ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28/2021 от 20.12.2021 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

копия дело № 2-28/2021

УИД: 62RS0019-01-2020-000913-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рыбновский районный суд Рязанской области в составе судьи Соловьевой Е.М.,

при секретаре Дикаревой О.В.,

с участием представителя истца Земсковой З.А. - Мокиной О.О.,

представителя третьего лица - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - Савченко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Земсковой Зухры Адылжановны к администрации муниципального образования - Пошуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку

установил:

Земскова З.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником земельного участка площадью 1219 кв.м., с кадастровым номером 62:13:0680101:85, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево. Ранее данный земельный участок принадлежал Скибе Ларисе Дмитриевне. В 2015 году с предыдущим собственником она договорилась о начале строительства на данном земельном участке здания дойки. Скиба Л.Д. дала разрешение. И они договорились в дальнейшем совершить договор купли-продажи. В 2017 году на данном земельном участке, без получения разрешения на строительство, она возвела 1-этажное здание дойки общей площадью 260 кв.м. 16.04.2018 года она и Скиба Л.Д. совершили договор мены земельных участков. При составлении договора мены они не указали, что на данном земельном участке имеется объект недвижимого имущества - здание дойки, так как здание не было зарегистрировано. В июне 2018 года истица как собственник земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:85 приняла решение об изменении вида разрешенного использования с «для садоводства» - на «ведение личного подсобного хозяйства». Данные действия она сделала на основании подписанной лично декларации об изменении вида разрешенного использования. После окончательного завершения строительства здания дойки она стала предпринимать попытки по легализации данного здания, а именно пыталась поставить на кадастровый учет возведенное здание как нежилое строение и зарегистрировать право собственности. В марте 2019 года она обратилась с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права на вышеуказанное нежилое строение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области. 22.03.2019 года Управление Росреестра по Рязанской области направило уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права В связи с тем, что она не могла предоставить документы, которые требовало предоставить Управление Росреестра по Рязанской области до 22.06.2019 года, в дальнейшем ей было отказано. При оформлении данного земельного участка не зарегистрировано никаких ограничений и обременений. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования - Пощуповского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, утв. решением Думы муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области №660 от 28.02.2017 года земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:85 расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами (территориальная зона Ж). Согласно заключению специалиста №235-5/19-ДС ООО «Стройэксперт» от 20.02.2020 года нежилое здание - здание дойки (миниферма), расположенное по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:85 соответствует требованиям действующей нормативно-технической документации строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических норм и правил действующих на территории РФ, обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта по назначению, а также не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Кроме того, согласно техническому плану здания от 15.02.2019 года, подготовленному кадастровым инженером Юшиной М.В.. возведенное здание, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:85, года начала строительства - 2015, год завершения строительства - 2017. Согласно отчету №07-20/12-04 от 03.07.2020 года ООО «Рязанский экспертно-оценочный центр» рыночная стоимость здания составляет 2 728 000 руб. Просит суд признать за ней право собственности на самовольную постройку - нежилое здание общей площадью 260 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:85, распложенную по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево.

Определением суда от 28.09.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное автономное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина».

Определениями суда от 02.11.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области, которое впоследствии определением суда от 12.01.2021 года привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебное заседание истица Земскова З.А., представители ответчиков, представители третьих лиц - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, ГАУК «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина» не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истца Мокина О.О. исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район района Рязанской области Савченко Т.А. полагает, что исковые требования являются необоснованными.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, принимая во внимание также то обстоятельство, что информация о слушании дела была своевременно размещена на сайте суда.

Суд, выслушав объяснения представителя истца Мокиной О.О., представителя третьего лица Савченко Т.А., эксперта Морозовой С.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ч.1,2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Любой вид разрешенного использования выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст.222 ГК РФ).

Пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В судебном заседании установлено, что Земсковой З.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:85, площадью 1219 +/-24 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево. Данный земельный участок принадлежит ей на основании договора мены от 16.04.2018 года, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.05.2018 года сделана запись регистрации №62:13:0680101:85-62/009/2018-5. Данное обстоятельство подтверждается: выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.07.2018 года (т.1 л.д.12-13); договором мены земельных участков от 16.04.2018 года, заключенным между Скиба Л.Д. и Земсковой З.А. (т.1 л.д. 14-16); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости (т.1 л.д.17); выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.83-88); делом правоустанавливающих документов (т.1 л.д.109-143).

