ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2905/18 от 20.11.2018 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-2905/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калининград 20 ноября 2018 г.

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Кисель М.П.,

при секретаре Дашковском А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Центрального района гор. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Касабланка», ООО «Тортуга», ООО «Фронтера», ПАО «Сбербанк РФ», ООО «Шеф Дует», ФИО1, ООО «Штефан», ООО «Мас Ромео», ООО «Монсерат», ООО «Ла Рока», ООО «Себастьян», ООО «Виктория Балтия», ООО «Санта Кристина», ООО «Малахит», ФИО2 , ООО «Монтенегро», ООО «Фернандо», ООО «Протос», ООО «Ферос», ООО «Тосса», ООО «Марс», ООО «Гранота», ООО «Сан Диего», Тельной Е.В., третье лицо Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «город Калининград» ГУ МЧС России по Калининградской области об обязании осуществить мероприятия по устранению нарушений противопожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района гор. Калининграда обратился в суд с названными требованиями, уточненными в ходе разбирательства, в обоснование которых указал, что в результате проведенной совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «Город Калининград» ГУ МЧС России по Калининградской области (далее по тексту решения - ОНД) проверки торгового комплекса «Мега» - включающего здания «Мега-МАРКЕТ» (адрес: < адрес >) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >) были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В здании «Мега-МАРКЕТ» (адрес: < адрес >) установлены такие нарушения как: противопожарная дверь на кровлю не оборудована устройством для самозакрывания; пожарные рукава системы внутреннего противопожарного водопровода не перекатаны на новую скатку; шестой этаж здания «Мега-Маркет» (офисы) не оборудован вторым эвакуационным выходом; не произведена проверка состояния огнезащитной обработки (окраски) несущего металлического каркаса, а также несущих металлических конструкций (косоуров) лестничных маршей; коридоры не разделены противопожарными перегородками 2-го типа, на участки протяженностью не более 60 м.; двери на путях эвакуации из коридоров 5-го и 4-го этажей в лестничную клетку, а также из магазина «Ульма», здания «Мега-Маркет», открываются не по направлению выхода из здания; Пространство за подвесными потолками на всех этажах здания не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; Запоры на дверях эвакуационных выходов в здании не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; При эксплуатации эвакуационных путей и выходов здания не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; В складских, и производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок здания торгового центра «Мега Маркет» не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов на всех этажах здания торгового центра «Мега Маркет» не имеют защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости (междуэтажные перекрытия, противопожарные степы и перегородки) не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций; Складские помещения магазина «Ульма» и магазина «Виктория» в здании торгового центра «Мега Маркет» не категорированы по пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.2009 «Свод правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»; На дверях помещения отсутствует обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности; дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт грузовых лифтов магазина «Ульма» в здании торгового центра «Мега Маркет» не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1 – го типа и перекрытиями 3-го типа; имеющаяся автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей здания торгового центра «Мега Маркет» не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (допускается совместная прокладка кабельных линий с другими кабелями и проводами; питающие кабели систем противопожарной защиты выполнены не в соответствии СП 6.13130.2013 (не огнестойкие)); допускается размещение дымовых пожарных извещателей на расстоянии менее 0.5 метра от электросветильников, допущено применение тепловых пожарных извещателей); Система вытяжной противодымной вентиляции здания находится в не исправном состоянии; над эвакуационными выходами из магазина «Ульма» и магазина «Кари-Кидс», в здании торгового центра «Мега Маркет», отсутствуют световые указатели «ВЫХОД»; помещения производственного, складского и технического назначения (кухни, пекарни, доготовочные, разделочные, кладовые горючих товаров и товаров в горючей упаковке и т.п.), магазина «Виктория», расположенного в здании торгового центра «Мега Маркет», не выделены от торгового зала противопожаными перегородками не ниже I -го типа; допущено размещение на путях эвакуации и эвакуационных выходах административно-складской части магазина «Виктория», расположенного в здании здания торгового центра «Мега Маркет» горючих материалов (горючей тары, упаковки, товаров и т.д.). В складе горючих материалов магазина «Виктория», расположенного в здании здания торгового центра «Мега Маркет», допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; Встроенная в здание торгового центра «Мега Маркет» автостоянка не отделена от помещений иного назначения (магазины, павильоны, химчистки и т.д.) противопожарными стенами 1-го типа; при высоте здания более 28 м., не обеспечена ширина проездов для пожарной техники к зданию торгового центра «Мега Маркет» не менее 4,2м, с учетом того, что расстояние от края проезда до стены здания должно быть не менее 8 м. всего (21 пункт).

