ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28/2017 от 02.03.2017 Муйского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 марта 2017 года пос. Таксимо

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч., при секретаре Колесниковой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рундина Ю.Б. к администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо», администрации муниципального образования «Муйский район» о восстановлении в списках на получение жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Истец Рундин Ю.Б. обратился в суд с иском к администрации МО ГП «Поселок Таксимо» о восстановлении в списках на получение жилищного сертификата. Исковые требования мотивированы следующим. 29.03.2012 г. он обратился в администрацию МО ГП «Поселок Таксимо» с заявлением о включении в программу «Переселение из ветхого и аварийного жилья», он был включен в список собственников жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильём. Он неоднократно интересовался продвижением его в очереди на получение сертификата, на что получал ответ «ждите». На вопрос о разрешении разборки строений, отвечали, что можно разбирать, всё обследовано и заактировано. В апреле 2016 г. поинтересовался у сотрудников администрации о продвижении в очереди, на что получил ответ, что в очереди его нет. На его возмущения попросили написать заявление на включение в программу, хотя приём документов был закрыт. В дальнейшем все события развивались по сценарию, будто он в апреле 2016 г. впервые обратился в администрацию МО ГП «Поселок Таксимо» с заявлением о включении его в программу «Переселение из ветхого и аварийного жилья».

Определением суда в качестве соответчика привлечена администрация МО «Муйский район».

В судебном заседании истец Рундин Ю.Б. исковые требования поддержал в полном объеме согласно доводам, изложенным в иске. Суду пояснил, что он 29 марта 2012 года обратился в администрацию МО ГП «Поселок Таксимо» с заявлением о включении в программу «Переселение из ветхого и аварийного жилья», предоставил необходимые документы. Просит обязать ответчиков восстановить его в списках на получение сертификата по программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья», так как он исключен незаконно.

В судебном заседании представитель администрации МО ГП «Поселок Таксимо» по доверенности Тогочиева В.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подаче заявления о включении в программу истец не предоставил необходимые документы, учетное дело сформировано не было. Заключения о признании дома по <адрес> непригодным для проживания не имеется, в план очередности сноса данный жилой дом не включался. Просит отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель администрации МО «Муйский район» по доверенности Козлов М.В. исковые требования не признал. Суду пояснил, что действия граждан и муниципальных образований по предоставлению субсидий для переселения из аварийного жилья в зоне БАМа регламентируются Порядком предоставления и методикой расчета субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции». Из документов, представленных истцом, не видно, чтобы к заявлению были представлены необходимые документы. Само заявление составлено не по форме. Не предоставление полного пакета документов является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты. Поэтому требование истца о восстановлении его в каких-то списках до предоставления им документов необоснованно. Истец ссылается на реестр собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенным на территории МО «Муйский район» в рамках Госпрограммы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» на 2013-2020 года, где под номером 1339 указан Рундин Ю.Б. Но в Порядке речь идет о другом списке, муниципальное образование до 1 февраля текущего года предоставляет заявки на получение субсидий в Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ с приложением сводного списка собственников жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильем. В настоящее время никакого ветхого жилья программой переселения не предусматривается. Просит отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Рундин Ю.Б. являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

29 марта 2012 года Рундин Ю.Б. обратился в администрацию МО ГП «Поселок Таксимо» с заявлением о включении в программу «Переселение из ветхого и аварийного жилья».

Согласно подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 25.04.2011 N 185, (действовавшей на момент возникновения отношений), условия предоставления и расходования межбюджетных субсидий, выделяемых из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия, в том числе на предоставление социальных выплат для приобретения жилья на территории Республики Бурятия гражданам, проживающим в жилищном фонде зоны БАМа, признанном ветхим и аварийным, определялись Порядком.

В соответствии с п. 2.2. Порядка предоставление социальных выплат гражданам производится в порядке очередности исходя из этапов сноса (ликвидации) ветхих и аварийных жилых домов.

Для получения свидетельства на предоставление социальных выплат граждане, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, подают в муниципальное образование заявление о предоставлении социальной выплаты с гарантией ее использования по назначению, оформленное согласно приложению N 1 к Порядку, с приложением следующих документов:

- копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;

- документов, подтверждающих отсутствие в собственности гражданина жилого помещения, соответствующего нормам;

- копии правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение.

Согласно п. 2.1. Порядка единый сводный список (далее - список) граждан по Республике Бурятия на предоставление социальных выплат формирует Министерство на основании официальных списков, представленных муниципальными образованиями зоны БАМа, которые несут ответственность за обоснованность внесения в него граждан и достоверность указанных в списке сведений.

