Дело № 2-2900/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Перфиловой И.А., при секретаре Витовском В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
22 мая 2014 года гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным действий Омской таможни по выдаче паспортов транспортных средств, действий ООО «СервисТехноПром» по оформлению и выдаче сертификатов соответствия на транспортные средства, признании сертификатов соответствия и паспортов транспортных средств недействительными, обязании Омской таможни выполнить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Омский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным действий Омской таможни по выдаче паспортов транспортных средств, действий ООО «СервисТехноПром» по оформлению и выдаче сертификатов соответствия на транспортные средства, признании сертификатов соответствия и паспортов транспортных средств недействительными, обязании Омской таможни выполнить действия.
В обоснование заявления указал, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при оформлении и выдаче Омской таможней паспортов транспортных средств (ПТС). В результате проверки выявлены факты принятия решений о выдаче ПТС с нарушением требований действующего законодательства, что повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ТОО «ТRUСК АUТО SERVIСЕ» и компанией «SНААNХI НЕАVY DUTY АUTOMOBILE IМРОRТ & ЕХРОRТ СО LТD» заключен контракт на поставку автомобилей, спецавтотехники производства компании SНААNХI АUTOMOBILE GROUP СО LТD. В декабре 2011 года самосвалы марки SНААNХI были ввезены в Республику Казахстан из Китая, на них оформлена декларация №. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора № ФИО1 приобрел у ТОО «ТRUСК АUТО TRADE» согласно спецификации № автомобили марки «SНААNХI», в том числе с идентификационными кодами №
ДД.ММ.ГГГГ в связи с ввозом из Республики Казахстан на территорию <адрес> транспортных средств
- SHAANXI; SX3251DM384; №; номер двигателя №; двигатель дизельный;
- SHAANXI; SX3251DM384; №; номер двигателя №; двигатель дизельный;
- SHAANXI; SX3251DM384; №; номер двигателя №; двигатель дизельный;
- SHAANXI; SX3251DM384; №; номер двигателя №; двигатель дизельный;
ФИО1 обратился в Омскую таможню с заявлением о выдаче ПТС, которые в этот же день были ему выданы паспорта транспортных средств <адрес>.
Оформление и выдача ПТС на транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного Союза, производится в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД РФ № 496, Министерством промышленности и энергетики РФ № 192, Министерством экономического развития и торговли РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (Положение). В отношении транспортных средств, являющихся товарами Таможенного союза, не совершаются таможенные операции, связанные с их декларированием и уплатой таможенных платежей при перемещении через внутренние границы государств - членов Таможенного союза. Вместе с тем, в соответствии с пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» независимо от положений главы 5 Закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам нормативно правовых актов, касающихся в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям. Согласно требованиям п. 70 Положения заполнение строки "Экологический класс" осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия. Сведения формируются и размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609, паспорта не выдаются.
В письме ФТС России от 18.08.2011 № 01-11/39997 «О применении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче ПТС» предусмотрено, что таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС.
Только при невозможности определения экологического класса транспортного средства на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Объектами технического регулирования в соответствии с п. 4 Технического регламента является автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для установки на автомобильной технике категорий М 1, максимальной массой свыше 3,5 т, М2, МЗ, N 2, N 3, выпускаемые в обращение на территории РФ. Согласно п. 10 Технического регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, не должен превышать технические нормативы, указанные в п. 8 Регламента. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники, выпускаемой в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса. В соответствии с п. 14 Технического регламента с ДД.ММ.ГГГГ установлен технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 4. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН (п. 12 Технического регламента).
К заявлениям о выдаче ПТС ФИО1 в Омскую таможню представлены документы, в том числе сертификаты соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданные ООО «СервисТехноПром», и технические параметры на транспортные средства, выданные заводом-изготовителем.
Согласно вышеуказанным сертификатам транспортные средства марки SНААNХI соответствуют 4 экологическому классу и в них указано, что они выданы на основании протокола экспертизы технической документации № от ДД.ММ.ГГГГ года, тогда как сведения о проведении каких-либо лабораторных испытаний, в них отсутствуют.