По зданию ТК Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >) нарушения требований законодательства о пожарной безопасности по зданию: Не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; Не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчёта 1 фонарь на 50 человек; He проводится не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты; Эвакуационное освещение в торгово-офисном здании находиться не в круглосуточном режиме работы; включение должно производиться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; не организовано проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; не проведена проверка работоспособности задвижки с электроприводом (не реже 2 раз и год), установленных, на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования; на объекте защиты не храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты; Не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учётом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) в текущем году; Второй этаж торгового центра не оборудован вторым эвакуационным выходом; допускается применение автоматической установки порошкового пожаротушения в здании ТЦ «Мега Центр», которые не могут быть покинуты людьми до начала подачи огнетушащих порошков, а также в помещениях с большим количеством людей (50 человек и более); Торгово-офисное здание ТЦ «Мега Центр» не оборудовано автоматической установкой пожаротушения; с 11-го этажа торгово-офисного здания (ООО «Блеск») не предусмотрен второй эвакуационный выход; на 9-м этаже торгово-офисного здания ООО «СК Монолит» на путях эвакуации расположена офисная мебель, препятствующая свободной эвакуации людей; Размещаемые в торговом центре складские помещения, а также узел связи не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа; Не обеспечена возможность свободного открывания эвакуационного выхода изнутри без ключа; В торгово-офисном здании, эвакуационные пути пролегают через лифтовые холлы и тамбуры; Частично ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся более 50 чел. составляет менее 1,2м (выход из помещения кафе 2-го этажа, а также из помещений торговых залов); Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций; В торгово-офисном здании коридоры длиной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2- го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м; Лестница 2-го типа соединяющая 1-й и 2-й этажи магазина «Лазурит» не выделана двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; Двери шахт лифта пе имеют предел огнестойкости EI 30; Двери шахт грузового лифта не имеют предел огнестойкости EI 30 (в том числе в подсобных помещениях кафе «Бутерброт»); Из помещений кухни кафе «Бутерброт», эвакуационный путь пролегает через лифтовый холл; двери лестничной клетки не имеют устройство с приспособлением для самозакрывания; руководитель организации не организовал перекатку пожарных рукавов не реже 1 раза в год; не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крыше здания с составлением соответствующего протокола испытаний; выход на кровлю с лестничной клетки 11-го этажа («Башня») выполнен не в противопожарном исполнении (требуется противопожарная дверь 2-го типа); Допускается совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями и проводами; в местах перепада высот кровель более 1 метра не предусмотрены пожарные лестницы; Отсутствуют документы, подтверждающие предел огнестойкости клапанов системы дымоудаления; в торговом центре здании ширина горизонтальных участков путей эвакуации составляет менее 1,2м (в том числе со второго эвакуационного выхода помещении кафе «Старая Бавария»); Не представлены документы, под подтверждающие автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха при сработке автоматической установки пожарной сигнализации; в торговом центре на путях эвакуации установлены раздвижные двери (в том числе из помещений игровой комнаты); из помещений игровой комнаты отсутствует второй эвакуационный выход; отсутствуют документы, подтверждающие класс пожарной опасности отделки стен и потолка помещений игровой; Горизонтальное расположение дымовых пожарных извещателей составляет менее 0,5 м до электросветильников, и менее 1м. до вентиляционных отверстий; размещённые, на втором этаже торгового центра помещения кафе кухонь, доготовочных (в том числе кафе «Старая Бавария») не отделены от зала посетителей противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа; не определён порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта; При высоте лестниц более 45 см не предусмотрены ограждения, высотой не менее 1,2 м с перилами (в том числе выходы из помещений кафе «Старая Бавария», магазина «Буквоед», общий зал магазина «Лазурит»); Кабельные линии систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) необходимо выполнить показателями пожарной опасности по нераспространению горения в соответствии ГОСТ Р 53315; Площадь этажа в пределах пожарного отсека состоящего из нежилого здания торгового центра превышает допустимые значения, установленные СП 2.13130.2012; Не обеспечен должным образом уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей, а также количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность в соответствии с нормами настоящего свода правил; эвакуационные выходы не в полном объёме оборудованы световыми оповещателями «Выход»; не представлены документы, подтверждающие нормативный предел огнестойкости несущих

