Дело № 2-28/2021 (2-599/2020)
УИД 35RS0022-01-2020-000910-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.им. Бабушкина 10 февраля 2021 года
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.А.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента экономического развития Вологодской области к ФИО2 о взыскании денежных средств в размере части полученной субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами,
у с т а н о в и л:
Департамент экономического развития <...> (далее – истец, Департамент) обратился в суд с иском к ФИО2 (далее – ответчик), в котором просит взыскать с ответчика 494 914 руб. 43 коп., в том числе: денежные средства в размере части полученной субсидии 360 827 руб. 96 коп; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 134 086 руб. 47 коп.
В обоснование требований указано, что Департаментом с ответчиком был заключен договор о предоставлении субсидии №... от "__"______20__ (далее - Договор). В соответствии с пунктом 1.2 Договора общая сумма субсидии составила 1 669 920 руб. 00 коп. Платежными поручениями от "__"______20__№... и №... денежные средства в размере 1 669 920 руб. перечислены ответчику. Получатель субсидии обеспечивает выполнение целевых показателей, взятых на себя в соответствии с подпунктом 2.2.2 Договора. Ответчиком в ходе исполнения Договора представлены в Департамент анкеты получателя поддержки за 2014-2017 годы, отчеты о реализации Технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) за 2014-2017 годы, по результатам проверки анкет за 2014-2017 годы и отчетов за 2014, 2015, 2017 годы замечания у Департамента отсутствуют. Отчет о реализации ТЭО за 2016 год представлен в Департамент "__"______20__ вх. №..., по результатам его проверки письмом от "__"______20__ их. №... в адрес ответчика истцом направлены замечания. В целях устранения замечаний "__"______20__ письмом вх. №... пояснительная записка к отчету, копии налоговых деклараций по ЕНВД за 2016 год, расчет по уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год поступили в Департамент. По результатам проверки представленных документов письмом от "__"______20__ их. №... в адрес ответчика Департаментом направлены замечания. Письмом от "__"______20__ вх. №... ответчиком представлен в Департамент уточненный отчет о реализации ТЭО за 2016 год с копиями подтверждающих документов. Письмами от "__"______20__ их. №... и от "__"______20__ их. №... истцом в адрес ответчика направлены замечания по результатам проверки отчета. Письмом от "__"______20__ вх. №... ФИО2 уведомила Департамент о том, что необходимые документы будут представлены в Департамент в срок до "__"______20__, в который откорректированные отчеты в Департамент не поступили. Письмом от "__"______20__ их. №... Департаментом в адрес ФИО2 повторно направлены замечания по отчету о реализации ТЭО за 2016 год. "__"______20__ в целях устранения замечаний Департамента по результатам проверки отчетов о реализации ТЭО от ответчика поступили запрашиваемые документы. В соответствии с отчетом о реализации ТЭО за 2016 год целевые показатели, установленные в подпункте 2.2.2 Договора, выполнены ответчиком не в полном объеме. Среднее значение процента выполнения целевых показателей составило 56,785. Согласно подпункту 2.2.3.1 Договора сумма субсидии, подлежащей возврату, составила 360 827 руб. 96 коп. Письмом от "__"______20__ их. №... в адрес ответчика Департаментом направлено уведомление №... о возврате бюджетных средств, однако денежные средства на счет Департамента не поступили. ИП ФИО2 (ОГРНИП №...) прекратила предпринимательскую деятельность "__"______20__. В соответствии со статьей 395 ГК РФ и произведенным расчетом сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащая взысканию с ответчика, составила 134 086 руб. 47 коп.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежаще, в ходатайстве от "__"______20__ просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме по доводам возражений, указанным в письменных объяснениях. Свое заявление от "__"______20__ о пропуске истцом срока исковой давности поддержала, уточнила, что считает пропущенным срок исковой давности по всем требованиям истца. В случае удовлетворения судом исковых требований просила предоставить рассрочку уплаты взыскиваемой суммы. Дополнительно пояснила, что оплат в рамках заявленных требований в адрес истца не производила, причины, по которым истец с весны 2017 года не обращался в суд с требованиями к ней, не знает.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования истца поддержал, просил удовлетворить.
Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил, о рассмотрении дела без его участия, об отложении слушания по делу не просил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Вологодской области от 03.10.2012 № 1156 утверждена государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2020 годы» (далее - государственная программа) в целях оказания субъектам малого предпринимательства мер финансовой поддержки, ответственным исполнителем которой является Департамент.
Постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2013 № 339 в целях реализации указанной государственной программы утверждены порядки предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства различных видов субсидий, в том числе Порядок предоставления субсидии на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам (приложение 2) (далее Порядок), в соответствии с пунктом 1.3 которого (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 13.07.2015 № 587) субсидия предоставляется на возмещение части затрат, связанных с уплатой в текущем финансовом году первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), включая затраты на монтаж, в размере, не превышающем 10000.00 тыс. рублей одному заявителю в текущем финансовом году.
В 2015 году индивидуальный предприниматель ФИО2 участвовала в конкурсном отборе, проводимом Департаментом, на предоставление субсидии, по результатам которого Департаментом с ней был заключен Договор, в соответствии с пунктом 1.2 которого общая сумма субсидии составила 1 669 920 руб. 00 коп., перечисленная ответчику "__"______20__ платежными поручениями №... и №....
В соответствии с подпунктом 2.2.1 Договора ответчик как получатель субсидии обязуется в целях мониторинга хода реализации ТЭО в соответствии с пунктом 6.1 Порядка представлять в Департамент в установленные сроки анкету получателя поддержки по форме согласно приложению 7 к Порядку, отчет о реализации ТЭО по форме согласно приложению 8 к Порядку: на 1 января года получения субсидии, на 1 января первого года после года получения субсидии - в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом; на 1 января второго года после года получения субсидии - в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом; на 1 января третьего года после года получения субсидии - в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом.
Получатель субсидии вправе представлять документы, указанные в подпункте 2.2.1 Договора, по почте, с помощью экспресс-почты или курьера, посредством личного обращения или через представителя, по электронной почте (в формате PDF).
В случае непредставления в установленный подпунктом 2.2.1 Договора срок получатель субсидии обязуется представлять Департаменту по его требованию документы, указанные в подпункте 2.2.1 Договора, в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
В соответствии с подпунктом 2.2.2 Договора ответчик как получатель субсидии обязуется выполнить целевые показатели, указанные в нем в соответствии с таблицей 1 ТЭО.
Получателем субсидии для подтверждения выполнения целевых показателей, предусмотренных Договором, предоставляется отчет о реализации ТЭО за год, следующий за годом получения субсидии (за 2016 год), в срок установленный подпунктом 2.2.1 Договора (до "__"______20__).
В соответствии с пунктами 6.1 и 6.3 Порядка мониторинг за ходом реализации ТЭО осуществляется в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидии на основании представляемых в Департамент получателями субсидии анкеты получателя поддержки по форме согласно приложению 7 к Порядку и отчета о реализации бизнес-проекта по форме согласно приложению 8 к Порядку.
Получатель поддержки обеспечивает выполнение целевых показателей, взятых на себя в соответствии с подпунктом 2.2.2 Договора о предоставлении субсидии.
Ответчиком в ходе исполнения Договора представлены в Департамент анкеты получателя поддержки за 2014-2017 годы, отчеты о реализации ТЭО за 2014-2017 годы. По результатам проверки анкет за 2014-2017 годы и отчетов за 2014, 2015, 2017 годы замечания у Департамента отсутствовали.
Отчет о реализации ТЭО за 2016 год, подлежавший в соответствии с подпунктом 2.2.1 Договора предоставлению ответчиком истцу в срок до "__"______20__, фактически представлен ответчиком в Департамент "__"______20__ вх. №..., был проверен истцом и по результатам проверки письмом от "__"______20__ их. №... в адрес ответчика Департаментом направлены замечания.