В качестве представленных документов, послуживших основанием для выдачи сертификатов соответствия и внесения в них сведений о 4 экологическом классе транспортных средств указаны паспорта транспортных средств № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ года. Документов, свидетельствующих о переоборудовании транспортных средств в установленном порядке, не было представлено при оформлении и получении сертификатов соответствия. ООО «СервисТехноПром» при выдаче сертификатов соответствия вывод о том, что экологический класс автомобилей соответствует ЕВРО 4 сделан на основании протоколов экспертизы технической документации на автомобили, без проведения каких-либо испытаний транспортных средств.
В п. 11 технических параметров на регистрацию транспортных средств, выданных заводом изготовителем SНААNХI АUTOMOBILE GROUP СО LТD (Китай) указан выхлопной экологический стандарт 2 (ЕВРО 2). В соответствии с п. 2.1 контракта поставки автомобилей № от ДД.ММ.ГГГГ года, товар - автомобили, спецавтотехника произведены компанией SНААNХI АUTOMOBILE GROUP СО LТD. Согласно официальному ответу № на запрос Омской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ года, вышеуказанные транспортные средства произведены для внутреннего рынка Китая и соответствуют экологическому классу Евро-2.
В соответствии с требования ст. 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованном в порядке, установленном Правительством РФ. Орган по сертификации, в частности, привлекает на договорной основе проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), осуществляет отбор образцов для целей сертификации и представляет их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) или поручает осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам). Согласно Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 № 26 (п. п. 1.1, 1.2, 4.6) орган по сертификации продукции проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с Правилами системы сертификации; сертифицирует продукцию, то есть проводит процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. По результатам сертификации продукции орган по сертификации выдает сертификаты. При этом сертификат выдается только на продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов.
В п. 6.6 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 1 апреля 1998 № 19 предусмотрено, что сертификация механических транспортных средств и запасных частей в общем случае предусматривает в том числе, определение путем проведения испытаний соответствия образца продукции требованиям нормативных документов, проверку производства сертифицируемой продукции на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей, подтверждаемых сертификационными испытаниями.
В п. 10 Рекомендаций по заполнению формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов, утвержденных приказом Минпромэнерго России от 22.03.2006 № 53 предусмотрено, что в строке "проведенные исследования (испытания) и измерения" приводится перечень протоколов исследований (испытаний) и измерений (в соответствии с правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, содержащимися в национальных стандартах, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, а в случае отсутствия указанных национальных стандартов - в соответствии с правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со схемами сертификации, установленными в техническом регламенте), с указанием номеров и дат протоколов, наименования выдавшей их аккредитованной испытательной лаборатории (центра) и ее регистрационного номера. В нарушение вышеуказанных требовании закона ООО «СервисТехноПром» не обратилось в испытательную лабораторию, аккредитованную в установленном порядке и не организовало проведение исследований и измерений на соответствие техническому регламенту вышеуказанных транспортных средств, необоснованно указав в сертификатах соответствия 4 экологический класс, при наличии достаточных данных, свидетельствующих о соответствии автомобилей экологическому классу ЕВРО 2.
В ходе проверки прокуратурой направлен запрос в ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ), которое осуществляет государственный контроль экспертного мониторинга выданных сертификатов соответствия на транспортные средства в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.02.2011 года № 733. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № в случае, если в конструкцию транспортного средства вносились изменения, в том числе с целью повышения экологического класса, то автомобиль представляет собой новый тип и его характеристики, в том числе к требованиям экологической безопасности должны быть подтверждены только путем проведения испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях (аккредитованных в установленном порядке на проведение испытаний по правилам ЕЭК ООН, предусмотренных требованиями технического регламента), либо в испытательных лабораториях, являющихся техническими службами, заявленными в Женевском соглашении 1958 года на проведение испытаний по Правилам ЕЭК ООН, предусмотренных требованиями технического регламента.
На момент проведения сертификации транспортного средства подтверждение его экологического класса должно быть удостоверено путем проведения испытаний согласно требований ЕЭК ООН.