Судом установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено нежилое здание - «здание для дойки» площадью 260 кв.м., что подтверждается техническим планом от 15.02.2019 года, выполненного кадастровым инженером ООО «Земля» - Юшиной М.В. (т.1 л.д.18-23). В соответствии с ответом от 20.12.2021 года кадастрового инженера Юшиной М.В. данное здание является вспомогательным сооружением, т.к. не предназначено для проживания, выполняет вспомогательную функцию и его невозможно использовать без основного объекта недвижимости (т.2 л.д.104).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:85 расположен в границе зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», сведения о которой содержатся в ЕГРН с реестровым номером 62:13-6.99. Данное обстоятельство подтверждается ответом от 09.10.2020 года исх.№0118/3501 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области (т.1 л.д.162-163).

Согласно возражениям на исковое заявление, поступивших от Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (исх.№ДЗ/33-3007 от 28.10.2020 года), а также сообщению исх.№ДЗ/33-3053 от 02.11.2020 года, земельный участок с кадастровым номером 62613:0680101:85 расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», а также в границах территории объекта культурного наследия федерального значения (достопримечательного места) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (в границах территории с режимом Р-2 (территории, отнесенные к застроенным территориям мемориального периода и подлежащие дальнейшему освоению с регламентным участком Р-2.2 - территории, отнесенные к землям населенных пунктов и формируемые преимущественно приусадебной и индивидуальной жилой застройкой, не отнесенной к мемориальному периоду). Режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника предусматривает сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств, проведение мероприятий по сохранению чистоты восприятия ландшафта, формированию и приведению его в соответствие с экскурсионной направленностью, соблюдение режима использования земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных полос. В соответствии с п.п.22,24 Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 года №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с п.11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года №972, запрещается строительство объектов капитального строительства в границах зоны охраняемого природного ландшафта (т.1 л.д.177-179).

В соответствии с ч.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу ч.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3)земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4)земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6)земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. (ч.2 вышеуказанной статьи).

На основании п.1,2 ч.1, ч.2,4 ст.99 Земельного кодекса РФ, к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), достопримечательных мест. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Согласно п.1 и п.п.1 п.1 ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных зонах.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон (п.3 ст.56 ЗК РФ).

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Вышеуказанный закон устанавливает необходимость установления зон охраны объектов культурного наследия для обеспечения их сохранности в исторической среде.

Градостроительный кодекс РФ относит зоны охраны ОКН к зонам с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

В соответствии со ст.5 вышеуказанного Закона №73-ФЗ земельные участки в границах территории объекта культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.6 вышеуказанного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с Законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина создан на основании решения Рязанского облисполкома от 11.06.1965 года №304 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.07.1965 года №2878 «О мероприятиях по благоустройству мест, связанных с именем поэта С.А. Есенина», включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения Указом Президента РФ от 20.02.1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 утверждены границы Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

В силу вышеуказанного Положения зона охраняемого природного ландшафта музея-заповедника С.А. Есенина - это участок долины реки Оки на стыке лесостепного ландшафта высокого побережья и левого пойменного берега, с которого начинается «Мещерская низменность», открытые пространства исторического ландшафта с сохранившимися архитектурными доминантами в больших приокских селах Константиново, Пощупово, Новоселки, Вакино, Костино.

В соответствии с п.4 раздела V Постановления Правительства Рязанской области №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника предусматривает: сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств; проведение мероприятий по сохранению чистоты восприятия ландшафта, формированию и приведению его в соответствие с экскурсионной направленностью; разработку отдельных проектов благоустройства территорий, учитывающих зоны видимости со стороны туристско-экскурсионных трасс; соблюдение режима использования земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных полос. В зоне охраняемого природного ландшафта музея-заповедника не допускается: размещение новых бытовых и промышленных свалок повреждение форм рельефа, распашка и разрушение берегов; порча и изменение видового состава растительности; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами животноводческих комплексов и ферм, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос; размещение дачных и садово-огородных участков в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон при ширине водоохранных зон менее 100 метров; размещение сезонных палаточных городков и выделение участков под индивидуальное строительство в пределах прибрежных защитных полос; складирование отвалов размываемых грунтов в пределах прибрежных защитных полос; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя) в пределах прибрежных защитных полос; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения, в пределах прибрежных защитных полос; изменение гидрогеологического режима, гидрохимического состава водоемов и водостоков; применение сильных токсичных пестицидов.

Приказом Минкультуры РФ от 17.09.2015 года №2431 выявленный объект культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждены границы его территории.

