 – 8+000 км, 10+000 – 11+000 км.
Определением суда от 08 декабря 2014 года прекращено производство по делу в части требований прокурора Майминского района к ОАО «ДЭП № 217» об устранении в срок до 15 мая 2015 года нарушений ГОСТ 52289-04, а именно обязания в порядке содержания автомобильных дорог установить дорожные знаки на автодороге «Карасук – Сайдыс» на участке 0+000 – 12+800 км.
Определением суда от 15 января 2015 года прекращено производство по делу в части требований прокурора к ОАО «ДЭП № 217» об устранении в срок до 15 мая 2015 года нарушений ГОСТ 52289-04, а именно обязания в порядке содержания автомобильных дорог установить дорожные знаки «6.11 Наименование объекта» на мостовых переходах автодороги «Подъезд к с.Верх-Карагуж» на участке 7+000 – 8+000 км; 10+000 – 11+000 км, в части требований к КУ РА «РУОД «Горно-Алтайавтодор» об обязании в порядке капитального ремонта обустроить барьерным ограждением автомобильную дорогу «Горно-Алтайск – Алферово» на участке 0+000 – 0+250, 0+900 – 1+100 км обустроить барьерным ограждением и установить ограждение на мостовых переходах автодороги «Подъезд к с.Верх-Карагуж» на участке 0+000 – 1+000 км, 1+000 – 2+000 км, 2+000 – 6+000 км, 7+000 – 8+000 км, 10+000 – 11+000 км.
В судебном заседании помощник прокурора Майминского района Ялбаков Э.Н. требования уточнил, просил обязать казенное учреждение РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» в срок до 1 мая 2016 года устранить нарушения п. 8.1 ГОСТ Р 52289-04, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, п. 3.1 ГОСТ Р 50597-93 п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, а именно произвести ремонт разрушенных участков автомобильной дороги «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» на участке 2+000 – 8+000 км, в порядке капитального ремонта обустроить барьерным ограждением автомобильную дорогу общего пользования регионального значения Республики Алтай «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» в соответствии с «Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Алтай «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» на следующих участках: 16+664 – 16+832 км, 19+418 – 19+567 км, 19+567 – 19+675 км, 23+181 – 23+316 км, 23+413 – 23+573 км, 23+726 – 24+125 км, 27+929 – 28+048 км, 29+746 – 30+030 км, 30+159 – 30+416 км,28+159 – 28+202 км.
Представитель ответчика КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» Функ М.Г., исковые требования прокурора не признала.
Представитель ответчика ОАО «ДЭП №217» Мальцев К.С. возражал против удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства регионального развития Республики Алтай Челтугашев В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в пункте 12 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Из материалов дела усматривается, что проведенной прокуратурой Майминского района проверкой автодорог на территории МО «Майминский район» выявлены недостатки в организации дорожного движения и технического состояния автодороги «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск», а именно отсутствует барьерное ограждение, а также необходима замена тросового ограждения на участках 14+020 – 14+350 км (справа замена тросового), 14+800 км (справа), 15+050 – 15+100 (справа), 15+200 – 16+000 (справа), 16+000 – 16+100 (справа замена), 17 км (справа), 18 км (справа), 19 км (справа замена тросового), 20 км (справа), 24 км (справа), 25 км (справа), 26 км (справа замена тросового), 27 км (справа), 28 км (справа), 29 км (справа), 30 км (справа), 31 км (справа); отсутствует барьерное ограждение на автомобильной дороге «Карасук – Сайдыс» на участках 3 км (слева), 4 км (слева), 6 км (слева), 10 км (слева), а также на участке автодороги «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» со 2 км по 8 км выявлены недостатки пучины, просадки, о чем составлен акт от 11 февраля 2014 года.
В последующем прокурором дважды проводилась проверка имеющихся недостатков автодорог, в результате чего уточнялись участки дорог, на которых необходимо установить барьерное ограждение, что отражено в актах от 20.11.2014 года и 15.01.2015 года.
Постановлением Правительства РА от 29.04.2008 №93 автомобильные
дороги: «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск», «Карасук - Сайдыс», «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» отнесены к ведению субъекта РФ Республика Алтай.
Согласно п.1 Устава Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» (далее – Устав) КУ РА «РУОД «Горно-Алтайавтодор» создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 06 ноября 2013 года № 293 «О создании казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» для оказания государственных услуг (выполнения работ) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Алтай в сфере дорожной.
Предметом деятельности КУ РА «РУОД «Горно-Алтайавтодор» является обеспечение функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений на них, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, сохранение и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, повышение пропускной способности на автомобильных дорогах (п.14 Устава).
В соответствии со ст. 15 Устава основными целями деятельности учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления. Осуществление строительного контроля по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом на КУ РА «РУОД «Горно-Алтайавтодор» возложена обязанность по организации выполнения работ по реконструкции и капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения.