металлических конструкций без чердачного помещения кровли; технические коридоры 1-го и 2-го этажей длинной более 15 м. без естественного проветривания не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции; технический коридор № 4 не разделён противопожарной перегородкой 2-го типа на участок, длина которого не должна превышать 60 м.; в технических коридорах допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками; за потолочное пространство общего коридора не оборудовано дымовыми пожарными извещателями; на путях эвакуации установлены подъемно-опускные ворота.

В помещении налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, расположенном в Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >) обнаружены такие недостатки как:

На лестничной площадке 3-го этажа, выход в чердачное помещение осуществляется не через противопожарный люк 2-го типа размером 0,6x0,8 м.; перед наружной дверью (эвакуационным выходом) не предусмотрена горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (в том числе выход на паркинг); Ширина лестничных площадок менее ширины марша лестницы, требуется не менее 1.2м, а составляет 0,76м.; Двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажного коридора, не имеют приспособление с уплотнением в притворах; На путях эвакуации допускается устройство Турникета; За потолочное пространство общего коридора не оборудовано дымовыми пожарными извещателями; Помещения не в полном объёме оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (в том числе вместе расположения игровой комнаты); Поэтажный коридор 4-го этажа не разделён противопожарной перегородкой 2-го типа на участок, длина которого не должна превышать 60 м.; Из помещения операционного зала отсутствует второй эвакуационный выход; Эвакуационное освещение в торгово-офисном здании находиться не в круглосуточном режиме работы. Включение должно производиться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; Не обеспечена возможность свободного открывания эвакуационного выхода изнутри без ключа; внешнее оформление (окраска) пожарных шкафов системы внутреннего противопожарного водопровода выполнено без применения красного сигнального цвета. На дверцах пожарных шкафов системы внутреннего противопожарного водопровода не нанесена доступная для понимания информация о размещённых технических средствах, порядковых номерах и т.д.

В помещении филиала ФКУ «Налог сервис», расположенного в Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >) обнаружены такие недостатки как: из части этажа отсутствует второй эвакуационный выход; ширина лестничных площадок менее ширины марша лестницы, требуется не менее 1,2 м., а составляет 0,76 м.

В помещении фитнеса (3 этаж), расположенного в Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >):

Помещение электрощитовой, серверной и складские (подсобные) помещения не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа; Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также

класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в местах общего пользования допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками; из помещений мужской и женской раздевалок отсутствуют вторые эвакуационные выходы; отсутствуют документы подтверждающие класс пожарной опасности КМ2 для отделки стен и потолка, КМЗ для отделки пола; пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу; Не обеспечена возможность свободного открывания эвакуационного выхода изнутри без ключа; двери эвакуационных выходов на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из помещений; Руководитель организации не обеспечил на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

В части общих нарушений указано, что при высоте здания 18 и более метров не предусмотрен подъезд пожарных автомобилей с двух продольных сторон

На основании совокупности норм материального права и в порядке определенном процессуальным законом прокурор просил обязать собственников торгового комплекса «Мега» - «Мега-МАРКЕТ» (адрес: < адрес >) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >) в срок, составляющий три месяца после вступления решения суда в законную силу, осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности; после вступления решения суда в законную силу запретить собственника зданий торгового комплекса «Мега» - «Мега-МАРКЕТ» (адрес: < адрес >) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >) эксплуатацию помещений здания до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального района гор. Калининграда ФИО3 требования поддержала по изложенным основаниям, представила письменные пояснения по делу из содержания которых следует, что прокуратурой района проведена проверка зданий Торгового комплекса «Мега» - «Мега-МАРКЕТ» (адрес: < адрес >) и «Мега-ЦЕНТР»; (адрес: < адрес >) в результате которого выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В настоящее время Торговым комплексом «Мега» - «Мега-МАРКЕТ» и «Мега-ЦЕНТР» завершены работы по устранению нарушений, а также компенсирующим мероприятиям (оценка пожарного риска), выполнение которых предусмотрено отчетом по оценке пожарного риска. ОНД Центрального района городского округа «Город Калининград» рассмотрены представленные Отчеты по оценке пожарного риска на объекте защиты - «Мега-Маркет» и «Мега-Центр», установлено, что данные расчеты составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вследствие чего, сделан вывод, что расчет значение величины пожарного риска не превышает нормативное значение, а ОНД и ПР Центрального района городского округа «Город Калининград», руководствуясь требованиями п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» полагает, что пожарная безопасность данного объекта будет обеспечена при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и при соблюдении исходных данных (класса функциональной пожарной опасности, объемно-планировочных, архитектурно-строительных решений, наличия и работоспособности технических систем противопожарной защиты и т.п.) указанных в представленном расчете пожарных рисков.