Приказом Минкультуры РФ от 30.09.2019 года №1449 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь-место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».

В соответствии с ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

В этой связи допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

С целью установления соответствия созданной постройки требованиям действующего законодательства по делу судом была назначена экспертиза.

Согласно заключению эксперта ООО «Аудитпартнер» Морозовой С.А. от 29.10.2021 года №05/21, земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:85 площадью 1219 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево, расположен в зоне с особыми условиями использования территории; зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина с учетным номером 62:13-6.99 и зоне - территория объекта культурного наследия «Есенинская Русь- место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» с учетным номером 62:00-8.1. Данный земельный участок и расположенное на нем строение - здание дойки (минифермы) площадью 260 кв.м. находятся в зоне охраны объектов культурного наследия (зона охраняемого природного ландшафта). Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:85 для ведения личного подсобного хозяйства соответствует зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1.1). Процент застройки земельного участка составляет 21,3%, что соответствует требованиям градостроительных регламентов. Здание дойки (миниферма) имеет центральное электроснабжение, индивидуальное отопление от электрического котла, водоснабжение из скважины, индивидуальная канализация (выгребная яма), вентиляция естественная. Данный объект соответствует требованиям раздела 5 СП 106.13330.2021 «Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения». Объект капитального строительства - здание дойки соответствует строительным нормам и правилам; противопожарным требованиям; требованиям к санитарным нормам. Объект капитального строительства не влияет на восприятие объектов культурного наследия и не оказывает на них какое-либо негативное воздействие. Здание дойки находится в границах земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:85, который расположен в зоне охраняемого природного ландшафта, в черте населенного пункта. Здание дойки относится к постройке для выращивания скота - производственным зданиям для ведения личного подсобного хозяйства. Данная постройка угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности вышеуказанным объектам культурного наследия, - не нарушает.

Эксперт Морозова С.А., допрошенная в судебном заседании, поддержала данное ею заключение, уточнив, что здание дойки относится к бытовому зданию для ведения личного подсобного хозяйства. Объект капитального строительства - здание сенника, является зданием вспомогательного использования. Ею обследовалось четыре земельных участка, принадлежащих истице Земсковой З.А. Жилой дом расположен на соседнем земельном участке. При осмотре земельного участка и расположенного на нем здания дойки размещения бытовых, промышленных свалок, складов химикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки, ядохимикатов, животноводческих комплексов, кладбищ, скотомогильников, т.е. того, что запрещено постановлением Правительства Рязанской области №62 - не обнаружено. При даче ею заключения №05/21, не был принят во внимание приказ Министерства культуры РФ №1449 от 30.09.2019 года об установлении регламентов достопримечательного места, поскольку спорный объект был построен в 2017 году, т.е. до издания данного приказа, а экспертиза проводится по нормативам, которые действовали на момент постройки. В связи с чем, при проведении экспертизы во внимание принимались только Правила землепользования и застройки Пощуповского сельского поселения на период 2017 года и постановление Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года. Максимальный процент застройки данного земельного участка - 60%. В рассматриваемом случае он составляет 21,3%, что свидетельствует о том, что данное здание используется не с целью предпринимательской деятельности, а для бытовых нужд.

Истица Земскова З.А. не является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается справкой МИ ФНС России (т.1 л.д.226-227).

Вышеуказанное заключение эксперта ООО «Аудитпартнер» №05/21 от 29.10.2021 года, соответствует требованиям ст.ст.84-86 ГПК РФ, Федеральному закону №73 от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», экспертиза проведена специалистами в области исследования объектов землеустройства, земельных участков, зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, с определением их границ на местности, при проведении экспертизы использована техническая аппаратура, имеющая действующее свидетельство о поверке. Не доверять выводам, содержащимся в экспертизе, у суда оснований не имеется.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В силу п.11 данного Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований: запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм); сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта; сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта; иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.

Согласно п. 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п.22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

В случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия (п.24 вышеуказанного Положения).

Вместе с тем, Федеральным законодательством, а именно ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определено, что зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия, т.е. не содержится прямого указания на запрет строительства в указанной зоне.

Кроме того, исходя из текста постановления Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года также не усматривается запрет на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта; постановление №972 принято позже постановления Правительства Рязанской области №62, установившего требования к режиму использования земель в границах зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и Усадьбы Есениных и каких-либо изменений, касаемых запрета на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта, с учетом вышеуказанного Положения, принятого постановлением Правительства РФ №972, внесено не было.