По мнению заявителя, сертификат соответствия был выдан на основании результатов экспертизы технической документации (сведения о проведении испытаний отсутствуют), а заводом-изготовителем представлена информация о технических параметрах транспортного средства, согласно которой автомобили на момент производства соответствовали экологическому классу ЕВРО 2 и выпускались для внутреннего рынка Китая, присвоение транспортному средству экологического класса ЕВРО 4, соответственно выдача сертификата с указанием в нем таких сведений, необоснованны.
ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 200 № (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842).
Должностным лицом Омской таможни при наличии достаточных данных, свидетельствующих о необоснованной выдаче ООО «СервисТехноПром» сертификатов соответствия на грузовые транспортные средства марки SНААNХI, а именно представление заявителем в таможенный орган технических характеристик на автомобиль с указанием о соответствии их экологическому классу ЕВРО-2 и отсутствии в сертификатах соответствия о проведенных в отношении транспортных средств исследованиях и испытаниях, необоснованно принято решение о выдаче ПТС.
В соответствии с п. 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенным органом в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
В п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД РФ № 496, Министерством промышленности и энергетики РФ № 192, Министерством экономического развития и торговли РФ № 134 от 23.06.2005 предусмотрено, что выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.
В соответствии с п. 51 Правил при установлении обстоятельств, указанных в п. 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Органом по сертификации ООО «СервисТехноПром» при оформлении и выдаче сертификатов соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № №, на вышеуказанные транспортные средства марки с указанием экологического класса ЕВРО 4 были нарушены требования ст. 25, 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 10, 12, 14 Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 609 от 12.10.2005, что повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
На основании вышеуказанных сертификатов соответствия, Омской таможней принято необоснованное решение о выдаче ПТС на транспортные средства марки SНААNХI и указания в них сведений о 4 экологическом классе.
Незаконными решениями по выдаче сертификатов соответствия и ПТС на вышеуказанные транспортные средства нарушаются установленные законом требования к выпуску в свободное обращение автомобильной техники, не отвечающей требованиям безопасности и имеющей экологический класс ниже действовавшего на момент ввоза транспортного средства, чем нарушаются интересы государства. Предъявление данного заявления прокурором обусловлено интересами неопределенного круга лиц, поскольку ежедневно нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и ее охрану от вредного воздействия выбросов автомобильной техникой загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Эксплуатация транспортных средств, не отвечающих установленным законом требованиям, оказывает негативное воздействие не только на окружающую среду, но и создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Просит признать решения Омской таможни по выдаче паспортов транспортных средств <адрес> и внесению в них сведений о соответствии 4 экологическому классу незаконными; Признать решения ООО «СервисТехноПром» по оформлению и выдаче сертификатов соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № № на транспортные средства марки - SHAANXI; №; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; и внесению в них сведений о 4 экологическом классе незаконными; Признать сертификаты соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № и паспорта транспортных средств <адрес>, выданные Омской таможней недействительными;
Обязать Омскую таможню внести сведения о недействительности выданных вышеуказанных ПТС в автоматизированную базу данных на оформленные таможенным органом транспортные средства; Обязать Омскую таможню проинформировать Управление ГИБДД УМВД России по <адрес> о признании вышеуказанных ПТС на транспортные средства марки - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный недействительными (том 1, л.д. 3-18; л.д. 121-136).
По ходатайству Омской таможни (том 1, л.д. 68-69) определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дела объединены в одно производство (том 1, л.д. 70).
В ходе рассмотрения дела Омский транспортный прокурор уточнил заявленные требования и просил признать действия Омской таможни по выдаче ДД.ММ.ГГГГ ПТС <адрес> и внесению в них сведений о соответствии транспортных средств 4 экологическому классу незаконными;
признать действия ООО «СервисТехноПром» по оформлению и выдаче ДД.ММ.ГГГГ сертификатов соответствия № на транспортные средства SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный, и внесению в них сведений о соответствии 4 экологическому классу незаконными;
признать сертификаты соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № и паспорта транспортных средств серия <адрес>, серия <адрес>, серия <адрес>, серия <адрес>, недействительными;
обязать Омскую таможню внести сведения о недействительности выданных вышеуказанных ПТС в автоматизированную базу данных на оформленные таможенным органом транспортные средства;
обязать Омскую таможню проинформировать Управление ГИБДД УМВД России по Омской области о признании вышеуказанных ПТС на транспортные средства марки - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный недействительными (том 2, л.д. 6-11).