В целях устранения замечаний в Департамент от ответчика "__"______20__ вх. №... поступили с письмом от "__"______20__№... пояснительная записка к отчету, копии налоговых деклараций по ЕНВД за 2016 год, расчет по уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, по результатам проверки которых письмом от "__"______20__ их. №... в адрес ответчика Департаментом снова направлены замечания.
Письмом от "__"______20__ вх. №... ответчиком представлен в Департамент уточненный отчет о реализации ТЭО за 2016 год с копиями подтверждающих документов.
По результатам проверки отчета письмами от "__"______20__ их. №... и от "__"______20__ их. №... в адрес ответчика истцом снова направлены замечания.
Письмом от "__"______20__ вх. №... ответчик уведомила Департамент о том, что необходимые документы будут представлены в Департамент в срок до "__"______20__, однако в указанный срок откорректированные отчеты в Департамент не поступили.
Письмом от "__"______20__ их. №... Департаментом в адрес ФИО2 в очередной раз направлены замечания по отчету о реализации ТЭО за 2016 год.
"__"______20__ в целях устранения замечаний Департамента по результатам проверки отчетов о реализации ТЭО от ответчика поступили запрашиваемые документы (вх. №...).
В соответствии с отчетом о реализации ТЭО за 2016 год целевые показатели, установленные в пункте 2.2.2 Договора, выполнены не в полном объеме, среднее значение процента выполнения целевых показателей составило 56,785%.
Согласно пункту 7.3 Порядка и подпункту 2.2.3.1 Договора в случае, если среднее значение процента выполнения целевых показателей за отчетный год окажется меньше 50% от уровня, предусмотренного договором о предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату в полном объеме. В случае невыполнения за отчетный год целевых показателей в размере от 50% до 100% от уровня, предусмотренного договором о предоставлении субсидии, получатель субсидии обязан возвратить полученную субсидию из расчета 0,5% от суммы полученной субсидии за каждый процентный пункт невыполнения целевого показателя.
Сумма субсидии, подлежащей возврату, в соответствии с расчетом истца по формуле, указанной в подпункте 2.2.3.1 Договора, составила 360 827 руб. 96 коп.
Решение о возврате субсидии в связи с невыполнением показателей принимается Департаментом.
Согласно пункту 7.3 Порядка Департамент в течение 10 календарных дней со дня принятия решения о возврате субсидии направляет (электронной почтой и (или) почтой) получателю субсидии уведомление с требованием о возврате полученной субсидии в соответствующий бюджет в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления.
Письмом от "__"______20__ их. №... в адрес ответчика Департаментом направлено уведомление №... от "__"______20__ о возврате бюджетных средств в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления. Письмо, направленное заказным письмом с уведомление возвратилось в Департамент с отметкой «возврат по истечении срока хранения» согласно штемпелю на почтовом конверте "__"______20__, а в соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №... вручено Департаменту "__"______20__.
В соответствии с пунктом 7.4 Порядка в случае непоступления субсидии в течение установленного срока Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока, установленного для возврата субсидии, принимает меры к взысканию в судебном порядке субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами в судебном порядке. Началом периода исчисления процентов за пользование чужими денежными средствами является день, следующий за днем перечисления необоснованно полученной субсидии.
По состоянию на "__"______20__ денежные средства на счет Департамента не поступили. Ответчик платежи в рамках заявленных требований не производила.
Исходя из данных ЕГРИП индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП №...) прекратила предпринимательскую деятельность "__"______20__.
В соответствии с расчетом истца сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с "__"______20__ по "__"______20__ составила 134 086 руб. 47 коп.
Истец обратился в Тотемский районный суд с настоящим иском, датированным "__"______20__ и поступившим в суд "__"______20__, посредством его передачи в почтовое отделение "__"______20__, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №....
