ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2902/10 от 23.09.2010 Магаданского городского суда (Магаданская область)

                                                                                    Магаданский городской суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Магаданский городской суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2902\10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

23 сентября 2010 года город Магадан

в составе председательствующего судьи О.Б. Ефремова,

при секретаре Н.Н. Меренковой,

с участием прокурора Л.В. Фоменковой,

в присутствии представителя ответчика, Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана, Цибарт Елены Валерьевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Мэрии города Магадана Цибарт Елены Валерьевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Магадане ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению прокурора г.Магадана о признании действий Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана выразившиеся в утверждении ведомственной программы «Дом для молодой семьи» на 2010 год приказом №ОД от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана обязанности отменить ведомственную целевую программу «Дом для молодой семьи» на 2010 год.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением о признании действий Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана выразившиеся в утверждении ведомственной программы «Дом для молодой семьи» на 2010 год приказом №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана обязанности отменить ведомственную целевую программу «Дом для молодой семьи» на 2010 год.

В обоснование заявления указал, что приказом №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ведомственная целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2010 год.

Данная ведомственная целевая программа реализуется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, механизм реализации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», постановлением администрации Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области» на 2009 -2012 годы», о чем указано в разделах «Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом», «Механизм реализации Программы».

Полагает, что принятие ведомственной целевой программы в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).

Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Согласно механизму реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па в рамках областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области» на 2009-2012 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2012 годы».

В соответствии с пунктом 5.2. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» условиями участия муниципальных образований в Подпрограмме являются утвержденная муниципальная программа по обеспечению жильем молодых семей и наличие средств в местном бюджете, предусмотренных на софинансирование Подпрограммы.

Статьей 179.3. Бюджетного кодекса РФ установлено, что в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Пунктом 1.2. Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ на территории муниципального образования «Город Магадан», утв. постановление мэра города Магадана от ДД.ММ.ГГГГ №, дано определение ведомственной целевой программы, а именно ведомственная целевая программа -увязанный по задачам, ресурсам, срокам осуществления комплекс мероприятий, реализуемых субъектом бюджетного планирования, обеспечивающий эффективное решение приоритетных внутриотраслевых задач в сфере социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан».

Таким образом, ведомственная целевая программа является программой отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, в рамках финансирования ведомственной структуры бюджета муниципального образования «Город Магадан» на очередной финансовый год, то есть не является муниципальной.

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы) утверждаются местной администрацией муниципального образования, то есть являются муниципальными, в рамках которых в соответствии с пунктом 4 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий местному бюджету на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, утверждение ведомственной целевой программы «Дом для молодой семьи» на 2010 год приказом №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ и указанным нормам законодательства.

Полагает, что в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы необходимо принятие мэрией города Магадана долгосрочной целевой программы «Дом для молодой семьи».

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана, а также представитель третьего лица незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Мэрии города Магадана, исковые требования не признала.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании приказом Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ведомственная целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2010 год.

Указанная ведомственная целевая программа реализуется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, механизм реализации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», постановлением администрации Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области» на 2009 -2012 годы».

В соответствии со ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

В соответствии с Положением об управлении социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана, Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана является отраслевым (функциональным) органом мэрии города Магадана, входит в структуру комплекса обеспечения социальной политики на территории муниципального образования "Город Магадан" (далее по тексту - город Магадан). Управление подчиняется мэру города Магадана и непосредственно руководителю департамента культуры и социального развития мэрии города Магадана.

В соответствии с разделом 2 указанного Положения к полномочиям и функциям Управления отнесено: разработка, реализация и координация городских целевых программ, ориентированных на поддержку семьи и молодежи, организация работы по поиску, апробации и реализации новых подходов в их решении.

Управление может осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные ему в установленном законом порядке.

В пределах своих полномочий Управление осуществляет следующие функции:

- разрабатывает эффективные меры муниципальной поддержки, выносит на рассмотрение Магаданской городской Думы предложения по установлению категорий получателей муниципальной поддержки, ее виды, формы, размеры и критерии для ее получения.

- совместно с муниципальными учреждениями, отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Магадана, органами государственной власти и иными организациями участвует в разработке прогнозов социально-экономических условий жизни молодежи города Магадана, проводит комплексный анализ, разрабатывает на этой основе программы, проекты, иные документы, способствующие гражданскому становлению молодежи, самореализации личности, развитию молодежных объединений, движений и инициатив, привлечению молодежи к решению проблем на местном уровне.

- организует работу по исполнению законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

- разрабатывает в пределах своей компетенции проекты постановлений мэрии города Магадана, решений Магаданской городской Думы.

Таким образом, как следует из указанного Положения, Управление не наделено полномочиями по утверждению целевых программ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что приказ Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении ведомственной целевой программы «Дом для молодой семьи» на 2010 год, издан не уполномоченным органом, в связи с чем требование прокурора города Магадана о признании действий Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана, выразившихся в утверждении ведомственной программы «Дом для молодой семьи» на 2010 год приказом №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, подлежит удовлетворению.

Требование прокурора города Магадана о возложении на Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана отменить ведомственную целевую программу «Дом для молодой семьи» на 2010 год, удовлетворению не подлежит, так как данное требование не основано на законе, поскольку иное явилось бы вмешательством суда в определенную Федеральным законодательством компетенцию органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора города Магадана о возложении на Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана обязанности отменить ведомственную целевую программу «Дом для молодой семьи» на 2010 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Магадана о признании действий Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана, выразившихся в утверждении приказом №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ ведомственной программы «Дом для молодой семьи» на 2010 год, незаконными и возложении на Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана обязанности отменить ведомственную целевую программу «Дом для молодой семьи» на 2010 год, удовлетворить частично.

Признать действия Управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана выразившиеся в утверждении приказом №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ ведомственной программы «Дом для молодой семьи» на 2010 год, незаконными.

Прокурору города Магадана в удовлетворении заявления о возложении на Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии г.Магадана обязанности отменить ведомственную целевую программу «Дом для молодой семьи» на 2010 год - отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить дату изготовления мотивированного решения - 28 сентября 2010 года.

Судья О.Б. Ефремов

Копия верна

Судья О.Б. Ефремов