ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2901/2021ПОДЛИ от 02.12.2021 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-2901/2021 подлинник

24RS0017-01-2021-003883-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Красноярск 02 декабря 2021 года

Суд Железнодорожного района г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Хвалько О.П.,

при секретаре – Паршиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, к Министерству строительства Красноярского края о возложении обязанности включить в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей к Министерству строительства Красноярского края о возложении обязанности включить в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Требования мотивированы следующим.

Решением жилищной комиссии администрации г. Боготола от 20.04.2012 года ФИО1 и члены его семьи были признаны нуждающимися в жилом помещении. Постановлением администрации г. Боготола №0528-п от 26.04.2012 года ФИО1 и члены его семьи были признаны семьей, имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты (расчетной) средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты Постановлением администрации г. Боготола от 26.04.2012 года №0529-п. Решением жилищной комиссии администрации г. Боготола от 10.07.2012 года и постановлением администрации г. Боготола №0923-п от 12.07.2012 года ФИО1 и члены его семьи: ФИО4, ФИО2 и ФИО3 были признаны участниками долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы. Согласно ответам администрации г. Боготола, очередь ФИО1 и его семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы составлял: на 2013 год №37, на 2014 год №31, на 2015 год №21, на 2016 год №15, на 2017 год №15, на 2020 год №10, на 2022 год №5. ФИО1 и его семья нуждаются в получении жилищного сертификата для приобретения жилья, в связи с чем, ФИО1 16.04.2021 года обратился в администрацию Губернатора Красноярского края по вопросу предоставления сертификата на приобретения жилья, но получил отказ от 12.05.2021 года №М/0569.

Отказ Министерства строительства Красноярского края включить семью ФИО1 в список молодых семей - претендентов на получение жилищного сертификата, ФИО1 считает незаконным, так как его семья полностью соответствует условиям подпрограммы. Однако, Министерство строительства Красноярского края не включило семью ФИО1 в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году, а также в предшествующие годы, до настоящего времени ФИО1 и его семье не предоставлен жилищный сертификат, что, по его мнению, свидетельствует о бездействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице Министерства строительства Красноярского края.

