Дело № 2-79/2018 24 января 2018 года г. Котлас
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Балакшиной Ю.В.
при секретаре Пахомовой Е.В.,
с участием помощника прокурора Мигасюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Рыжикову Алексею Владимировичу, Бабошиной Татьяне Юрьевне о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении без предоставления другого жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту Министерство обороны РФ) обратилось в суд с иском к Рыжикову А.В., Бабошиной Т.Ю. о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: ...., ...., в...., ...., без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований указано, что спорное жилое помещения является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В ходе проверки жилищного фонда Министерства обороны РФ, проведенной в 2016 году, установлено, что квартира до 2002 года располагалась в закрытом военном городке .... что подтверждает служебный статус жилого помещения. Рыжиков А.В. не имеет отношения к военной службе, а Бабошина Т.Ю. является вдовой нанимателя жилого помещения ...., умершего в 2003 году. В квартире зарегистрирован по месту жительства только Рыжиков А.В. (без права на жилплощадь), Бабошина Т.Ю. проживает без регистрации. На уведомление о необходимости предоставить документы, подтверждающие законность проживания в жилом помещении, ответчики не отреагировали. В связи с чем им было направлено требование об освобождении занимаемого жилого помещения, которое ответчиками не исполнено. Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
В судебное заседание представитель истца Министерства обороны РФ не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает. Дополнительно сообщил, что согласно приказу заместителя Министра обороны РФ от 2 июня 2017 года № 566 «Об исключении из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Черемушское» Архангельской области» жилой дом, в котором проживают ответчики, передан в собственность муниципального образования «Черемушское».
Ответчики Рыжиков А.В. и Бабошина Т.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку жить им негде. Бабошина Т.Ю. указала, что спорное жилое помещение было предоставлено ее супругу .... как военнослужащему, который в 1996 году уехал на постоянное место жительства в г. Рыбинск, а в 2003 году умер. Ответчики продолжают проживать в данной квартире по настоящее время, исправно оплачивают коммунальные услуги, задолженности не имеют.
Представители третьих лиц Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом.
Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, муниципального образования «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» (далее - МО «Черемушское») по доверенности Епов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва на исковое заявление, из которого следует, что спорное жилое помещение фактически не передавалось в муниципальную собственность. 17 июля 2017 года комиссией, назначенной постановлением администрации МО «Черемушское», был проведен осмотр планируемых к передаче в муниципальную собственность жилых домов, о чем составлен акт. По итогам осмотра установлено, что жилые дома находятся в неудовлетворительном состоянии, а жилой .... ранее комиссией администрации МО «Черемушское» был рекомендован к признанию аварийным. Поскольку фактическое использование предлагаемого к передаче имущества для решения вопросов местного значения невозможно, то Советом депутатов МО «Черемушское» 27 июля 2017 года было принято решение № 28 об отказе в приеме из федеральной собственности в собственность МО «Черемушское» объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военного городка ...., указанных в приложении № 1 к приказу заместителя Министерства обороны РФ от 2 июня 2017 года № 566. Указанное решение официально опубликовано, не отменено, никем не оспорено. Поскольку безвозмездная передача имущества в муниципальную собственность в одностороннем порядке без согласия органов местного самоуправления не допускается, то спорное жилое помещение в муниципальную собственность МО «Черемушское» не принято. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку с момента смерти нанимателя жилого помещения истец не предпринимал действий, направленных на освобождение спорного жилого помещения от лиц, не имеющих права пользования им. Кроме этого указал, что полномочия в сфере жилищных отношений до 2019 года находятся в ведении МО «Черемушское» и до настоящего времени не переданы в муниципальный район. Также пояснил, что администрация МО «Черемушское» не имеет намерений к выселению граждан из жилых помещений, передаваемых из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Выслушав пояснения ответчиков, представителя третьего лица МО «Черемушское», мнение прокурора, полагавшего необходимым отказать в иске, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В силу положений ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим кодексом.
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ст. 99 ЖК РФ).
Исходя из назначения служебных жилых помещений, определенного ст. 93 ЖК РФ, право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными военнослужащим в связи с прохождением военной службы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с трудовыми отношениями, сохраняется за ними на период прохождения военной службы и работы в воинской части (учреждении).
В соответствии со ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры, жилого помещения, при этом договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы, а увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
В материалы дела сторонами не представлены документы, послужившие основанием для предоставления спорного жилого помещения в пользование ответчиков. Из заявления Бабошиной Т.Ю. в адрес ООО «Главное управление жилищным фондом» следует, что во второй половине 1992 года на заседании жилищной комиссии семье военнослужащего .... составом из трех человек была выделена спорная двухкомнатная квартира. В 2003 году .... умер.
Согласно поквартирной карточке по указанному адресу с 17 декабря 1992 года зарегистрирован один Рыжиков А.В. Бабошина Т.Ю. регистрации по данному адресу не имеет.
