ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28/2021 от 08.02.2021 Корткеросского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0014-01-2020-001084-65

Дело № 2-28/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Корткерос 08 февраля 2021 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., с участием истцов ФИО1, ФИО12, представителя ответчика АМР «Корткеросский»- ФИО2, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ФИО3, представителя органов опеки и попечительства АМР «Корткеросский»- ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1, действующей в интересах ФИО12, к АМР «Корткеросский» об

обязании включить в список для обеспечения жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действующая в интересах ФИО12, обратилась в суд с заявлением к администрации МО МР «Корткеросский» об обязании включить ФИО12, <дата> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту – Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения, т.е. с <дата>. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО12 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО5<...>, отец – ФИО6<...>. <дата> истец, являясь опекуном ФИО12, обратилась в администрацию МР «Корткеросский» с заявлением о включении его в Список. Основанием для обращения послужило то обстоятельство, что фактически в жилом помещении, находящемся в общей долевой собственности опекуна и двоих опекаемых детей, проживают: опекаемые ФИО12, ФИО7, опекун ФИО1, супруг опекуна ФИО8, сын опекуна ФИО3, опекаемые являются разнополыми, использовать каждый свою отдельную комнату не могут, поскольку в одной из комнат проживает супруг опекуна, <...>, а во второй комнате – сын опекуна. <дата> на имя опекаемого ФИО12 из администрации МО МР «Корткеросский» пришло письмо (ответ на заявление), из которого следует, что ФИО12 отказано во включении в Список, поскольку не установлен факт невозможности совместного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> (далее по тексту – спорное жилое помещение). Истец считает данный отказ незаконным, факт невозможности совместного проживания не проверялся, к ним с проверкой с администрации не приходили, т.е. фактически администрацией вывод об отсутствии факта невозможности проживания сделан голословно, и как следствие ФИО12 отказано во включение его в Список, чем нарушено его право на получение муниципальной услуги по включению его в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

ФИО1, ФИО12, на заявленных требованиях настаивали в полном объеме.

Представитель ответчика АМР «Корткеросский» ФИО2 с требованиями не согласен, суду пояснил, что решение принятое комиссией об отказе в постановке на учет законно и обоснованно, поскольку ФИО12, как собственник, имеет жилое помещение более учетной нормы на одного, доказательств невозможности совместного проживания не предоставлено, не оспаривая факт предоставления ФИО1 с заявлением о включении ФИО12 в Список необходимых документиов.

Третьи лица ФИО3, представитель отдела опеки и попечительства АМР «Корткеросский» ФИО4 считают требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо ФИО8 на судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Заслушав истца, ФИО12., представителя ответчика, третьих лиц, рассмотрев письменные документы, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Из материалов дела следует, что ФИО12, <дата> относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту – детей-сирот), поскольку мать – ФИО5<...><дата>, отец – ФИО6<...>

Распоряжением отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию ХХХ от <дата> над несовершеннолетним ФИО12 установлена опека со стороны ФИО1, за несовершеннолетним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> серии <адрес> за ФИО12 в жилом помещении площадью <...>., расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрирована доля в праве <...>

<дата> ФИО1 обратилась в адрес АМР «Корткеросский» с заявлением о включении ФИО12 в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением врио руководителя АМР «Корткеросский» ХХХ от <дата>ФИО12 отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по причине того, что факт невозможности его проживания в занимаемом спорном жилом помещении, не установлен.

Несогласие с данным отказом явилось основанием для обращения ФИО1 в интересах опекаемого ФИО12 с настоящим иском в суд.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон №159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 п. 1, п.3, п.7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абз.1 п.1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

По заявлению в письменном форме лиц, указанных в абз.1 п.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер и по обеспечению жилыми помещениями относятся: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В силу п. п. 7 и 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по: обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Подпунктом 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Решением Совета муниципального района «Корткеросский» от 28.05.2020 N VI-44/7 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма в Корткеросском районе" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 11,5 квадратных метров общей площади на одного человека.

В силу чч. 1, 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец, действующий, в т.ч. как опекун ФИО12, сам несовершеннолетний истец, а также иные зарегистрированные в спорном жилом помещении лица, постоянно проживают в нем и являются членами семьи сособственников жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу закона согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, указанное спорное жилое помещение было зарегистрировано на праве собственности за ФИО1, <...>ФИО12, <дата>ФИО7, <дата>, по <...> доле за каждым на основании договора ХХХ от <дата> на передачу жилого помещения в долевую собственность (договора приватизации). При этом, на момент приватизации, обращения ФИО1 с указанным выше заявлением о включение ФИО12 в Список в спорном жилом помещении также зарегистрированы и проживают, кроме собственников жилого помещения, сын и супруг ФИО1 – ФИО3 и ФИО8, отказавшиеся в <дата> от участия в приватизации спорного жилого помещения, но не утратившие в связи с этим бессрочное право пользования данным спорным жилым помещением.

При установленных обстоятельствах, с учетом действующего законодательства, регулирующих жилищные и спорные правоотношения, суд считает расчет ответчика учетной нормы путем его определения лишь в отношении сособственников жилого помещения, без учета лиц, имеющих право на бессрочное пользование им, является незаконным.

Следовательно, учетная норма подлежит исчислению с учетом всех лиц, имеющих право проживания в спорном жилом помещение, соответственно на каждого проживающего в спорном жилом помещении приходится <...> кв.м общей площади (<...>.м / <...> человек), в то время как учетная норма площади жилого помещения в Корткеросском районе составляет 11,5 кв.м.

Таким образом, площадь жилого помещения, приходящегося на долю ФИО12 меньше учетной нормы, что свидетельствует о наличии предусмотренного п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ основания невозможности его проживания в указанном спорном жилом помещении.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в частности то, что ФИО12 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, площадь жилого помещения, приходящегося на него, составляет менее учетной нормы, при этом истец и иные лица, проживающие в спорном жилом помещении, не имеет в собственности иного жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма, при надлежащем обращении опекуна с предоставлением всех необходимых документов к ответчику, суд приходит к выводу, что у администрации МО МР «Корткеросский» не имелось оснований для не включения ФИО12 в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При таких обстоятельствах постановление администрации МО МР «Корткеросский» от ХХХ от <дата> нельзя признать законным, в связи с чем, ФИО12, <дата>., подлежит включению в указанный Список с даты подачи заявления, то есть с <дата>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 197,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» включить ФИО12, <дата> г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированных жилых помещений, с момента первоначального обращения, т.е. с <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Э.Ф. Буян

Решение в окончательной форме изготовлено 12.02.2021.