В связи с изложенным, ФИО1 просит суд обязать Министерство строительства Красноярского края включить его семью в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО5 (доверенность в деле) в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным выше основаниям, дополнительно пояснив, что в 2022 году истец достигнет 36-ти летнего возраста и утратит право на получение субсидии, тогда как стороной ответчика в писки претендентов на получение социальной выплаты были включены две семьи, включенные в списки участников подпрограммы позже семьи ФИО1 Просили иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства строительства Красноярского края – ФИО6 (полномочия проверены) в судебное заседание не вилась. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее ею в материалы дела был представлен письменный отзыв на иск, в которых указано, что сторона ответчика исковые требования ФИО1 не признет, ссылаясь на то, что Государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710. В структуру Программы входит подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», которая состоит, в том числе из ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». В состав последней среди прочих включено Основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей». Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены особенности реализации отдельных мероприятий Государственной программы. К особенностям реализации отдельных мероприятий Государственной программы определены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. В соответствии с п. 24 Правил, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Приложением №5 к Государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 514-п утверждена «Государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», пунктом 3.8. раздела 3 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан», которой в целях софинансирования мероприятия ведомственной целевой программы из краевого бюджета, определено мероприятие 8 Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. Пунктом 3.8.2. мероприятия 8 раздела 3 краевой подпрограммы постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2019 № 812-п утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья из краевого бюджета, в том числе и за счет федерального бюджета. Таким образом, условием включения участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» (далее - участник мероприятия 8) из списка молодых семей - участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, по муниципальным образованиям Красноярского края (далее - Список участников) в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Красноярскому краю, является наличие объемов бюджетного финансирования, достаточного для предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям из Списков участников. В целях ее софинансирования из краевого бюджета постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 №596-п была утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012 - 2015 годы (далее - краевая программа), в соответствии с которой администрация г. Боготола 20.04.2012 года признала молодую семью ФИО1 участником краевой программы. Город Боготол в порядке, определенном пунктом 24 Правил, сформировал и утвердил распоряжением администрации города Боготола от 26.05.2020 года № 200-р список молодых семей - участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, по городу Боготолу, который представил в министерство строительства Красноярского края. В указанный список в качестве участника мероприятия 8 был включен ФИО1 по дате признания его участником краевой программы - 20.04.2012 года. В порядке, установленном пунктами 26 и 27 Правил Министерство сформировало и утвердило приказом от 23.06.2020 года № 179-о сводный список молодых семей - участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, а также приказом от 03.12.2020 года № 378-о список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Красноярскому краю, в которые молодая семья участника мероприятия 8 ФИО1 не была включена. В список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Красноярскому краю включено из сводного списка молодых семей - участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, 227 участника мероприятия 8, в том числе по городу Боготолу - 2 участника мероприятия 8, которые являются многодетными и имеющими первоочередное право с датами признания их участниками мероприятия 8 в период с 04.08.2014 года, с 26.03.2018 года. Общая сумма бюджетных средств, выделенных для предоставления им социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, составила 2 858 400 руб. Общее количество участников мероприятия 8 в списке молодых семей - участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, по городу Боготолу - 37, из них 4 участника мероприятия 8 являются многодетными с датами признания их участниками мероприятия 8 в период с 04.08.2014 года по 05.06.2019 года, и 33 участника мероприятия 8 с датами их признания участниками в период с 26.08.2011 года по 02.10.2018 года. В настоящее время предоставление участникам мероприятия 8 социальных выплат на приобретение (строительство) жилья напрямую зависит от выделяемых средств федерального, краевого и местных бюджетов. С целью увеличения объемов финансирования Красноярский край ежегодно участвует в отборе субъектов РФ для получения необходимых федеральных средств, к примеру, в 2020 году запрашивали 291 млн. руб., в 2021 году запрашивали 501,6 млн. руб. Однако фактически Красноярскому краю из федерального бюджета предоставлено в 2020 году 29,1 млн. руб., в 2021 году - 45,5 млн. руб. Не включение Министерством участника мероприятия 8 ФИО1 в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Красноярскому краю обосновано, молодая семья ФИО1 продолжает оставаться участником мероприятия 8, удовлетворение требования ФИО7 о включении его в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Красноярскому краю повлечет нарушение прав иных участников мероприятия 8, находящихся перед ним списке молодых семей - участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, по городу Боготолу, в связи с чем просила в иске ФИО1 отказать.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица ФИО4, уведомленная о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении слушания по делу не просила. В представленном в материалы дела письменном заявлении указала на согласие с иском ФИО1

Третье лицо администрация г. Боготола, надлежаще уведомленная о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, о причинах его неявки суд не уведомила, об отложении слушания по делу не просили.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Учитывая надлежащее извещение сторон о дате, времени и месте рассмотрения спора, суд счел возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие неявившихся лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца – ФИО1 и его представителя – ФИО5, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Ст. 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно приложению № 1 к Государственной программе в ее структуру входит, в том числе, подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», которая состоит, в том числе из ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (далее ведомственная целевая программа), целью которой является оказание государственной поддержки в обеспечении жильем 660,18 тыс. семей граждан, задачами: выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; предоставление отдельным категориям граждан компенсации уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В состав ведомственной программы среди прочих включено Основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» (мероприятие).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены особенности реализации отдельных мероприятий Государственной программы.

Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий Государственной программы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.

Согласно пункту 6 Правил, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (п.3 Правил)

В соответствии с пунктами 24-28.1 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения № 5 к Государственной программе.

После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлена квота для молодых семей, не относящихся к молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., или молодым семьям, имеющим 3 и более детей, в размере не более 30 процентов общего количества молодых семей, включаемых в указанный список.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предназначенной для предоставления социальных выплат, направляет органам местного самоуправления уведомление о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, предназначенных для предоставления социальных выплат.