В судебном заседании помощник Омского транспортного прокурора Люфг А.А. заявленные требования в части признания действий Омской таможни по выдаче ДД.ММ.ГГГГ паспортов транспортных средств <адрес> и внесению в них сведений о соответствии транспортных средств 4 экологическому классу незаконными; признании действий ООО «СервисТехноПром» по оформлению и выдаче ДД.ММ.ГГГГ сертификатов соответствия № на транспортные средства SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный, и внесению в них сведений о соответствии 4 экологическому классу незаконными; признании сертификатов соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № № и паспортов транспортных средств серия <адрес>, серия <адрес>, серия <адрес>, серия <адрес>, недействительными, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в поданных заявлениях. Требования в части обязания Омской таможни внести сведения о недействительности выданных вышеуказанных ПТС в автоматизированную базу данных на оформленные таможенным органом транспортные средства; обязания Омской таможни проинформировать Управление ГИБДД УМВД России по <адрес> о признании вышеуказанных ПТС на транспортные средства марки - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя WD №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный недействительными, не поддержал, поскольку указанные действия являются следствием признания ПТС и сертификатов соответствия недействительными.
Представитель Омской таможни по доверенности ФИО2 заявленных требований не признала, ссылаясь на их необоснованность.
Представитель третьего лица ФИО1 по доверенности ФИО3 полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ООО «СервисТехноПром» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица ФИО1, ФИО4, ФИО5, представитель третьего лица УГИБДД УМВД России по Омской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав истца, представителя ответчика Омской таможни, представителя третьего лица ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ РФ, транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу части 1 ст. 23 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих веществ) Постановлением Правительства РФ N 609 от 12.10.2005 г. был утвержден Технический регламент, устанавливающий требования к выбросам автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ.
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
В соответствии с п. 3 Технического регламента под автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации понимается автомобильная техника (колесные транспортные средства, предназначенные, в том числе, для перевозки людей, и подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД МВД РФ), не находившаяся ранее в эксплуатации на территории РФ, изготовленная в РФ (в условиях серийного производства и в единичных экземплярах) или ввозимая на срок более чем 6 месяцев на территорию РФ автомобильная техника независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства.
Объектами технического регулирования в соответствии с п. 4 Технического регламента является автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для установки на автомобильной технике категорий М1, максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N 2, N 3, выпускаемые в обращение на территории РФ.
Подпунктом "в" пункта 8 Технического регламента установлены технические требования к автомобильной технике экологического класса 4, в частности, в отношении автомобильной техники категории М1, М2 максимальной массой не более 3,5 тонн, N 1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные правилами ЕЭК ООН 83-05 с исправлениями и дополнениями (уровень выбросов В), правилами ЕЭК ООН 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
Согласно пункту 10 Технического регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 данного регламента. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники, выпускаемой в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса.
В соответствии с п. 14 Технического регламента с 01 января 2010 года установлен технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 4.
Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН (п. 12 Регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года N 609).
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24), утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 09.12.2003 N 3566-ст "Об утверждении и введении в действие национального стандарта", установлено обязательное проведение циклов испытаний автомобильной техники.
Требования к сертификации продукции (транспортных средств) определены ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83), предусматривающие в качестве опытных испытаний процедуры проверки работы транспортных средств в различных циклах эксплуатации, в том числе использование статистического метода испытаний на соответствие эксплуатационным требованиям, определение вредных выбросов с отработанными газами после запуска холодного двигателя, определение выбросов оксида углерода в режиме холостого хода, определение выбросов картерных газов, определение выбросов в результате испарения топлива транспортными средствами, оснащенными двигателями с принудительным зажиганием, определение выбросов оксида углерода и углеводородов с отработанными газами после запуска холодного двигателя при низкой температуре и т.д.