Таким образом, установлено, что объект капитального строительства - здание для дойки, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:85 по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево, возведенное как вспомогательное помещение, на застроенной территории не влияет на восприятие объекта (объектов) культурного наследия, а также не оказывает на него (них) какое-либо негативное воздействие (не создает угрозу).

Исходя из положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В силу п.3 ст.17 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В соответствии с разъяснениям, изложенными в абз. 3 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).

Из положений подп. 7 ч. 1 ст. 2 Закона Рязанской области от 28 декабря 2018 года № 106-03 "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальный образований Рязанской области и органами государственной власти Рязанской области", вступившим в действие с 01 января 2019 года, следует, что центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности, осуществляет полномочия органов местного самоуправления, в том числе, выдачу разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, отказ в выдаче таких разрешений, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 51.1, частями 17, 19 и 21 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом в Рязанской области является Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области, которое с 01 января 2019 года осуществляет приведенные выше полномочия.

Вместе с тем, судом установлено, что спорный объект капитального строительство - здание для дойки, является строением вспомогательного использования, на которое выдача разрешения на строительство не требуется, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, на законодательном уровне не установлено правило о том, что возведение гражданами на садовых и приусадебных земельных участках, а также на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, вспомогательных и иных строений (сараев, бань, теплиц, погребов, колодцев и других, в том числе не являющихся недвижимостью), предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, возможно только в случае наличия на земельном участке основного объекта недвижимости виде жилого дома или садового дома, в связи с чем, гражданин, являющийся правообладателем такого земельного участка, вправе самостоятельно определить очередность возведения указанных объектов и принять решение об их создании до начала строительства жилого дома или садового дома, в том числе с учетом того, что в силу ч.3 ст.48 ГрК РФ для строительства жилого дома или садового дома не требуется подготовка проектной документации, которой могли бы быть предусмотрены сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений.

Судом установлено, что истица Земскова З.А. до обращения в суд предпринимала меры к легализации спорной постройки, а именно: подготовила технический план здания; обратилась в Управление Росреестра по Рязанской области для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Уведомлением Управления Росреестра по Рязанской области №КУВД-001/2019-2390797/2 от 02.04.2019 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав было приостановлено ввиду того, что данным ЕГРН Земскова З.А. на момент возведения здания (2017 год) не являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:85; не были предоставлены правоустанавливающие документы, в соответствии с которыми здание создано Земсковой З.А. на земельном участке, предоставленном ей на праве собственности или ином праве для строительства; в состав приложения технического плана данные документы, а также проектная документация на объект - не включены; не представлены документы, подтверждающие согласование строительства здания с исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным осуществлять меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Рязанской области, в состав приложения технического плана не включены (т.1 л.д.139-140).

Уведомлением Рыбновского отдела Управления Росреестра по Рязанской области №КУВД-001/2019-2390797/3 от 24.06.2019 года Земсковой З.А. отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание, расположенное по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево (т.1 л.д.140-141).

Вместе с тем, из письма и.о. начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Василькина О.А. №ОВ/33-302 от 03.02.2020 года о разъяснении по вопросу необходимости получения гражданами согласования с Инспекцией строительства в границах зоны охраны объектов культурного наследия и на территории достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» следует, что получение согласования с Инспекцией вопросов проектирования и проведения землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории в зонах охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина - не требуется. Разработанный во исполнение требований подпункта 1 пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона №73-ФЗ приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2019 года №1449 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань» вступил в законную силу с 21 ноября 2019 года. Данным приказом утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» и получения на него положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, установленные пунктом 2 статьи 36 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - не требуется (т.2 л.д.102-103).

Каких-либо притязаний со стороны иных лиц на спорный объект недвижимости - здание дойки, построенного в 2017 году на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:85, не имеется.

Поскольку судом бесспорно установлено, что указанная постройка - здание для дойки соответствует градостроительным, строительным, пожарным, санитарным нормам и правилам, не нарушает права и интересы третьих лиц, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе, объектам культурного наследования - исковые требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Земсковой Зухры Адылжановны к администрации муниципального образования - Пошуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку - удовлетворить.

Признать за Земсковой Зухрой Адылжановной право собственности на нежилое здание (здание для дойки), площадью 260 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:85, по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево.

В удовлетворении исковых требований Земсковой Зухры Адылжановны к Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд Рязанской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27.12.2021 года.

Судья - подпись Соловьева Е.М.

Копия верна

Судья