ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2903/2016 от 28.06.2016 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-2903/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,

при секретаре Лесиной А.И.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика – ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» по доверенности ФИО2,

«28» июня 2016 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», в котором просит признать незаконным выполнение газоспасателем дежурного отделения АСФ газоопасных работ во время несения суточного дежурства на неаварийном объекте и о признании незаконным привлечение газоспасателя к отбору проб анализа воздушной среды для открытия наряд-допусков на проведение газоопасных работ.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ года истец, находясь на суточном дежурстве, выполнял текущие технологические работы на неаварийном объекте по наряд-допуску на высоте, используя пневматический инструмент. Работы производились более часа, подъем-спуск до площадки проведения работ и обратно в снаряжении занимает также продолжительное время.

Свои действия работодатель регламентирует и аргументирует требованиями локального акта работодателя, в частности требованиями ОТ-4, изложенными в п. 7.15 стр. 11 ОТ-4, которые в свою очередь противоречат требованиям Устава АСФ, с чем истец не согласен.

ДД.ММ.ГГГГ истец как газоспасатель находящийся на суточном дежурстве в составе АСФ был неоднократно направлен работодателем на выполнение работ по отбору анализов воздушной среды перед открытием нарядов-допусков для проведения газоопасных работ, то есть работал по профессии лаборант, что не регламентировано Уставом АСФ.

Также считает незаконным возложение на него как на газоспасателя выполнение работ выполняемых по специальности лаборант (для открытия работ по нарядам-допускам для проведения газоопасных работ).

ДД.ММ.ГГГГ. истец подал по данному вопросу на имя генерального директора ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» ФИО3 служебную записку, ответа на которую до настоящего времени не имеется.

При проведенной Ростехнадзором проверке по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. нарушения нашли свое подтверждение, однако работодатель злоупотребляет свои правом, заставляя его проводить текущие технологические газоопасные работы как газоспасателя дежурного отделения АСФ, а также выполнять работы лаборанта, которые не оговорены трудовым соглашением.

Указанные обстоятельства и явились поводом для обращения с иском в суд.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика - ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что исковые требования ФИО1 по вопросу законности его привлечения к таким видам работ, как отбор проб анализа воздушной среды для открытия наряд-допусков на проведение газоопасных работ, а так же обеспечение самих газоопасных работ, основаны на положениях Устава аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, утв. 05.06.2003 года Первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий ФИО4. Между тем, Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ носит рекомендательный характер и содержит лишь общие требования к одному из видов работ аварийно-спасательных формирований, а именно к организации и ведению газоспасательных работ, в том числе к порядку и способам ведения поиска и спасения людей, описанию порядка действий личного состава аварийно-спасательного формирования при возникновении аварий и ликвидации их последствий. Данная позиция нашло свое подтверждение в ответах Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно), представленных на запросы ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» касательно разъяснения правового статуса вышеуказанного документа.

Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика - ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» по доверенности ФИО2, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 2 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что «… правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

Следовательно, определяя правовые границы деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей, следует руководствоваться именно нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, утвержденный Первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, не относится к нормативно-правовым документам с силой обязательного применения, на государственную регистрацию в Министерство Юстиции России не представлялся. Кроме того, в системе действующего законодательства отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт или ведомственный распорядительный документ об утверждении редакции данного Устава, регламентирующего необходимость и/или возможность его применения.

Таким образом, Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ носит рекомендательный характер и содержит лишь общие требования к одному из видов работ аварийно-спасательных формирований, а именно к организации и ведению газоспасательных работ, в том числе к порядку и способам ведения поиска и спасения людей, описанию порядка действий личного состава аварийно-спасательного формирования при возникновении аварий и ликвидации их последствий.

Данная позиция нашло свое подтверждение в ответах Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письма от 16.12.2015 года №01-148602/15 и от 24.12.2015 года №14-00-07/2734 соответственно), представленных на запросы ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» касательно разъяснения правового статуса вышеуказанного документа.

Так, Министерством юстиции Российской Федерации указано, что Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, утвержденный 05.06.2003 года Первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий ФИО4, на государственную регистрацию в Минюст России в установленном порядке не представлялся. Решение же вопроса о необходимости государственной регистрации нормативного правового документа федерального органа исполнительной власти возможно только после представления документа органом, его издавшим, в Минюст России в установленном порядке.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору так же указано, что при определении общих организационно-правовых и экономических основ создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации необходимо руководствоваться конкретным федеральным законом, а именно Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, ФИО1 оспаривает законность его привлечения к таким видам работ, как отбор проб анализа воздушной среды для открытия наряд-допусков на проведение газоопасных работ, а так же обеспечение самих газоопасных работ, ссылаясь на положения Устава аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, утв. 05.06.2003 года Первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий ФИО4.

