ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2903/2018 от 15.05.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-2903/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сыктывкар 15 мая 2018 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Коданевой Я.В.

при секретаре Стеблиной Е.П.,

с участием истца ФИО1,

представителя соответчика ГУ «Республиканская станция переливания крови» - ФИО2 А,А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РК, ГУ «Республиканская станция переливания крови» о взыскании сумм, невыплаченных при увольнении, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения РК о взыскании сумм, невыплаченных при увольнении, компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указал, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности ... ГУ «РСПК». Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми № ... от ** ** ** трудовой договор расторгнут в связи с выходом на пенсию. После увольнения истец обратился в адрес ГУ «РСПК» с заявлением о выплате материальной помощи в размере пяти должностных окладов. Данная выплата предусмотрена Положением о выплатах стимулирующего характера, размере и условиях выплаты материальной помощи руководителям государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми, утвержденного Приказом Минздрава РК от 12.12.2013 N 12/589. Министерством здравоохранения Республики Коми в указанной выплате отказано. Действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который он оценивает в 30 000 руб.

Определением суда от 04.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ГУ «Республиканская станция переливания крови».

В последующем по заявлению истца, процессуальный статут ГУ «Республиканская станция переливания крови» изменен с третьего лица на соответчика.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по доводам иска.

Представитель ответчика ГУ «РСПК» с иском не согласился со ссылкой на письменные возражения.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РК в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна. В раннее представленном отзыве на иск, а также в судебном заседании от 24.04.2018, проведенном с участием представителя Министерства, ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд оснований для удовлетворения требований не усматривает.

Установлено, что истец состоял в трудовых отношениях с Министерством здравоохранения РК в должности ... ГУ «РСПК» с ** ** **

Приказом работодателя от ** ** **... трудовой договор с истцом расторгнут по инициативе работника в связи с выходом на пенсию (п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ).

Коллективный договор на 2017-2019 г.г. (действовавший на момент увольнения истца) предусматривал выплату единовременного пособия в размере пяти должностных окладов при выходе работника на пенсию (п.8.1.9).

27.11.2017 истец обратился в Министерство здравоохранения РК о выплате материальной помощи при увольнении в связи с выходом на пенсию, предусмотренной Приказом Минздрава РК от 12.12.2013 N 12/589.

Письмом от 25.01.2018 истцу в производстве указанной выплаты отказано.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 1,2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ч.1 ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Условия оплаты труда руководителей государственных учреждений, государственных определяются трудовыми договорами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, учредительными документами юридического лица (ч.1 ст. 145 ТК РФ).

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 58-РЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми» системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений Республики Коми устанавливаются Правительством Республики Коми.

Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми регулируется постановлением Правительства Республики Коми от 11.09.2008 № 239 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми».

В соответствии с п.5 приложения № 4 к Постановлению № 239 выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников.

Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителя руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам государственных учреждений здравоохранения Республики устанавливаются приказом руководителя учреждения с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этого учреждения.

Выплаты стимулирующего характера руководителям государственных учреждений здравоохранения Республики Коми устанавливаются приказом Министерства здравоохранения Республики Коми с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждения и его руководителя в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда учреждения.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми № 12/589 от 12.12.2013 утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера, размере и условиях выплаты материальной помощи руководителям государственных учреждений Республики Коми, функцию и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми.

Установлено, что данное Положение о выплатах стимулирующего характера, размере и условиях выплаты материальной помощи руководителям государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - руководителям учреждений), определяет порядок установления надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ, премии по итогам работы, выплачиваемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и федеральных внебюджетных фондов, порядок и условия выплаты материальной помощи.

Настоящее положение распространяется на все государственные учреждения Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми.

В соответствии с п. 4.1 (б) Положения (в редакции, действующей на момент увольнения истца), руководителям учреждений за счет средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, выплачивается следующий максимальный размер материальной помощи при увольнении в связи с выходом на пенсию в размере пяти должностных окладов руководителя.