Вместе с тем, при фактически установленных обстоятельствах, учитывая позицию ОНД о соответствии представленных ООО «Пожпромторг проект» расчетов пожарных рисков требованиям действующего законодательства, истцом ставится под сомнение легитимность названных расчетов, обусловленную неверностью произведенного расчета в части нормативного количества покупателей, несоответствия исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, поскольку до настоящего времени ОНД и ПР Центрального района ГО «город Калининград» нормативное количество покупателей не проверено.

Кроме того, представителем прокуратуры Центрального района гор. Калининграда, акцентировано внимание суда, что до настоящего времени на объекте защиты не храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты; не предусмотрен подъезд пожарных автомобилей с двух продольных сторон; не обеспечена ширина проездов для пожарной технички к зданию ТК «Мега Маркет» не менее 4,2 м.

При этом опровержением нарушений в части подъезда пожарных автомобилей с двух продольных сторон и ширины проездов для пожарной технички к зданию ТК «Мега Маркет» не может служить утвержденный начальником местного пожарно-спасательного гарнизона ПО № 1 ГО «город Калининград».

Представители ООО «Малахит», ООО «Фронтера», ООО «Санта Кристина», ООО «Мас Ромео», ООО «Штефан», ООО «Монсерат», ООО «Ла Рока», ООО «Себастьян», ООО «Тортуга», ООО «Монтенегро», ООО «Фернандо», ООО «Протос», ООО «Ферос», ООО «Тосса», ООО «Гранота», ООО «Сан Диего» ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 с заявленными требованиями не согласились, указали, что в период судебного разбирательства все нарушения были устранены, о чем составлен соответствующий расчет пожарных рисков, который был принят органами пожарного надзора. Иные выявленные нарушения, также устранены, что объективно подтверждается соответствующими актами выполненных работ, протоколами, составленными специализированными организациями, имеющими соответствующий допуск к производству названного вида работ. Просили суд критически отнестись к доводам истца, по нарушению ширины проезда (менее 4,2 м.) у здания по < адрес >, поскольку соответствующий проезд имеет ширину более 6 м., что объективно подтверждается фактическими замерами, градостроительным планом земельного участка, а также пояснениями заместителя начальника ОНД и ПР Центрального района городского округа «Город Калининград» ГУ МЧС России по Калининградской области ФИО8, данными в ходе судебного разбирательства, планом тушения пожара, утвержденным < Дата > начальником местного пожарно-спасательного гарнизона пожарной охраны № 1 по охране ГО «город Калининград».

Представитель ООО «Виктория Балтия» ФИО9 с требованиями иска также не согласилась, просила в удовлетворении заявления прокурора отказать, указала, что нарушения, выявленных < Дата > были устранены, путем удаления с проходов горючей упаковки.

Представители ООО «Фронтера», ПАО «Сбербанк РФ», ООО «Шеф Дует», ООО «Марс», а также ФИО1, ФИО2, Тельной Е.В. или их представители в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени разбирательства доводов и ходатайств не представили. В ранее состоявшемся судебном заседании представитель ООО «Марс» - Гак В.В. с требованиями не согласился, в удовлетворении иска прокурора просил отказать.

Представитель третьего лица – заместитель начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «город Калининград» ГУ МЧС России по Калининградской области ФИО8 требования иска поддержал, дополнительно указал, что ширина проездов для пожарной технички к зданию ТК «Мега Маркет» замерялась им лично и составила 6,5 м. вместе с тем, этого не достаточно, поскольку данную ширину необходимо определять с учетом выноса стрелы пожарного автомобиля, на соответствующее нормативное положение ФИО8 не сослался, от разъяснений противоречий по принятию расчета пожарных рисков уклонился.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела суд, приходит к следующим выводам.