Между тем, суд приходит к выводу, что Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, на положениях которого основаны исковые требования ФИО1, носит рекомендательный характер, не имеет нормативно-правовой силы и описывает лишь один из видов работ аварийно-спасательного формирования, а именно организацию и ведению газоспасательных работ.

Трудовое законодательство Российской Федерации, в том числе абзац 17 статьи 21 Трудового кодекса РФ (далее-ТК РФ), требует от работника добросовестности исполнения своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

СтатьHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=434057C9EE3FA5B92EBF63582A0759DD32407572ADC12AF3C18033E1CB35C4C4C51D44BDF0C5W9N"яHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=434057C9EE3FA5B92EBF63582A0759DD32407572ADC12AF3C18033E1CB35C4C4C51D44BDF0C5W9N" 56 ТК РФ аналогичным образом возлагает на работника обязанность лично выполнять трудовую функцию, определенную трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Пунктом 3.2. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» и ФИО1, на истца возложены обязанности добросовестно выполнять условия договора, свои трудовые обязанности согласно квалификационной инструкции, локальные нормативные акты, а так же указания руководителей ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» и своего непосредственного руководителя.

Правилами внутреннего трудового распорядка работников ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (п. 3.2.2. Правил) на работника так же возложены обязанности «…добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и требования локальных нормативных актов работодателя».

Таким образом, ФИО1 в силу требований действующего законодательства, положений заключенного трудового договора и Правил внутреннего трудового распорядка работников ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» обязан добросовестно и в полном объеме выполнять трудовые обязанности согласно квалификационной инструкции, локальные нормативные акты, а так же указания руководителей Общества и своего непосредственного руководителя. При этом в силу абзаца 5 части 1 статьи 22 ТК РФ работодателю, предоставлено право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей.

Основными локальными нормативными документами, регулирующие вопросы трудовой деятельности Истца, являются Положение о газоспасательном отряде, утвержденным Первым заместителем генерального директора-Главным инженером ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями, далее - Положение) и квалификационная инструкция газоспасателя 5 разряда газоспасательного отряда от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данных документов установлены задачи и функции, возложенные на газоспасательный отряд (далее - ГСО), а также перечень трудовых операций, которые в совокупности с иными локальными нормативными актами Общества, в том числе с Инструкцией ОТ-4 «Порядок организации безопасного проведения газоопасных работ на объектах предприятия», формируют трудовую функцию Истца.

В поименованных выше документах прямо указаны оспариваемые истцом трудовые обязанности, которые он обязан исполнять в силу требований действующего законодательства.

Так, пунктом 2.1.3 Положения о газоспасательном отряде установлено, что одной из основных функций ГСО является проведение профилактических мероприятий по предупреждению взрывов, пожаров и отравлений путем проведения плановых и внеплановых осмотров и обследований состояния опасных производственных объектов Общества.

Пунктом 2.2. Положения о газоспасательном отряде на ГСО возложены следующие функции:

«… 2.2.1. Контроль за организацией и проведением газоопасных работ, согласование Перечней газоопасных работ, наряд-допусков на газоопасные работы.

2.2.2. Выполнение газоопасных работ самостоятельно или совместно с технологическим персоналом».

Пунктом 2.2.6 Положения о газоспасательном отряде на ГСО возложены обязательства по осуществлению «… контроля за состоянием воздушной среды в производственных помещениях подразделений Общества и перед проведением огневых и газоопасных работ».

Квалификационной инструкцией (далее-КИ) газоспасателя 5 разряда газоспасательного отряда №2063 от 20.12.2013 года прямо предусмотрены обязанности газоспасателя по выполнению газоопасных работ (п.2.2. КИ) и проведению профилактических мероприятий по предупреждению аварий и отравлений работающих путем осмотров и обследований состояния газовзрывопожароопасных объектов Общества, оборудования и коммуникаций (п.2.5. КИ), в том числе с использованием приборов газового контроля (п.2.13 КИ).

Инструкция ОТ-4 «Порядок организации безопасного проведения газоопасных работ на объектах предприятия», разработанная Обществом во исполнение требований «Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ», утвержденной Госгортехнадзором СССР 20.02.1985 года, определяет порядок подготовки и безопасного проведения газоопасных работ применительно к конкретным производственным условиям, с учетом конструктивных, технологических особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и устанавливает общие требования организации безопасного проведения газоопасных работ на объектах предприятия с целью обеспечения безопасности работников, выполняющих эти работы и лиц, находящихся в зоне производства этих работ (при этом не определяет порядок организации и ведения газоопасных работ при авариях на опасных производственных объектах).