В силу ст. 25 Федерального закона "О техническом регулировании" (в редакции, действующей на момент ввоза автомобиля на территорию РФ) обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия сертификата соответствия;
информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии со ст. 26 названного закона (в редакции, действующей на момент проведения сертификации) обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованном в порядке, установленном Правительством РФ.
Орган по сертификации, в частности, привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ (далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры)); выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно системному толкованию приведенных выше норм, сертификат соответствия на ввозимые из-за рубежа транспортные средства сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, оформляется и выдается на основании протокола испытаний, выданного аккредитованной на проведение данных работ испытательной лабораторией.
Из материалов дела усматривается, что по договору №, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приобрел в <адрес> у ТОО «ТRUСК АUТО SERVIСЕ» автотехнику - транспортные средства в количестве 4 штук - SHAANXI; №; (№; (№; № (том 2, л.д. 51-52).
Указанные транспортные средства были поставлен в Республику Казахстан из Китая на основании контракта поставки автомобилей (том 2, л.д. 69-72).
ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями в таможенный пост Омской таможни о выдаче ему паспортов транспортных средств на ввезенные им из Республики Казахстан автомобили SHAANXI; № (том 1, л.д. 19, 25, 137, 143).
Для подтверждения экологического класса автомобилей марки SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный, в таможенные органы ФИО1 представил на транспортные средства сертификаты соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1, л.д. 23, 29, 141, 148), выданные органом по сертификации ООО «СервисТехноПром», согласно которым экологический класс ввезенных транспортных средств - четвертый.
На основании представленных документов, в том числе и сертификатов соответствия от ДД.ММ.ГГГГ №, выданных органом по сертификации ООО «СервисТехноПром», в тот же день должностными лицами таможенного поста Омской таможни были выдана паспорта транспортных средств <адрес> на автомобили SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный (том 1, л.д. 24, 30, 142, 149).
Из представленных сертификатов соответствия, следует, что сертификаты соответствия были выданы ответчиком ООО «СервисТехноПром» на основании экспертизы представленных ему ФИО1 документов, а именно паспортов транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ года, выданных в Китае.
Указанные сертификаты соответствия не содержат ссылок на протоколы сертификационных испытаний (исследований), проведенных по правилам ЕЭК ООН, для подтверждения соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента, что не оспаривалось представителем ответчика Омской таможни, представителем третьего лица ФИО1 в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, согласно объяснению ФИО1 (том 1, л.д. 43), в технических параметрах, представленных продавцом, экологический класс указан – Евро 2.
Из ответа директора ООО Торговый дом «Шанкси» следует, что автомобили SHAANXI Китайского производства (№; №; №, произведены для внутреннего рынка Китая и соответствуют экологическому классу Евро-2 (том 1, л.д. 46). Указанное обстоятельство подтверждается и сведениями компании «SНААNХI НЕАVY DUTY АUTOMOBILE IМРОRТ & ЕХРОRТ СО LТD» (том 1, л.д. 49).
По запросу Омской транспортной прокуратуры специалистами ФГУП "ВНИИНМАШ" - экспертной организации, осуществляющей государственный контроль экспертного мониторинга выданных сертификатов соответствия на транспортные средства направлено письмо Омскому транспортному прокурору, в котором указано, что транспортные средства SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; SX3251DM384№; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный, выпущены для внутреннего рынка Китая. Автомобили относятся к экологическому классу ЕВРО 2. В случае, если в конструкцию рассматриваемых транспортных средств вносились изменения, в том числе с целью повышения экологического класса, то автомобили представляют собой новый тип и их характеристики, в том числе к требованиям экологической безопасности, должны быть подтверждены только путем проведения испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях (аккредитованных в установленном порядке на проведение испытаний по правилам ЕЭК ООН, предусмотренных требованиями технического регламента), либо в испытательных лабораториях, являющихся техническими службами (заявленными в Женевском соглашении 1958 года на проведение испытаний по Правилам ЕЭК ООН, предусмотренных требованиями технического регламента). На момент проведения сертификации ТС подтверждение их характеристик экологического класса должно быть подтверждено путем проведения испытаний согласно требованиям Правил ЕЭК ООН 24-03, 49-04 (уровень выбросов В1). Учитывая, что сертификаты соответствия были выданы на основании результатов экспертизы технической документации (сведения о проведении испытаний отсутствуют), и что заводом-изготовителем представлена информация о технических параметрах транспортных средств, согласно которой автомобили на момент производства соответствовали экологическому классу ЕВРО 2 и выпускались рынка Китая, поэтому присвоение экологического класса ЕВРО 4 вышеуказанным транспортным средствам и выдача сертификатов необоснованны.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при оформлении и выдаче сертификатов соответствия на транспортные средства SHAANXI; SX3251DM384№; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный, обществом с ограниченной ответственностью «СервисТехноПром» были допущены нарушения требований Федерального закона N 184 "О техническом регулировании", Технического регламента, в связи с чем, действия органа по сертификации противоречат законодательству Российской Федерации.