В силу п. 15 ст. 2 Закона N 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от < Дата > N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась. (ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

При этом в силу ч. 2 названной выше нормы предметом проверки являются соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности; соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Судом установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что в рамках проведенной в период с 05 по < Дата > проверки торгового комплекса «Мега», включающего в себя здания Мега-МАРКЕТ» (адрес: < адрес >) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >) выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Названные нарушения оформлены актом от < Дата > по зданию Мега-МАРКЕТ» (адрес: < адрес >) и от < Дата > по зданию «Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >).

Арендаторами названного Торгового комплекса «Мега» осуществляются различные виды деятельности, в том числе, функционируют магазины, офисы, складские помещения, имеется детская развлекательная комната.

< Дата > общим сохранением представителей собственников нежилых помещений, входящих в ТК «Мега» ответственным лицом за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности избрано – ООО «Алмаз».

< Дата > между ООО «Алмаз» и ООО «Пожпромторг Проект» заключены договора № , № предметом которых определено выполнение работ по определению величины пожарного риска на объектах, расположенных по адресу: < адрес > (торговый центр «Мега Центр») и < адрес > (торговый центр «Мега Маркет») и подготовка соответствующей документации (заключений).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123-ФЗ Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, проводимой не заинтересованным в результатах такой оценки экспертом в области оценки пожарного риска (ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

В соответствии с п. 7 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета.

Проведение независимой оценки пожарного риска, регламентировано Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304, согласно которым результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (п. 5 Правил).

В соответствии с представленными в распоряжение суда письмами от < Дата > и от < Дата > «О соответствии расчета пожарного риска» отделом надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «город Калининград» в адрес ООО «Пожпромторг Проект» сообщено, что ОНД рассмотрел представленные отчеты в отношении объектов, расположенных по адресу: < адрес > (торговый центр «Мега Маркет») и < адрес >Б (торговый центр «Мега Центр»), после чего пришел к выводу, что названные отчеты составлены в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», проведены в соответствии с методикой утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».

Кроме того учитывая, что по результатам проведенных расчетов значение величины пожарного риска не превышает нормативное значение, отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «город Калининград» руководствуясь требованиями п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» уведомил, что пожарная безопасность данных объектов будет обеспечена при выполнении требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, при соблюдении исходных данных указанных в представленных расчётах (л.д. 101-106).

Судом также принимается во внимание, что актами проведения технического обслуживания и проверки работоспособности систем противопожарной защиты от < Дата > и от < Дата > фиксированы факты произведенного технического обслуживания и проверки работоспособности систем противопожарной защиты: автоматической установки пожарной сигнализации, автоматической установки порошкового пожаротушения, автоматической установки водяного пожаротушения, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, системы противодымной защиты; противопожарных дверей, а также перечня основного оборудования и приборов противопожарной защиты на объектах, расположенных ТЦ «Мега Центр» «Мега Мебель» (< адрес >Б, < адрес >А), ТЦ «Мега Маркет» (< адрес >), ТЦ «Мега Сити» (< адрес >).

Согласно заключениям отраженным в приведенных актах системы пожарной защиты соответствуют техническим требованиям, определяющим параметры работоспособности. Установки сданы заказчикам в работоспособном состоянии в дальнейшую эксплуатацию в автоматическом режиме.

Вместе с тем, вопреки ранее представленным письмам от < Дата > и от < Дата > в адрес центрального районного суда гор. Калининграда < Дата > представлено письмо из содержания которого следует, что по результатам проведённой < Дата > повторной проверки на объекте защиты вновь установлены нарушения в количестве 47 шт по ТЦ «Мега Центр» и 12 шт. по ТЦ «Мега Маркет»:

Судом учитывается, что из содержания названного письма от < Дата > также следует, что нарушения указанные в пунктах №№2-8,10,11,15,17,20,22,23,25,27,30,31,33-36,39,40,41-44,46 по ТК «Мега Центр» включены в расчет пожарного риска от < Дата >, а нарушения №№ 1,2,4,5,6,8,9,11 по ТЦ «Мега Маркет» нивелируются расчетом по оценке пожарного риска от < Дата >.

