Дело № 2 – 2902/2018 11 июля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Буториной Л.В.,
при секретаре Воробьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазур ..... к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, и понуждении к назначению пенсии, понуждении к включению периодов в специальный стаж,
установил:
Мазур ..... обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (далее ГУ УПФ) о признании недействительным решения № 45/7 от 11 апреля 2018 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, признании права на пенсию с 06 марта 2018 года, понуждении к назначению страховой пенсии по старости с 06 марта 2018 года, понуждении к включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по подпункту 3 пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы в ООО «Алекс -лес» с 01 января 2001 года по 22 августа 2003 года в должности крановщик (л.д.3-4, 38-40, 48). В обоснование иска указала, что решением от 11 апреля 2018 года ей отказано в назначении пенсии в связи с тем, что у нее отсутствует необходимый специальный стаж. Полагает, что ответчик необоснованно отказал включить названный период в стаж работы в ООО «Алек-лес» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в то время как это влияет на возникновение права на пенсию по старости.
В судебное заседание истец Мазур ..... не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель истца ФИО1 ..... в судебном заседании на требованиях настаивала, указав, что настаивает на том, что спорный период должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а не по подпунктам 7 или 2 пункта 1 ст. 30 Закона РФ № 400-ФЗ. Кроме того, пояснила, что ФИО2 в течение спорного периода переводилась на другую работу (легкий труд) в связи с беременностью, находилась в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, но назвать данные периоды она не может.
Представитель ответчика ФИО3 ..... в судебном заседании с иском не согласилась указав, что истец не предоставил доказательств тому, что данный период относится к специальному стажу, при этом работодателем не указан код льготной специальности в сведениях персонифицированного учета, а также нет уточняющей справки.
Выслушав объяснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
Установлено, что Мазур ......, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года, 06 марта 2018 года обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 11 апреля 2018 года истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с тем, что у него отсутствует необходимый специальный стаж. Страховой стаж, учтенный ответчиком по состоянию на день обращения с заявлением составил 24 года 01 месяц 09 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 21 год 02 месяца 08 дней, специальный стаж по п. 3 ч. 1 ст. 30 Закона РФ № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» составил 10 лет 11 месяцев 18 дней (в льготном исчислении 13 лет 02 месяца 03 дня, в том числе по Списку № 2 – 2 года 2 месяца 26 дней).
В соответствии с действующим с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ст.8).
На основании пункта 6 статьи 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Таким образом, для назначения пенсии в возрасте 46 лет женщине необходим страховой стаж не менее 20 лет, стаж в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и по п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не менее 15 лет.
Как следует из решения ответчика, подтверждается сведениями о стаже, период работы истца с 01октября 2001 года по 22 августа 2003 года в должности машиниста крана ООО «Алек-лес» оценен следующим образом: период с 01 октября 2001 года по 06 декабря 2001 года включен в страховой стаж и в стаж РКС, с 07 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года только в страховой стаж, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в страховой стаж и в стаж РКС, период с 01 января 2003 года по 22 августа 2003 года в стаж работы истца не включен.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Спорные периоды истца ответчиком не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что основным видом экономической деятельности ООО «Алекс-лес» являлись лесозаготовки. При этом данное предприятие ликвидировано, документы по личному составу в архивы не сданы, справку, уточняющую характер работы истца, работодатель не выдал, иных письменных документов, кроме трудовой книжки, истец предоставить не может.
Истец застрахован в системе обязательного пенсионного страхования 27 января 1999 года, то есть спорные периоды работы приходятся на период после его регистрации, следовательно, оценка пенсионных прав истца должна производиться по сведениям персонифицированного учета, в которых в названные периоды работодателем проставлены без указания на льготный код особых условий труда, а по периоду с 01 января 2003 года по 22 августа 2003 года сведения персонифицированного учета вообще отсутствуют.
Таким образом, поскольку истец не предоставил допустимых и достоверных доказательств, в совокупности подтверждающих работу истца в спорные периоды в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, оснований для удовлетворения требований истца о включении названных периодов работы в ООО «Алекс-лес» с 01 января 2001 года по 22 августа 2003 года в должности крановщик в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не имеется.
Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у истца отсутствовал необходимый специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, оснований для удовлетворения требований о признании недействительным решения от 11 апреля 2018 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, признании права на пенсию с 06 марта 2018 года, понуждении к назначению страховой пенсии по старости с указанного времени у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Мазур ..... к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании недействительным решения от 11 апреля 2018 года об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с 06 марта 2018 года, понуждении к включению периода работы в ООО «Алекс-лес» с 01 января 2001 года по 22 августа 2003 года в должности крановщик в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», понуждении к назначению пенсии по старости с 06 марта 2018 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Буторина Л.В.
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2018.