Сертификаты соответствия №, выданные на транспортные средства SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный, и внесение в них сведений о соответствии 4 экологическому классу надлежит признать недействительными.
В силу п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (приложение N 1 к Приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134) выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Поскольку настоящим решением Сертификаты соответствия № выданные на транспортные средства - автомобили SHAANXI; №; номер двигателя №; №; номер двигателя №; двигатель дизельный; - SHAANXI; №; номер двигателя №; двигатель дизельный, и внесение в них сведений о соответствии 4 экологическому классу признаны недействительными, на основании указанных Сертификатов соответствия Омской таможней были выданы паспорта транспортных средств серии <адрес>, на основании п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (приложение N 1 к Приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134), названные паспорта надлежит признать недействительным, а действия Омской таможни по выдаче названных паспортов не соответствующим требованиям закона.
Требования об обязании Омской таможни внести сведения о недействительности выданных паспортов транспортных средств <адрес> в автоматизированную базу данных на оформленные таможенным органом транспортные средства; обязании Омской таможни проинформировать Управление ГИБДД УМВД России по Омской области о признании вышеуказанных ПТС на транспортные средства недействительными, представитель истца в соответствии со ст. 101 ГПК РФ не поддержал, поскольку указанные действия являются следствием признания ПТС и сертификатов соответствия недействительными. Омская таможня обязана исполнить указанные действия после вступления в законную силу настоящего решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «СервисТехноПром» надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия ООО «СервисТехноПром» по оформлению и выдаче сертификатов соответствия
от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>, модель ТС SHAANXI; №; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, 2011 <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; №; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; №; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, 2011 <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; №; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый, не соответствующими требованиям законодательства РФ.
Признать сертификаты соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; №; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) № кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; №; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; №; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, 2011 №; марка, модель ТС SHAANXI; №; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый, недействительными.
Признать действия Омской таможни по выдаче паспорта транспортного средства серия <адрес> на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; №;
паспорта транспортного средства серия <адрес> на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; SX3251DM384;
паспорта транспортного средства серия <адрес> на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, 2011 <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; SX3251DM384;
паспорта транспортного средства серия <адрес> на транспортное средство транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; SX3251DM384 не соответствующими требованиям законодательства РФ.
Признать паспорт транспортного средства серия <адрес>, выданный Омской таможней на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; SX3251DM384; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
паспорт транспортного средства серия <адрес>, выданный Омской таможней на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; SX3251DM384; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя <адрес>; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
паспорт транспортного средства серия <адрес>, выданный Омской таможней на транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; SX3251DM384; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый;
паспорт транспортного средства серия <адрес>, выданный Омской таможней на транспортное средство транспортное средство грузовой самосвал, категория ТС – С, <данные изъяты>; марка, модель ТС SHAANXI; SX3251DM384; наименование ТС грузовой самосвал; модель, номер двигателя №; шасси (рама) №; кузов (кабина, прицеп) номер отсутствует, цвет кузова белый, недействительными.
Взыскать с ООО «СервисТехноПром» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья И.А. Перфилова
Решение вступило в законную силу 13.08.2014 г.