Из пояснений ответчиков следует, что в настоящее время они проживают в спорном жилом помещении вдвоем.
На момент предоставления .... жилого помещения, двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ...., ...., в...., ...., находилась в собственности Российской Федерации, на праве оперативного управления была закреплена за Федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ № 731 от 15 марта 2017 года.
До 2017 года указанное жилое помещение находилось на балансе ФГУ «Архангельская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, было включено в число служебных.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
23 июня 2016 года Федеральное государственное казенное учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ направило ответчику Рыжикову А.В. требование об освобождении жилого помещения в связи с утратой связи с Министерством обороны РФ.
Указанное требование получено Рыжиковым А.В. 29 июня 2016 года, но до настоящего времени не исполнено, ответчики продолжают пользоваться жилым помещением.
В целях устранения нарушения прав собственника истец просит прекратить право пользования ответчиками указанным жилым помещением и выселить их без предоставления жилого помещения.
Суд не может согласиться с доводами истца о наличии особого статуса спорного жилого помещения (служебного) и нарушения прав Министерства обороны, как собственника жилого помещения, в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Порядок прекращения права федеральной собственности на военное недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 423-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность должно содержать перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в п. 2 ч. 1 ст. 2 названного Федерального закона земельных участков имеются данные объекты.
Пунктами 1 и 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ определено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в п. 2 ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в п. 4 ч. 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ в случае, если указанные в п. 1 ч. 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в п. 4 ч. 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного ч. 1 настоящей статьи решения.
Из приведенных норм законодательства следует, что в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, то право собственности муниципального образования на это имущество возникает с момента принятия Министерством обороны РФ решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. В этом решении должен быть указан перечень объектов, необходимых для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, сохраняемых в федеральной собственности.
Согласно внесенным изменениям Распоряжением Правительства РФ № 487 - р от 17 апреля 2012 года в Распоряжение Правительства № 752 - р от 1 июня 2000 года военный городок .... исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.
Приказом заместителя Министра обороны РФ от 2 июня 2017 года № 566 «Об исключении из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Черемушское» Архангельской области» исключены из состава специализированного жилищного фонда объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1-9, 16, 17 приложения № 1 к настоящему приказу, закрепленные на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Объекты недвижимого имущества, расположенные в границах военного городка № .... указанные в приложении № 1 к настоящему приказу, переданы из федеральной собственности в собственность МО «Черемушское» Архангельской области.
Согласно перечню объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность МО «Черемушское» Архангельской области (приложение № 1 к приказу № 566), жилой .... (в том числе квартиры с 1 по 60), указан в пункте 2.
В рассматриваемом случае приказ заместителя Министра обороны РФ от 2 июня 2017 года № 566 не содержит указания на какие-либо квартиры, подлежащие исключению из перечня передаваемого имущества и оставлению в федеральной собственности, как это предусмотрено п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона № 423-ФЗ, жилой дом приказано передать в муниципальную собственность без исключений (с 1 по 60 квартиры).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 ноября 2017 года право собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано, квартира учтена только как объект недвижимости, состоит на кадастровом учете.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что право собственности на жилой ...., военный городок № (в том числе на спорное жилое помещение), у МО «Черемушское» наступило с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, то есть с даты издания приказа заместителя Министра обороны РФ от 2 июня 2017 года, с указанной же даты спорное жилое помещение исключено из состава специализированного жилищного фонда.
Учитывая, что собственник спорной квартиры, в которой проживают ответчики, изменился, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства обороны РФ не подлежат удовлетворению, поскольку иск заявлен в интересах лица, не обладающего какими-либо правами на спорное имущество.
Доводы представителя третьего лица МО «Черемушское» об отказе в принятии указанного имущества в муниципальную собственность судом не принимаются, поскольку противоречат положениям Федерального закона № 423-ФЗ. Представленное в материалы дела решение Совета депутатов МО «Черемушское» от 27 июля 2017 года № 28 об отказе в приеме из федеральной собственности в собственность МО «Черемушское» объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военного городка № ...., указанных в приложении № 1 к приказу заместителя Министра обороны РФ от 2 июня 2017 года № 566, не содержит мотивов принятия такого решения. Формальный отказ от приема в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, не отвечает требованиям закона и не освобождает орган местного самоуправления от возложенных на него обязанностей по приему указанного имущества, а ссылка представителя третьего лица на неудовлетворительное состояние жилого дома несостоятельна, поскольку в установленном порядке жилое помещение на момент его передачи в муниципальную собственность не признавалось аварийным и непригодным для постоянного проживания.
Поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (п. 2 ст. 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. В связи с чем суд не входит в обсуждение довода представителя третьего лица МО «Черемушское» о пропуске срока исковой давности.
При этом новый собственник жилого помещения не лишен права заявить соответствующие правопритязания к ответчикам при их наличии.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Рыжикову Алексею Владимировичу, Бабошиной Татьяне Юрьевне о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении без предоставления другого жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Ю.В. Балакшина