Согласно п.30 Правил, в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании ФИО1 зарегистрирован и проживает в <...> с 07.12.2000 года по адресу: <адрес>.

Собственного жилья ФИО1 и члены его семьи: ФИО4 (супруга) и несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО3 не имеют, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Красноярскому краю.

Постановлением администрации г. Боготола от 12.07.2012 года №0923-п ФИО1 с составом семьи признан участником долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012 – 2015 годы».

Из ответов администрации г. Боготола от 13.07.2012 года, 28.04.2012 года, 18.07.2012 года, 28.10.2013 года, 02.10.2014 года, 07.12.2015 года, 14.10.2016 года, 03.06.2019 года, 25.05.2021 года следует, что постановлением администрации г. Боготола №0528-п от 26.04.2012 года семья ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением администрации г. Боготола №0529-п от 26.04.2012 года ФИО1 и члены его семьи признаны семьей, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; очередь ФИО1 и его семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы составляет: на 2013 год №37, на 2014 год №31, на 2015 год №21, на 2016 год №15, на 2017 год №15, на 2020 год №10, на 2022 год №5.

14.04.2021 года ФИО1 обратился в администрация г. Боготола по вопросу предоставления жилищного сертификата.

Письмом от 13.05.2021 года администрация сообщила, что списки молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году, буду сформированы до 01.06.2021 года, о номере в очереди будет письменно сообщено заявителю.

Кроме того, ФИО1 также обращался в Министерство строительства Красноярского края с заявлением по поводу длительного нахождения в очереди по мероприятию обеспечения жильем молодых семей.

Ответом от 12.05.2021 года Министерство строительства Красноярского края сообщило, что Приказом министерства №378-о от 03.12.2020 года, в пределах выделенного лимита средств федерального, краевого и местного бюджета, утвержден список молодых семей – претендентов на 2021 год, в который по Красноярскому краю включено 227 молодых смей, в том числе по г. Боготолу 2 семьи, которые являются многодетными и имеющими первоочередное право с датой постановки на учет 04.08.2014 года – 26.03.2018 года. Общая сумма бюджетный средств, выделенных для предоставления 2 молодым семьям социальных выплат по г. Боготолу составила 2 858 400 руб. всего в г. Боготоле на 01.06.2020 года состоит 37 молодых семей, 4 из которых являются многодетными, 33 – молодые семьи с датой постановки на учет 26.08.2011 года – 02.10.2018 года. Методика распределения бюджетный средств напрямую зависит от объемов финансирования выделяемых из федерального, краевого и местных бюджетов, в связи с недостаточностью объемов финансирования, не все заявленные молодые семьи включаются в список претендентов и образуется очередь. По состоянию на 01.06.2020 года семья ФИО1 состоит на учете нуждающихся в администрации г. Боготола под номером 8.

Распоряжением администрации г. Боготола Красноярского края №200-р от 26.05.2020 года утвержден список молодых семей – участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по г. Боготолу, согласно Приложению №1 семья ФИО1 числится в списке за №8.

Рассматривая заявленные требования, суд отмечает следующее.

Согласно приложению № 5 к Государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, которыми устанавливаются цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно данным Правилам, субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя бюджетных средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 514-п утверждена «Государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан».

Пунктом 3.8. раздела 3 Подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан», в целях софинансирования мероприятия ведомственной целевой программы из краевого бюджета, определено мероприятие 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» (далее - мероприятие 8).

Порядок предоставления и распределения субсидии Красноярскому краевому фонду жилищного строительства на строительство и приобретение жилых домов (жилых помещений) в муниципальных образованиях края для предоставления работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты населения утверждается постановлением Правительства Красноярского края (п.3.8.1).

В соответствии краевой подпрограммой Постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2019 года № 812-п утвержден «Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья из краевого бюджета, в том числе и за счет федерального бюджета».

