УИД 29RS0018-01-2022-003049-39
Дело №2-2904/2022
Решение
именем Российской Федерации
13 октября 2022 года город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кониной Татьяны Васильевны к администрации городского округа «Город Архангельск» о взыскании денежной компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов,
установил:
Конина Т.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» о взыскании денежной компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов.
В обоснование требований указала, что являлась собственником жилого помещения жилого помещения по адресу: г.Архангельск, . Распоряжением администрации МО «Город Архангельск» от 17.03.2021 принято решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения по указанному адресу. Решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от 15.04.2021 в ее пользу взыскана рыночная стоимость изымаемого жилого помещения. Однако размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размер компенсации не включен. В связи с этим просила взыскать в счет компенсации за непроизведенный капитальный ремонт денежные средства в сумме 351 000 руб., расходы по оценке в размере 4 000 руб.
В ходе рассмотрения дела представителем истца Лебедевой Т.Е. исковые требования были уменьшены, просила взыскать в пользу истца компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт денежные средства в сумме 351 000 руб., расходы по оценке в размере 4 000 руб.
Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовала.
Представитель ответчика Старовойтов А.В. просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо департамент городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило.
Суд, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Установлено, что Конина Т.В. являлась собственником жилого помещения по адресу: город Архангельск, .
На основании распоряжения администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 17.03.2021 № 876р земельный участок, на котором находится дом, а также жилое помещение - , изъяты для муниципальных нужд.
Решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от 15.04.2021 по делу № 2-2065/2021 с администрации городского округа «Город Архангельск» в пользу Кониной Т.В. взысканы в счет возмещения за изымаемое жилое помещение денежные средства в сумме 1 049 000 руб. 00 коп.
Решение суда вступило в законную силу, жилое помещение изъято у истца, право собственности на него зарегистрировано за городским округом «Город Архангельск» 21.10.2021.
Разрешая заявленное истцом требование о взыскании суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, суд исходит из следующего.
Согласно ч.7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Положениями статьи 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.Таким образом, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт подлежит включению в выкупную цену жилого помещения. При этом, обстоятельством, имеющим юридическое значение для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления обязанности произвести собственникам жилых помещений в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, выплату компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, является установление необходимости проведения капитального ремонта дома или отдельных его элементов на дату первой приватизации жилого помещения в таком доме, с учетом фактического состояния здания и его элементов.
Из представленных документов следует, что в городе Архангельске принят в муниципальную собственность 12.08.1996.
8 в указанном доме передана в собственность граждан 29.05.1997.
Истцом не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих необходимость капитального ремонта дома или отдельных его элементов на день первой приватизации жилого помещения в спорном доме.
В соответствии с техническим паспортом на 2000 год износ дома составлял 42 %, последний капитальный ремонт произведен в 1992 году.
Из представленного истцом заключения эксперта Гладких А.Ю. от 18.07.2022 следует, что исходя из данных о проценте износа (42%) на 2000 год, нормативных сроков проведения комплексного капитального ремонта, можно судить об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта на 1997 год – дата приватизации первого жилого помещения в МКД.
Кроме того, суд отмечает, что необходимость проведения капитального ремонта должна определяться в каждом конкретном случае с учетом фактического состояния здания и его элементов, а само по себе истечение нормативных или рекомендуемых сроков эксплуатации не характеризует состояние инженерных систем с точки зрения их реального износа и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации.
Сведений об обращениях граждан, проживавших в указанном доме, к бывшему наймодателю с требованием о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в период приватизации жилых помещений, суду не представлено.
Также отсутствуют сведения о включении дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими по состоянию на 1997 год.
Таким образом, на дату первой приватизации жилого помещения в доме произведен его капитальный ремонт, фактическое состояние здания капитального ремонта не требовало. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Ухудшение же состояния здания после первой приватизации жилого помещения в доме не свидетельствует о наличии обязанности органа местного самоуправления произвести собственнику помещения в таком доме выплату компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Сама по себе публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта многоквартирного дома не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику всякий раз при приватизации отдельного жилого помещения в многоквартирном доме, нуждающемся в таком ремонте на момент приватизации соответствующего жилого помещения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 N 577-О).
Кроме того, исходя из указанных выше положений закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, действующее законодательство предусматривает право собственника жилья на компенсацию ему стоимости непроизведенного капитального ремонта при изъятии жилого помещения и определении его выкупной цены, путем включения указанной компенсации в выкупную цену изымаемого жилого помещения, а не в виде предоставления отдельной выплаты и после того, как жилое помещение фактически изъято после выплаты возмещения.
Учитывая, что ранее истец обращалась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Архангельск" о взыскании выкупной цены объекта недвижимости, заявив ее размер, суд полагает, что истец реализовала свое право на получение равноценного возмещения за изъятое имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (часть 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из того, что действующее жилищное законодательство не предусматривает выплату собственникам изымаемого жилого помещения компенсации за непроизведенный капитальный ремонт отдельно от стоимости изымаемого жилья, размер выкупной цены жилого помещения определенный решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от 15.04.2021 и взысканный в пользу истца, является окончательным и не предполагает наличие у истца права требовать возмещения дополнительно стоимости непроизведенного капитального ремонта жилого помещения.
С учетом изложенного, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта в г.Архангельске на дату первой приватизации жилого помещения в нем, иск не подлежит удовлетворению.
В связи с отказом в иске судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Кониной Татьяне Васильевне в удовлетворении иска к администрации городского округа «Город Архангельск» о взыскании денежной компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Председательствующий И.А. Валькова