По запросу Министерства муниципальные образования представляют документы по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях:

- заверенные копии сформированных дел граждан;

- акты проверки жилищных условий граждан, оформленные согласно приложению N 2 к Порядку;

- заключения межведомственной комиссии муниципального образования о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что в нарушение действующего Порядка Рундиным Ю.Б. для получения социальной выплаты не было предоставлено заявление надлежащей формы с приложением необходимых документов, предусмотренных п. 2.2. Порядка.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют акт проверки жилищных условий и заключение межведомственной комиссии муниципального образования о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

В соответствии с п. 42 указанного Положения оценка соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям проводится комиссией на основании заявления собственника помещения.

П. 43 Положения установлено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Доказательств того, что Рундин Ю.Б. представлял перечень необходимых документов в муниципальное образование, а также обращался с заявлением о проведении оценки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, суду не представлено.

Более того, оценке подлежало находящееся в эксплуатации жилое помещение. Однако, как следует из протокола допроса Рундина Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, допрошенного в качестве потерпевшего по уголовному делу, дом по адресу: <адрес>, в котором он проживал, Рундин Ю.Б. разобрал в 2006 году и перевез на другое место. На участке остались балок, стайка, сарай, гараж.

Согласно копии паспорта Рундин Ю.Б. снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> ещё ДД.ММ.ГГГГ. Фактически истец проживает по настоящее время по адресу: <адрес> А, что не отрицается Рундиным Ю.Б.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца с заявлением о включении в программу «Переселение из ветхого и аварийного жилья» в 2012 году жилого дома по адресу: <адрес> не имелось.

Факт отсутствия указанного жилого помещения подтверждается и актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного межведомственной комиссией администрации МО ГП «Поселок Таксимо».

Ссылка истца на включение его в реестр собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенным на территории МО «Муйский район» в рамках Госпрограммы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» Республики Бурятия на 2013-2020 года, не имеет правового значения для разрешения спора. Поскольку в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 сведения о Рундине Ю.Б. в данном реестре включены без фактического обследования жилого помещения и признания его непригодным для проживания. В указанном реестре отсутствует дата и номер документа, подтверждающего признание дома аварийным.

Кроме того, в соответствии с п. 2.1. Порядка муниципальными образованиями должен был сформирован список, а не указанный истцом реестр.

Список формируется по очередности сноса (ликвидации) ветхих и аварийных жилых домов, определенной исходя из экономической целесообразности.

В плане очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда, утвержденного администрацией МО «Муйский район» 02.09.2013 г., жилого дома по адресу: <адрес> не значится.

Таким образом, законных оснований для признания Рундина Ю.Б. участником подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" не имелось.

Представленные истцом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, справки о пожаре не имеют доказательственного значения для дела, поскольку жилое помещение Рундина Ю.Б. не существовало к моменту пожара 21 мая 2016 года, произошедшего в соседнем доме по <адрес>.

Доказательств обращения Рундина Ю.Б. с какими-либо заявлениями в муниципальное образование по поводу социальной выплаты, очередности в период с 2012 года до 2016 года не имеется, все доводы истца являются голословными.

В настоящее время предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жилищным фондом, регулируются Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия" (в ред. от 28.11.2016 N 539).

Согласно п. 1.15. Порядка в первоочередном порядке социальные выплаты предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных аварийными и непригодными для проживания, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.

Кроме того, согласно пунктам 2.3., 2.4 Порядка предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильем, осуществляется в соответствии с очередностью расселения и списком собственников. Муниципальное образование, исходя из установленных соглашением между Министерством и муниципальным образованием лимитов финансирования и в соответствии с очередностью расселения, в течение пятнадцати календарных дней с момента заключения указанного соглашения уведомляет граждан о необходимости подачи по месту проживания заявления, оформленного согласно приложению N 1 к Порядку, с приложением документов.

Согласно представленному списку многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в разрезе населенных пунктов, сформированный по дате признания их таковыми, утвержденному руководителем администрации МО «Муйский район» 04.07.2016 г., сведений о Рундине Ю.Б. не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Рундина Ю.Б. о восстановлении его в списках на получение сертификата по программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья» судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рундина Ю.Б. к администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо», администрации муниципального образования «Муйский район» о восстановлении в списках на получение жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья Д.Ч. Санданова

Решение в окончательной форме изготовлено 7 марта 2017 года.

Судья Д.Ч. Санданова