В соответствии с положениями п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221, и введенного в действие 01.07.1994 г., опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд исходит из того, что отсутствие на опасных для движения участках автодороги «Горно-Алтайск – Чоя –Верх-Бийск» металлических барьерных ограждений, наличие на участке автодороги «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» со 2 км по 8 км пучины и просадки свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по содержанию дорог регионального значения.
При этом суд исходит из того, что в соответствии со СНиП 2.05.02-85 к обустройству дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, и т.д.), озеленение, малые архитектурные формы. К ограждениям первой группы относятся барьерные конструкции (высотой не менее 0,75м) и парапеты (высотой не менее 0,6м), предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств на опасных участках дороги, с мостов, путепроводов, а также столкновений со встречными транспортными средствами и наездов на массивные препятствия и сооружения. Ограждения первой группы должны устанавливаться на обочинах участков автомобильных дорог I-IV категорий (пункты 9.1, 9.2, 9.3).
Представителем ответчика КУ РА «РУОД «Горно-Алтайавтодор» технический паспорт автодороги «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» суду не представлен, однако в судебном заседании представитель Хмелев В.Н. пояснил, что данная автодорога имеет IV категорию, в связи с чем требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.
При этом, автомобильная дорога «Карасук - Сайдыс» в соответствии с техническим паспортом относится к V категории дороги, в связи с чем требование прокурора к ответчику об установлении барьерного ограждения на автомобильной дороге «Карасук – Сайдыс» на участках 3 км (слева), 4 км (слева), 6 км (слева), 10 км (слева) удовлетворению не подлежит.
Доводы представителя ответчика Функ М.Г. о том, что на автомобильной дороге «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» в настоящее время ведутся работы по реконструкции в соответствии с государственным контрактом № РАД-1/10 от 11 августа 2010 года, основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора не являются, поскольку ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по содержанию дорог регионального значения подтверждены актами от 11 февраля 2014 года, от 20 ноября 2014 года.
Имеющиеся в материалах дела акт приемки законченных работ и гарантийный паспорт на металлическое барьерное ограждение автомобильной дороги «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» подтверждает наличие барьерного ограждения лишь на участке 18+702 – 18+926 км указанной дороги. Вместе с тем, представленной прокурором организацией дорожного движения на спорных участках автодороги «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» подтверждается необходимость наличия барьерного ограждения в пределах участков, заявленных прокурором. При этом в акте от 15 января 2015 года, которым уточнены участки дороги «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск», на которых отсутствует барьерное ограждение, представитель КУ РА «Горно-Алтайавтодор» указал, что не согласен с нарушениями ГОСТов, при этом возражений относительно отсутствия на данных участках дороги барьерного ограждения не высказывал. Доказательств тому, что на этих участках автомобильной дороги имеется барьерное ограждение ответчиком не представлено.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 пояснил, что 11 февраля 2014 года совместно с прокуратурой Майминского района, представителями ДЭМ, «Горно-Алтайавтодора» он обследовал дороги, были выявлены нарушения, которые указаны в акте – это отсутствие барьерных ограждений и дорожных знаков, что было установлено визуально. Пучины и просадки на дороге «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» также выявлены визуально.
При изложенных обстоятельств, требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на КУ РА «РУОД «Горно-Алтайавтодор» произвести ремонт разрушенных участков автомобильной дороги «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» на участке 2 + 000 – 8 + 000 км, в порядке капитального ремонта обустроить барьерным ограждением автомобильную дорогу общего пользования регионального значения Республики Алтай «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» в соответствии с проектом организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Алтай «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» на следующих участках 16+664 – 16+832 км, 19+418 – 19+567 км, 19+567 – 19+675 км, 23+181 – 23+316 км, 23+413 – 23+573 км, 23+726 – 24+125 км, 27+929 – 28+048 км, 29+746 – 30+030 км, 30+159 – 30+416 км,28+159 – 28+202 км. В остальной части требований прокурора суд отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Майминского района удовлетворить частично.
Возложить обязанность на казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» в срок до 1 мая 2016 года произвести ремонт разрушенных участков автомобильной дороги «Кызыл-Озек – Урлу-Аспак» на участке 2 + 000 – 8 + 000 км, в порядке капитального ремонта обустроить барьерным ограждением автомобильную дорогу общего пользования регионального значения Республики Алтай «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» в соответствии с проектом организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Алтай «Горно-Алтайск – Чоя – Верх-Бийск» на следующих участках 16+664 – 16+832 км, 19+418 – 19+567 км, 19+567 – 19+675 км, 23+181 – 23+316 км, 23+413 – 23+573 км, 23+726 – 24+125 км, 27+929 – 28+048 км, 29+746 – 30+030 км, 30+159 – 30+416 км,28+159 – 28+202 км.
Отказать в удовлетворении требований прокурора г.Горно-Алтайска о возложении обязанности на казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» в срок до 1 мая 2015 года в порядке капитального ремонта обустроить барьерным ограждением автодорогу «Карасук – Сайдыс» на участках 2+000 – 3+000 км (слева), 3+000 – 4+000 (слева), 5+000 – 6+000 (слева), 9+000 – 10+000 (слева).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Е.Ю.Зрелкина
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2015 года