В соответствии с пунктом 7.1.5. Инструкции ОТ-4 по уровню риска установлены три категории газоопасных работ, при этом категория «А» устаивается при высокой степени опасности проведения газоопасных работ.

Согласно пункта 7.1.2. Инструкции ОТ-4 каждое структурное подразделение разрабатывает перечень газоопасных работ, в котором указывается, в том числе, какими силами выполняется данная работа и определяются основные мероприятия по подготовке объекта к безопасному проведению работ и мероприятия по безопасному проведению.

В силу того, что привлечение технологического персонала к газоопасным работам всегда сопровождается существенным риском получения острого отравления или несчастного случая на производстве, то привлечение газоспасательного отряда к выполнению газопасных работ осуществляется исходя из принципа оправданного риска, требований обеспечения безопасности при проведении данного вида работ и на основании Положение о газоспасательном отряде, Инструкции ОТ-4 «Порядок организации безопасного проведения газоопасных работ на объектах предприятия».

При этом пунктом 7.1.15 Инструкции ОТ-4 установлено, что «…если газоопасные работы выполняются ГСО в соответствии с Перечнем газоопасных работ, ответственным за их проведение назначается командир газоспасательного отряда, заместитель командира газоспасательного отряда или командир дежурного отделения».

Таким образом, ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», правомерно и обоснованно, как в силу требований действующего законодательства, Правил внутреннего трудового распорядка работников, локальных нормативных актов, так и в силу положений заключенного с истцом ФИО1 трудового договора, вправе требовать от него выполнения работы, обусловленной трудовым договором, в том числе требовать выполнения газоопасных работ и обеспечения контроля за состоянием воздушной среды в производственных помещениях подразделений Общества и перед проведением огневых и газоопасных работ.

Кроме того, Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в соответствии со ст. 9 обязывает организации, эксплуатирующие такие объекты, создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 данного Федерального закона, анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов.

Статья 11 Федерального закона от 21.01.1997 № 116- ФЗ устанавливает требование к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасности, указывая, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

- планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;

- осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Таким образом, все локальные нормативные акты (инструкции по охране труда, квалификационные инструкции и др.) на которые ссылается истец, являются составной и неотъемлемой частью системы управления промышленной безопасностью, четкое исполнение которой позволило ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на протяжении полувека эксплуатировать опасный производственный объект 1 категории опасности без чрезвычайных ситуаций.

Что касается обращений ФИО1 в Прокуратуру Красноармейского района г. Волгограда и Главное управления МЧС России по Волгоградской области (обращения, поступившие от Прокуратуры вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, от Главного управления МЧС России по Волгоградской области вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнение к заявлению вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства в области промышленной безопасности.

В результате проверки Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору были исследованы обстоятельства, изложенные в обращениях ФИО1 и согласно Акта проверки -рп/А от ДД.ММ.ГГГГ. данный орган государственного контроля (надзора) не выявил нарушений по вопросам выполнения газоспасателем 5 разряда ГСО газоопасных работ и обеспечения контроля за состоянием воздушной среды перед проведением газоопасных работ в рамках обследования состояния газовзрывопожароопасных объектов Общества с использованием приборов газового контроля.

Кроме того, Ростехнадзором дана положительная оценка действий ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» по данному направлению деятельности.

Указанные обстоятельства также подтвердили свидетели ФИО6, ФИО7, оснований не доверять показаниям которых у суда не имеется.

Таким образом, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам проверки фактов нарушений требований законодательства в области промышленной безопасности обстоятельства, изложенные в обращениях ФИО1, подтверждается правомочность действий ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», как работодателя, в части привлечения ФИО1 к выполнению газоопасных работ и обеспечению контроля за состоянием воздушной среды на объектах ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» и перед проведением огневых, газоопасных работ.

При таких данных, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает исковые требования ФИО1 к ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» о признании незаконным выполнение газоспасателем дежурного отделения АСФ газоопасных работ во время несения суточного дежурства на неаварийном объекте и о признании незаконным привлечение газоспасателя к отбору проб анализа воздушной среды для открытия наряд-допусков на проведение газоопасных работ - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: <данные изъяты> О.В. Озаева

Мотивированное решение суда изготовлено 14 июля 2016 года.

<данные изъяты> Судья О.В. Озаева