В письменном заявлении о пропуске срока исковой давности и в судебном заседании ответчик заявила о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
В силу положений статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Таким образом, защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В силу ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43).
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо, в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
Исходя из изложенного для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску Департамента к ФИО2 как получателю субсидии о взыскании этой субсидии в связи с неисполнением ФИО2, как утверждает истец, условий нормативных правовых актов и Договора о предоставлении субсидии суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда Департамент узнал или должен был узнать о возможном нарушении ФИО2 предусмотренных нормативно-правовыми актами и Договором условий, связанных с использованием данной субсидии. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у Департамента права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным требованиям истец в письменных пояснениях от "__"______20__ в качестве точки отсчета давностного срока указал на "__"______20__ - дату возвращения в Департамент заказного письма с уведомлением с отметкой «возврат по истечении срока хранения», которым в адрес ответчика было направлено письмо от "__"______20__ их. №... с уведомлением №... о возврате бюджетных средств, в то время как согласно положениям пункта 1 статьи 200 ГК РФ для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, в данном случае о предполагаемом нарушении ФИО2 требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению субсидии на организацию самозанятости, и условий договора о предоставлении этой субсидии, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.
В соответствии с Порядком и Договором контроль за целевым использованием средств предоставленных субсидий осуществляет Департамент.
Как усматривается из материалов дела, предполагаемое истцом нарушение ФИО2 условий Договора (невыполнение в полном объеме целевых показателей, установленных пунктом 2.2.2 Договора), указанное Департаментом в качестве фактического основания для обращения с иском в суд о взыскании с ФИО2 предоставленной ей субсидии, было выявлено в ходе проведения проверки представленного ответчиком в Департамент "__"______20__ вх. №... отчета о реализации ТЭО за 2016 год, подлежавшего в соответствии с подпунктом 2.2.1 Договора предоставлению ответчиком истцу в срок до "__"______20__.
С учетом приведенного выше довод истца о том, что начало течения срока исковой давности по его требованию к ФИО2 о взыскании предоставленной ей субсидии нужно считать с "__"______20__, является неправомерным, основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 52 и ч. ч. 1, 2 ст. 53, ст. 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
По настоящему делу предполагаемое нарушение права субъекта Российской Федерации имело место со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения ответчиком своих обязательств, в связи с чем суду надлежит установить, с какого времени Департамент узнал или должен было узнать о нарушении своих прав, поскольку с этого же момента подлежит исчислению срок исковой давности.
Оценив в соответствии с требованиями ГПК РФ представленные сторонами доказательства, в том числе условия Договора, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 199, 200 ГК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика задолженности и неустойки ввиду пропуска Департаментом срока исковой давности по заявленным требованиям, поскольку о неисполнении ответчиком обязательства по предоставлению отчета за 2016 год в срок до "__"______20__ он узнал не позднее "__"______20__ (подпункт 2.2.1. Договора), при этом о невыполнении ответчиком целевых показателей по Договору и ТЭО уже объективно следовало из содержания представленного ответчиком "__"______20__ в Департамент отчета о реализации ТЭО за 2016 год, а с требованиями в суд истец обратился лишь "__"______20__.
Указанная правовая позиция неоднократно была подтверждена Верховным Судом Российской Федерации (определения от 13.05.2019 № 5-КГ19-61, от 11.12.2018 № 13-КГ18-13, от 18.12.2019 № 305-ЭС19-23429).
Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, о применении которого просил ответчик, что в силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.
С учетом отказа в удовлетворении основного требования о взыскании денежных средств в размере части полученной субсидии в связи с пропуском истцом срока исковой давности также не подлежит удовлетворению и основанное на нем дополнительное требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными в сумме 134 086 руб. 47 коп.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Департамента экономического развития Вологодской области к ФИО2 о взыскании денежных средств в размере части полученной субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2021 года.
Судья: В.А. Кузнецов