ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2905/2016 от 22.12.2016 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2016 года г. Шуя

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Беспаловой О.В.,

при секретаре Капцовой Ю.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика МП ЖКХ г.Шуя ФИО2,

Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к МП ЖКХ г.Шуи о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к МП ЖКХ г.Шуя, в котором просит признать незаконными действия МП ЖКХ г.Шуя, выразившиеся в не заключении с ним договора холодного водоснабжения; обязать Ответчика заключить договор холодного водоснабжения с ним в отношении домовладения по адресу: … с 12 сентября 2016 года; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 50% от взысканной суммы.

Заявленные исковые требования мотивированы следующим. В соответствии с требованиями жилищного и гражданского законодательства 23.08.2016 года ФИО1 обратился в МП ЖКХ г.Шуя с заявлением о заключении договора холодного водоснабжения в отношении индивидуального дома по адресу: …. Заявка о заключении договора, с приложением необходимых для заключения договора документов, была зарегистрирована Ответчиком за вх.№1528 от 23.08.2016 года. Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, при этом в соответствии с п.8 ст.5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (ред. от 25.12.2015) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Коммунальные услуги предоставляются потребителям, начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Право собственности на домовладение по адресу: …, в настоящее время еще находится в стадии регистрации. Таким образом, отношения по заключению договора холодного водоснабжения, в отношении указанного домовладения, не урегулированы жилищным законодательством РФ. К отношениям, не урегулированным нормами жилищного законодательства, в части водоснабжения, применяются нормы федерального закона №416 «О водоснабжении и водоотведении», а также «Правила холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644. В соответствии с указанными правилами, основанием для заключения договора холодного водоснабжения, является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства. Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 Правил №644, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. Однако, в нарушение указанного положения, ответчиком не представлено в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявки уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы. В соответствии с п.11 Правил №644, если заявка абонента отвечает требованиям настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Однако и это требование закона Ответчиком не соблюдено. В соответствии с требованиями п.34 Правил №644 Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана заключить с абонентом договор холодного водоснабжения, в сроки и порядке, которые установлены настоящими Правилами. В нарушение требований законодательства, которые выразились в несоблюдении сроков и формы предоставления ответа на поданную заявку, Ответчиком в его адрес было выслано письмо за исх.№1317 от 15.09.2016 года, которое не содержит в себе информации по вопросу заключения договора. В силу п.1 и п.З ст. 426 ГК РФ договор холодного водоснабжения является публичным и отказ Ответчика от его заключения, при наличии возможности заключить такой договор, не допускается. На основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если организация уклоняется от его заключения, лицо, намеренное заключить договор холодного водоснабжения, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Также в отношении договора холодного водоснабжения, применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора холодного водоснабжения. При этом, исходя из толкований постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание

услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на компенсацию морального вреда, об альтернативной подсудности, а также об освобождении от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума №17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Факт нарушения Ответчиком его прав потребителя подтверждается не заключением Ответчиком с ним договора водоснабжения. Учитывая данные обстоятельства, истец считает, что с Ответчика в его пользу следует взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в 2003 году он в соответствии с установленным порядком обратился в ЖКХ г.Шуи по вопросу присоединения к сетям централизованного водоснабжения строящегося индивидуального жилого дома по адресу: …. Ему были выданы технические условия на присоединение. На основании этих условий специалистами Водоканала и специализированной организации ООО «Глобалстроймонтаж», под надзором представителя КЭС (коммунально-эксплуатационной службы), в 2003 году было фактически, в установленном порядке, осуществлено подключение к централизованным водяным сетям и пробный пуск воды в систему. Ссылки ответчика на действующий в тот период времени нормативный документ Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 года N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" полагает не обоснованными, поскольку Госстрой РФ, наделенный полномочиями по толкованию указанных Правил, в своем циркулярном письме от 14.10.1999 года N ЛЧ-3555/12 "О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" указал, что взаимоотношения между организациями ВКХ и физическими лицами строятся в соответствии с Порядком, устанавливаемым органами местного самоуправления, в котором могут быть использованы соответствующие позиции настоящих Правил и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 года N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" только в той их части, которая не противоречит действующему законодательству. Приводя в обоснование своей позиции о несанкционированном подключении нормы законодательства принятого в более поздний период времени, ответчик в качестве аргументации использует довод о неизвестности времени подключения. Однако никто его не ограничивал в праве контроля принадлежащего ему имущества. Ответчик в соответствии с положениями Устава занимается предпринимательской деятельностью. Исходя из ст. 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, злоупотребление доминирующим положением на рынке не допускается, а также не допускается иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Деятельность ответчика регулируется действующим нормативным документом "МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 года N 168. Настоящие Правила являются обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности. Все ведомственные правила, инструкции, указания, касающиеся технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации, обслуживающих население, должны быть приведены в соответствие с настоящими Правилами. Пункт 2.10.2. Правил определяет задачи по технической эксплуатации сети, куда в пп. Д отнесены надзор за строительством и приемка в эксплуатацию новых линий сети, сооружений на ней и абонентских присоединений, если они согласованы и утверждены в установленном порядке. Пункт 2.10.11 обязывает проведение наружного обхода и осмотра каждой трассы линии водопроводной сети не реже одного раза в два месяца. При этом обязаны проверять, в том числе наличие завалов на трассе и сети в местах расположения колодцев, разрытий на трассе сети, а также неразрешенные работы по устройству присоединений к сети. Пункт 2.10.15 года предписывает эксплуатационной службе сети совместно с абонентским отделом организации ВКХ один раз в год выполнять техническое обследование абонентского присоединения и водомерных узлов. Таким образом, считая, что ответчик действует добросовестно и разумно, полагает ссылки на незаконность подключения и неопределенность сроков подключения некорректными. Считает, что при подаче заявления на заключение договора холодного водоснабжения им были соблюдены требования по предоставлению необходимых документов. В пп. «г» п. 17 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 указано, что документами, подтверждающими подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях, могут являться: договор подключения, условия подключения (технологического присоединения) или иные документы. В предварительном судебном заседании судом в его адрес было внесено предложение о возможном заключении с Ответчиком договора технологического присоединения. Такая попытка им была предпринята. Однако в ответ на его заявление ему был представлен отказ в заключении данного договора. Таким образом, его попытки установить договорные отношения с Ответчиком наталкиваются на нежелание с его стороны к сотрудничеству.

