ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2901/19 от 30.04.2019 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-2901/2019

УИД: 78RS0014-01-2019-000079-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«30» апреля 2019 года г. Санкт-Петербург

Московский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи И.Д. Гармаевой

при секретаре Ермаковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Промлес» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления.

установил:

Действуя в защиту интересов Российской Федерации, Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Управление лесами Ленинградской области» (далее – ЛОГКУ «Ленобллес») обратилось в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «Промлес», в котором просит обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся в аренде, от захламления путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в Волосовском участковом лесничестве Волосовского лесничества в квартале 509 выделе 2 (географические координаты: N ), на лицензированный полигон ТБО.

В обоснование заявленных требований представитель истца указывает на то, что в ходе патрулирования Лесничим Волосовского участкового лесничества Волосовского лесничества-филиала ЛОГКУ «Ленобллес» подведомственной ему территории выявлен факт лесонарушения - загрязнение лесов коммунально-бытовыми отходами. Установлено, что согласно акту обследования территории № 2 от 10.04.2015 в Волосовском участковом лесничестве в квартале 509 выделе 2 (географические координаты: N ) выявлено загрязнение лесов отходами производства и потребления объемом 30 куб.м. Собственника отходов установить не представилось возможным, ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу. Согласно информации, представленной Волосовским лесничеством, указанный земельный участок, расположенный в квартале 509 выделе 2 Волосовского участкового лесничества передан в аренду для заготовки древесины ООО «Промлес» (ИНН 7810617394) по дополнительному соглашению от 14.11.2016 к договору № от 17.09.2010. Актом № 4 обследования территории от 13.11.2018 установлено, что захламление не ликвидировано. Несанкционированные свалки, расположенные на земельном участке лесного фонда, переданном по договору аренды, подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий по очистке леса, обязанность по проведению которых возложена на лесоарендатора. Как указывает истец, ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей по очистке лесов от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также на положения ст. 96 Лесного кодекса РФ, истец обратился в суд с вышеуказанным иском (л.д. 5-7).

Представитель истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте его проведения (л.д. 62).

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом о дате, времени и месте его проведения по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ на даты 04.02.2019, 30.04.2019 (г. Санкт-Петербург, пл. Чернышевского, д. 10, кв. 116), уклонился от получения судебной корреспонденции.

Надлежащих сведений о перемене места нахождения с указанием полного наименования адреса места нахождения в ЕГРЮЛ ответчика не содержится, в связи с чем, суд полагает извещение ответчика по указанному адресу надлежащим.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.09.2010 между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и АО «Выборгская целлюлоза» был заключен договор аренды лесного участка № , в соответствии с условиями которого, арендодатель Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области обязуется предоставить, а арендатор АО «Выборгская целлюлоза» обязуется принять во временное владение и пользование часть лесного участка Северо-Западного лесничества, находящегося в государственной собственности, площадью 25547 га, имеющего местоположение: <адрес>, категории земель - земли лесного фонда (п. п. 1, 2 договора) (л.д. 35-44).

14.11.2016 между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, АО «Выборгская целлюлоза» и ООО «ПРОМЛЕС» заключено Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка № от 17.09.2010, согласно которому ООО «ПРОМЛЕС» переданы все права и обязанности по договору аренды № от 17.09.2010. ООО «ПРОМЛЕС» является правопреемником АО «Выборгская целлюлоза» относительно прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды (л.д. 31-34).

В соответствии с условиями указанного договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов; выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (п. 19 договора).

Сведений о расторжении вышеуказанных договоров в материалы дела не представлено.

Из материалов дела следует, что 10.04.2015 в ходе патрулирования Лесничим Волосовского участкового лесничества Волосовского лесничества-филиала ЛОГКУ «Ленобллес» подведомственной ему территории выявлен факт лесонарушения - загрязнение лесов коммунально-бытовыми отходами. Установлено, что согласно акту обследования территории № 2 от 10.04.2015 в Волосовском участковом лесничестве в квартале 509 выделе 2 (географические координаты: N ) выявлено загрязнение лесов отходами производства и потребления объемом 30 куб.м. По морфологическому составу отходы: твердые бытовые отходы в виде коробок, банок, пакетов, стеклянной тары от напитков и продуктов питания, автомобильных покрышек. Свалочная масса отходов расположена на почвенно-растительном покрове. Принадлежность отходов кому-либо установить не представилось возможным (л.д. 10-18).

Актами № 2 от 27.09.2016, № 3 от 17.10.2016, № 4 от 13.11.2018 обследования территории установлено, что захламление не ликвидировано. Истцом также представлены фотографии лесного участка.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Не использование стороной диспозитивного права на представление доказательств, влечет соответствующие процессуальные последствия - в том числе и постановление решения только на основании тех доказательств, которые представлены в материалы дела другой стороной.

Вышеприведенные результаты проверки, письменные доказательства, в ходе судебного разбирательства ответчиком по правилам ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.

Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что указанная несанкционированная свалка расположена на лесном участке, находящемся в аренде у ответчика.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).

Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах.

Положениями пункта 5 названных правил установлено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

При этом пунктом 25 указанных Правил установлено, что не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно условиям договора аренды лесного участка № от 17.09.2010 арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов; выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (п. п. "з", "н" п. 18 договора) (л.д. 30-51, 52-54).

Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ), так и иными правовыми актами (Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607).

При этом, содержащаяся в вышеназванных Правилах оговорка о том, что предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

При этом арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.

Таким образом, поскольку такая обязанность прямо установлена законом, а зафиксированная несанкционированная свалка расположена на арендуемой ответчиком территории, то она подлежит ликвидации в рамках осуществления ответчиком мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на арендуемом лесном участке.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выявленное нарушение ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем исковые требования ЛОГКУ «Ленобллес» заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Одновременно, исходя из положений ч. 1 ст. 206 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя срок исполнения возложенных на ответчика обязанности по совершению фактических действий, суд принимает во внимание то обстоятельство, что принятие соответствующих мер требует определенного времени, в связи с чем считает необходимым предоставить ответчику возможность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, самостоятельно совершить действия, направленные на проведение мероприятий по очистке земель лесного фонда, находящихся в аренде, от захламления путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в Волосовском участковом лесничестве Волосовского лесничества в квартале 509 выделе 2 (географические координаты: N ), на лицензированный полигон ТБО.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Санкт-Петербурга государственная пошлина в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 67, 71, 103, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» - удовлетворить.

Обязать ООО «Промлес» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся в аренде, от захламления путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в Волосовском участковом лесничестве Волосовского лесничества в квартале 509 выделе 2 (географические координаты: ), на лицензированный полигон ТБО.

Взыскать с ООО «Промлес» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд города Санкт-Петербурга.

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья И.Д. Гармаева