При названных условиях суд приходит к выводу, что позиция истца объективно опровергается представленными в распоряжение суда письмами отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «город Калининград» от < Дата > и от < Дата >, косвенно подтверждается ответом от < Дата >

При названных условиях суд приходит к выводу, что доводы о несоответствии представленных расчетов пожарных рисков противоречат фактическим материалам дела, и выводам специального органа пожарного надзора.

Кроме того, ссылка истца на п. 7.2.5 СП. 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» определяющая, что для расчета путей эвакуации число покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, следует принимать из расчета на одного человека: - для магазинов - 3 кв.м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием, не может быть применена в рамках заявленного спора, поскольку как следует из текста настоящего искового заявления, следует, что в помещениях здания ТЦ «Мега Центр» и ТЦ «Мега Маркет» осуществляется не только торговая деятельность, а также иная, в том числе располагаются складские, офисные и иные помещения. При этом алгоритм расчета путей эвакуации с учетом установленной различной направленности помещений ТК «Мега» истцом не приведен и не обоснован.

В опровержение наличия выявленных после < Дата > нарушений ООО «Алмаз» < Дата > по каждому пункту представлены документы, опровергающие позицию и истца и объективно подтверждающие устранение всех нарушений пожарной безопасности, изложенных в письме от < Дата > в том числе по ТК «Мега Центр» п.п. 1,9,12-14,16,18-19,21,24,26,28-29,32,27-38,45,47 и по ТК «Мега Маркет» в п.п. 3,7,10,12 (т. 1 л.д. 209).

Судом оценены и приняты во внимание: выписка из Рабочего проекта, исполнительная документация на систему водяного пожаротушения, протокол испытаний ВПВ па водоотдачу, протокол ООО «ВДПО ОБП» , Протокол испытаний ООО «НИИ ВДПО ОПБ» качества огнезащиты кабельных линий и проходок конструкций зданий и сооружений, выписки паспортов лифта, протокол по результатам испытаний ограждения кровли на объекте: ТЦ «Мега Центр», Проектная документация «Пожарная наружная лестница», Протокол испытания , Протокол ООО «НИИ ВДПО 0ПБ» №, акт проверки системы автоматического отключения вентиляции при пожаре, акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № Акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №, акт приёма в эксплуатацию т/с пожарной сигнализации, Акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №, Приказ ООО «Альбион» от < Дата > об организации проведения работ, Договор от < Дата > на оказание услуг по обслуживанию вытяжной вентиляции, Проект «Знаки безопасности и сигнальная разметка» на объекте ТЦ «Мега Центр», Акт выполнения монтажных работ, Протокол испытаний ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № , Акт приема в эксплуатацию дополнительных датчиков, Исполнительная документация, Акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №, Акт приема в эксплуатацию дополнительных датчиков, исполнительная документация; Протоколы испытаний ООО «НИИ ВДПО ОПБ» и № ; Протокол ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № , договор подряда ; Акт проведения контрольного опробования, испытания и проверки работоспособности каналообразуюшего оборудования подключённого к пожарной сигнализации, наличием разработанных «Специальных правил пожарной безопасности для территории и помещений ТЦ «Мега-Центр», акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №, Протокол ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № , акт , Акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № , Приказ об организации обучения от < Дата >., Журнал учета инструктажа лиц (выписка), приказ о проведении тренировки по эвакуации Мега Центр (офисы), Приказ 0 проведении тренировки Мега Центр, (торговая часть), Акт 0 проведении тренировки по эвакуации и тушению пожара Мега Центр Офис. Акт 0 проведении тренировки по эвакуации и тушению пожара Мега Центр Торговая часть; Приказ Директора ООО «Алмаз» от 01.09.2018г. «О дополнительных мерах в сфере соблюдения противопожарного режима в торговом центре «Мега», Протоколы ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № проверки состояния эксплуатации огнезащитных покрытий; план тушения пожара; акт внеочередного проведения ТО и проверки работоспособности системы дренчерной завесы пожаротушения. - выписка из исполнительной документации «Схема линий автоматизации завесы в переходе из «Мега центра» в «Мега мебель»; паспорт «Двери стальные противопожарные двупольные глухие ДСП-2, ДСПО-2, сертификат соответствия, лицензия экспертное заключение, Протоколы ООО «НИИ ВДПО ОПБ» экспертной оценки проведения работ по конструктивной огнезащите строительных конструкций № и №, №; Приказ ООО «Алмаз» « О дополнительных мерах в сфере соблюдения противопожарного режима в торговом центре «Мега»; монтаж системы водяного пожаротушения ООО «Альбинос», исполнительная документация, акт гидравлического испытания трубопроводов установки пожаротушения; акт ввода в эксплуатацию, акт об окончании монтажных и пусконаладочных работ, проект «знаки безопасности и сигнальная разметка» на объекте ТЦ «Мега Центр», сертификаты соответствия, акт выполнения монтажных работ, фотофиксация; паспорт аудиоролика «правила эксплуатации при ЧС «ТЦ Мега». В обоснование устранения нарушений в части ТК «МЕГА Маркет», расположенного но адресу < адрес >, представлены: Протокол испытаний ООО «НИИ ВДПО OПБ» .3/08/18; Акты приема в эксплуатацию дополнительных запотолочных датчиков, исполнительная документация, Акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № ; Протокол испытаний ООО «НИИ ВДПО ОПБ» качества огнезащиты кабельных линий и проходок конструкции зданий и сооружений; Акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № ; Протокол ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №; Договор подряда ; Акт проведения контрольного опробования, испытания и проверки работоспособности каналообразующего оборудования подключенного к пожарной сигнализации; Акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» , «Специальные правила пожарной безопасности для территории и помещений ТЦ «Мега Маркет».