При этом Положением установлено, что руководитель учреждения направляет в отдел кадрового обеспечения и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения Республики Коми письменное ходатайство об оказании материальной помощи с приложением выписки из коллективного договора (п.4.3).

Решение об оказании материальной помощи руководителю учреждения утверждается приказом Министерства здравоохранения Республики Коми (п.4.5).

Действующий на момент рассмотрения дела приказ Минздрава РК от 01.03.2018 № 409-р об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений Республики Коми, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя, за исключением Государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми", содержит аналогичные положения, касающиеся порядка выплат материальной помощи руководителям учреждений.

Так в соответствии с п. 5.1 Положения от 01.03.2018 № 409-р руководителям Государственных учреждений за счет средств от приносящей доход деятельности может выплачиваться материальная помощь, в том числе при увольнении в связи с выходом на пенсию в размере 3 должностных окладов руководителя, установленных в пункте 2.1 настоящего Положения.

Руководитель Государственного учреждения направляет в отдел кадрового обеспечения и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения Республики Коми письменное ходатайство об оказании материальной помощи с приложением соответствующих подтверждающих документов, в том числе выписки из коллективного договора. Ходатайство об оказании материальной помощи в связи с выходом на пенсию направляется в отдел кадрового обеспечения и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения Республики Коми не позднее чем за 7 рабочих дней до даты предполагаемого увольнения (п.5.4).

Решение об оказании материальной помощи руководителю Государственного учреждения утверждается приказом Министерства здравоохранения Республики Коми. (п.5.5).

Трудовым договором истца в редакции дополнительного соглашения № ... от ** ** **, предусмотрено, что порядок и условия выплаты материальной помощи определяются разделом 4 Приказа Министерства здравоохранения Республики Коми № 12/589 от 12.12.2013 «О выплатах стимулирующего характера, размере и условиях выплаты материальной помощи руководителям государственных учреждений Республики Коми, функцию и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми.

Согласно должностной инструкции ФИО1, с которой истец ознакомлен под роспись ** ** **, руководитель ГУЗ РК «РСПК» в своей деятельности должен руководствоваться, в том числе приказами, поручениями и указаниями Министерства здравоохранения Республики Коми; должен знать, в том числе, законы и иные нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения.

Таким образом, в силу должностной инструкции, предусматривающей знание приказов Министерства здравоохранения; трудового договора прямо указывающего на то, что порядок и условия выплаты материальной помощи производятся в соответствии с п.4 Приказа Минздрава РК от 12.12.2013 № 12/589, истец, занимая руководящую должность должен был знать порядок производства выплаты материальной помощи руководителю при увольнении в связи с выходом на пенсию, который предусматривал (и предусматривает), что для принятия решения о производстве выплаты руководитель учреждения направляет в отдел кадрового обеспечения и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения Республики Коми письменное ходатайство об оказании материальной помощи с приложением выписки из коллективного договора.

Вместе с тем установлено и не оспорено истцом, что в период работы в ГУЗ РК «РСПК» данный прядок им соблюден не был. Впервые с заявлением о выплате спорной материальной помощи ФИО1 обратился только в ноябре 2017.

Доводы ФИО1 о том, что он не знал о необходимости направления в адрес Министерства здравоохранения ходатайства опровергаются данными содержащимися в трудовом договоре в редакции соглашения № ... от ** ** ** с которым истец был ознакомлен лично под подпись, а так же возложенной на него должностной инструкцией обязанностью обладать знаниями законов и иных нормативных актов в сфере здравоохранения, а также руководствоваться в работе приказами Министерства здравоохранения Республики Коми.

С учетом изложенных обстоятельств и норм материального права, регулирующего правоотношения сторон, суд оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца не выплаченной материальной помощи при увольнении в связи с выходом на пенсию не усматривает.

Поскольку нарушений трудовых прав истца со стороны работодателя в данном споре не установлено, отсутствуют основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Таким образом, в иске следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО «Гостиничный комплекс» к Министерству здравоохранения РК, ГУ «Республиканская станция переливания крови» о взыскании сумм, невыплаченных при увольнении, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья- Я.В. Коданева

Копия верна: судья -