Дело № 2-28/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 31 мая 2018 года
Судья Карагинского районного суда Камчатского края Фоменко Е.И. при секретаре Дольчук А.Н., с участием помощника прокурора Карагинского района Бойцова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Новицкого М.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Корякморепродукт» о возложении обязанности получить согласование ведения деятельности в водоохраной зоне,
УСТАНОВИЛ :
Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту несоблюдения требований природоохранного законодательства ООО "Корякморепродукт" (далее – Общество). Установлено, что 01.08.2014 г. СВТУ ФАР выдавало Обществу предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований к 1.12.2014 г., 31.03.2014 г. СВТУ ФАР отказало Обществу в согласовании ведения хозяйственной и иной деятельности в водоохраной зоне водного объекта. Выявлено, что Общество в нарушение требований закона – ст. 65 Водного кодекса России, ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, пп. "б" п. 3 Правил о согласовании федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания правила согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания ( утв. Правительством России 30.04.2013 г. № 384) до последнего времени не получило согласования проведения хозяйственной деятельности – реконструкции капитального объекта строительства : модернизации высокотехнологичного рыбоперерабатывающего комплекса мощностью 170 т в сутки на р. Хайлюля Камчатского края, хотя работы по модернизации выполнила. Прокурор считает, что защита прав на благоприятную окружающую среду неопределённого круга даёт ему основание решением суда обязать Общество согласовать ведение деятельности в водоохраной зоне реки Хайлюля Карагинского района Камчатского края в Северо-Восточном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству в срок в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор в судебном заседании иск поддержал в полном объёме.
ООО "Корякморепродукт", будучи извещённым о месте и времени рассмотрения иска, дело просило рассмотреть в отсутствие представителя.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения иска не усматриваю.
Обосновывая иск, прокурор сослался на требования:
статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; сохранения биологического разнообразия; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; требования ст. ст. 56, 80 предусматривают, что деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие требования рассматриваются судом или арбитражным судом.
- части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ : водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65).
- статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" : при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов (далее - ВБР) и среды их обитания. Эта деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Также обратил внимание суда на п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания" (вместе с "Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на. водные биологические ресурсы и среду их обитания"), далее – Правила, согласно которому юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании с соответствующими приложениями.
Таким образом, заявляя требование, обязывающее ответчика получить согласование ведения хозяйственной деятельности, прокурор исходил из необходимости соблюдения субъектом предпринимательства условия хозяйственной деятельности – получения предварительного согласия компетентного органа по рыболовству на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно ст. 9 Гражданского кодекса России граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, предприниматель свободен в определении деятельности, приносящей прибыль, неся всю ответственность за последствия такой деятельности.
Как видно из приложенной копии ЕГРЮЛ ООО "Корякморепродукт" основной деятельностью для себя определило морское рыболовство, дополнительно, среди прочего, - переработку рыбы (строка 87).
Приведённые прокурором законодательные акты определяли и определяют для Общества необходимость в целях ведения предпринимательской деятельности предварительное решение вопроса о согласовании проведённых реконструкции (строительства).
Так, как видно из ответа СВТУ ФАР от 31.03.2015 г. на заявление ООО "Корякморепродукт" о согласовании модернизации рыбоперерабатывающего комплекса на р. Хайлюля, приложенная к заявке Общества оценка воздействия на водные биологические ресурсы при производстве противопаводковых работ от 23.03.2011 г. № 9/20618 выполнена с нарушением процкдуры исчисления размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам.
Невыполнение требований о согласовании упомянутой деятельности обусловливает риск ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятия в установленном законом порядке, однако нормы, обязывающей субъект предпринимательства получать согласование в рассматриваемом случае, даже под страхом остановки деятельности, закон не содержит.
Требования ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятия не заявлялись.
Кроме того. Требование про иску – получить согласование – в буквальном прочтении
обязывает ответчика в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу получить в компетентном органе разрешение на деятельность, оказывающую воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (п. 1 Правил).
Получение согласования предполагает на первом этапе подачу в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству юридическим лицом заявки о согласовании объектов капитального строительства в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации либо внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации. К заявке при этом прилагаются :
а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 - 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 - 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87;
б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Соответственно, получение согласования не определяется лишь волей ответчика и включает в себя и второй этап. Как указано в п. 8 Правил, Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации. П. 12 Правил предусматривает конкретные основания для отказа в согласовании деятельности.
Тем самым обязывание ответчика именно к получению согласования сообразно исковым требованиям затрагивает и компетенцию государственного органа, выполняющего контрольные функции в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации (Положение о Федеральном агентстве по рыболовству, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444, п. 1). При том, что СВТУ ФАР может как удовлетворить заявку о согласовании, так и отказать в согласовании при наличии законных оснований. Формулировка в иске "получить согласование" имеет директивное, предписывающие звучание, предрешающее исход рассмотрения заявки государственным органом в желаемую для заявителя сторону, накладывая некие обязательства к такому рассмотрению. И в силу отмеченной двусмысленности это требование не может быть в принципе удовлетворено судом.
В соответствии со ст. 45 ч. 1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Однако в иске отсутствует объяснение того, каким образом нежелание ответчика обратиться за согласованием вышеотмеченной деятельности в компетентный орган нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную среду обитания, если отсутствие согласования само по себе влечёт полное прекращение деятельности предприятия либо частичное - при приостановлении, ограничении таковой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
в удовлетворении иска Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Новицкого М.А. в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Корякморепродукт» о возложении обязанности получить согласование ведения деятельности в водоохраной зоне реки Хайлюля Карагинского района Камчатского края в Северо-Восточном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству в срок в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 4 июня 2018 г.
Судья -