Совокупность приведенных доказательств, доподлинно опровергает доводы истца о не устранении выявленных нарушений, доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того судом учитывается позиция заместителя начальника ОНД и ПР по Центральному району ГО «город Калининград» ФИО8, который в ходе судебного разбирательства указал, что ширина проездов для пожарной технички к зданию ТК «Мега Маркет» составляет более 4,2 м., а именно 6,5 м., выявленные нарушения устранены расчетом пожарных рисков.

При этом судом учитывается, что приведенное ФИО8 указание на ширину проезда к ТК «Мега Маркет» с < адрес > также объективно согласуется с содержанием градостроительного плана земельного участка № , представленного стороной ответчика, составленного в масштабе 1:500 и позволяющего определить ширину проезда не мерее 6 м.

Также суд не может согласится с мнением истца относительно отсутствия правового значения, для разрешения спора по существу, в представленном стороной ответчика плане тушения пожара, утвержденного < Дата > начальником местного пожарно-спасательного гарнизона пожарной охраны по охране ГО «город Калининград», поскольку в соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, разработку плана привлечения сил и средств, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением.

Кроме того, согласно технического заключения АНО «Центр пожарной безопасности» произведено определение показателей опасности (расчет категорий пожарной опасности) производственных помещений ООО «Альбион» в здании ТЦ «Мега-Центр» по адресу: < адрес >

Также суду представлен расчет категорий помещений повзрывопожарной и пожарной опасности, выпаленной ООО «Пожпромкомплект» по заказу ООО «Виктория Балтия» для магазина виктория-15, расположенном в ТК «Мега».

< Дата > актирован факт перемотки пожарных рукавов в ООО «Виктория Балтия» СМ Виктория 15, расположенного в здании по адресу: < адрес >.

Ответчиками представлены суду копии паспортов лифтов, с предоставлением соответствующих сертификатов пожарной безопасности.

Судом также учитывается, наличие противоречий в акте от < Дата >, а именно указание на нарушение вместе расположения детской комнаты и лечебного корпуса детского стационара в помещениях налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (т.1 л.д. 20-21)

Суд оценивает приведенные указание как техническую описку, вместе с тем, не позволяющую сделать однозначный вывод о месте выявленного нарушения.

Обобщая всю совокупность приведенных норм и положений, учитывая установленные обстоятельства, в том числе письменно изложенную позицию ОНД и ПР Центрального района ГО «город Калининград» доводы истца о нарушении ответчиками требований пожарной безопасности, на дату принятия настоящего решения, своего фактического подтверждения не нашли, вследствие чего оснований приостанавливать деятельность ТК «Мега», включающего здания «Мега-МАРКЕТ» (адрес: < адрес >) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: < адрес >) суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Центрального района гор. Калининграда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2018 г.

Судья:

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

М.П. Кисель