Согласно Порядку субсидии бюджетам муниципальных образований края на оказание государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках Государственной программы предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований края на основании конкурсного отбора. Сроки проведения конкурсного отбора устанавливаются министерством строительства Красноярского края.Условиями предоставления субсидий муниципальным образованиям края являются: 1) наличие в местном бюджете финансовых средств на финансирование в текущем году мероприятия, достаточных для обеспечения социальной выплатой за счет средств местного бюджета молодых семей - участников Государственной подпрограммы, включенных муниципальным образованием края в список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом уровня софинансирования, определяемого в соответствии с пунктами 14 - 15 Порядка; 2) использование финансовых средств, предусмотренных на финансирование в текущем году мероприятия, в полном объеме на предоставление социальных выплат молодым семьям вне зависимости от бюджетных ассигнований, выделенных из федерального и краевого бюджетов в текущем году; 3) соблюдение муниципальными образованиями края условий соглашения о предоставлении им субсидий в предыдущем году (в случае предоставления субсидии в предыдущем году).

Из вышеприведенных норм следует, что условием включения участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» из списка молодых семей - участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, по муниципальным образованиям Красноярского края в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Красноярскому краю, является наличие объемов бюджетного финансирования, достаточного для предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям из Списков участников.

Пунктами 15-17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования - приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (в ред. от 27.12.2011), регулировался порядок признания молодой семьи участником указанной подпрограммы. В целях ее софинансирования из краевого бюджета постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 №596-п была утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012 - 2015 годы, в соответствии с которой администрация г. Боготола 20.04.2012 года признала молодую семью ФИО1 участником краевой программы.

С 1 января 2015 года действие долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года №596-п, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №514-п.

Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710.

Согласно пояснениям, изложенным в письменном отзыве стороны ответчика, город Боготол в порядке, определенном пунктом 24 Правил, сформировал и утвердил распоряжением администрации города Боготола от 26.05.2020 года № 200-р список молодых семей - участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, по городу Боготолу, который представил в министерство строительства Красноярского края. В указанный список в качестве участника мероприятия 8 был включен ФИО1 по дате признания его участником краевой программы - 20.04.2012 года.

В порядке, установленном пунктами 26 и 27 Правил Министерство сформировало и утвердило приказом от 23.06.2020 № 179-о сводный список молодых семей - участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, а также приказом от 03.12.2020 № 378-о - список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Красноярскому краю, в которые молодая семья участника мероприятия 8 ФИО1 не была включена.

По информации Министерства строительства Красноярского края, в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Красноярскому краю включено из сводного списка молодых семей - участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, 227 участников Мероприятия 8, в том числе по городу Боготолу - 2 участника, которые являются многодетными и имеющими первоочередное право с датами признания их участниками в период с 04.08.2014 года по 26.03.2018 года. Общая сумма бюджетных средств, выделенных для предоставления им социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, составила 2 858 400 руб. При этом, общее количество участников Мероприятия 8 в списке молодых семей - участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальный выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, по городу Боготолу - 37, из них 4 участника мероприятия 8 являются многодетными с датами признания их участниками мероприятия 8 в период с 04.08.2014 года по 05.06.2019 года, и 33 участника с датами их признания участниками в период с 26.08.2011 года по 02.10.2018 года, а предоставление участникам мероприятия 8 социальных выплат на приобретение (строительство) жилья напрямую зависит от выделяемых средств федерального, краевого и местных бюджетов.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27.05.2010 № 738-О-О, от 19.10.2010 № 1333-О-О, от 14.07.2011 № 988-О-О, от 16.07.2013 № 1195-О, от 29.01.2015 № 122-О и др.).

При этом суд исходит из того, что факт признания молодой семьи ФИО1 участником подпрограммы и включение органом местного самоуправления молодой семьи в список молодых семей - участников мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальный выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, поскольку само по себе право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках вышеуказанной программы возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования и количества участников подпрограммы.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о возложении на министерство строительства Красноярского края обязанности включить его семью в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.

Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, к Министерству строительства Красноярского края об обязании включить семью ФИО1 в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2021 года.

Судья О.П.Хвалько