Представитель ответчика МП ЖКХ г.Шуя ФИО2 иск не признала. Суду пояснила, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу …. 16.08.2016 года в ходе проведения обследования системы водопровода по ул. … МП ЖКХ г. Шуи было обнаружено несанкционированное подключение принадлежащего ФИО1 жилого дома, расположенного по адресу …, к системе коммунального водоснабжения. В связи с этим был составлен акт от 16.08.2016 года. Согласно п.28 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 года основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении всех, некоторых или одной коммунальной услуги, может явиться только то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине не наступления событий, указанных в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил. В соответствии с пп. «в» п. 17 Правил №354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством РФ, в том числе, о водоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению данной коммунальной услуги в отношении собственников и пользователей жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках. Исходя из требований ст.548, 539 ГК РФ, пп. «в» п. 17 Правил №354 водоснабжение потребителя возможно только при наличии технической возможности подключения энергопринимающего устройства абонента к сетям ресурсоснабжающей организации, а также соблюдении технических требований и установленного законом порядка подключения. Несоблюдение установленного законом порядка подключения к системе водоснабжения является основанием для отказа в заключении договора о предоставлении коммунальной услуги (п.28 Правил №354). Порядок подключения к централизованной системе водоснабжения на момент получения истцом технических условий (17.03.2003 г.) был установлен Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации №167 от 12.02.1999 года. Считает, что данные Правила подлежат применению по аналогии в отношениях с физическими лицами, поскольку отсутствует Порядок, установленный органами местного самоуправления. Согласно пунктам 19, 23, 26, 27 Правил №167 для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами. Абоненту (заказчику) может быть письменно, с обоснованием, отказано в выдаче разрешения на присоединение к системам водоснабжения и канализации. Проект водоснабжения и водоотведения присоединяемых объектов должен соответствовать требованиям выданных технических условий. Перед вводом в эксплуатацию устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации должны быть приняты от заказчика представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства с проверкой на соответствие выданным техническим условиям. После пуска в эксплуатацию объекта абонент (заказчик) в месячный срок передает в организацию водопроводно-канализационного хозяйства один экземпляр исполнительной документации на устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации. Водопроводные устройства и сооружения для присоединения к систем водоснабжения до пуска в эксплуатацию подлежат промывке и дезинфекции абонентом (заказчиком) при участии представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства до получения результатов анализов качества воды, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, о чем составляются соответствующие акты. Подача питьевой воды осуществляется только при наличии разрешения местных служб Госсанэпиднадзора. Кроме того, порядок подключения и необходимые технические требования установлены Постановлением Правительства РФ №83 от 13.02.2006 года «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения». В данных Правилах установлена обязанность правообладателя земельного участка, на котором вновь построен (либо реконструирован) объект капитального строительства (жилой дом), который не имеет подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, по обращению в организацию, осуществляющую эксплуатацию таких сетей за выдачей технических условий и осуществлению действий по их выполнению (п.6 Правил №83). Согласно указанным Правилам лицо, имеющее намерение по подключению объекта капитального строительства к сетям организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно - технического обеспечения, наряду с обязанностью по обращению за выдачей технических условий на подключение, обязано также заключить соответствующий договор на подключение. Потребитель не вправе несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (п.35 Правил №354). Таким образом, подача коммунальной услуги возможна только при соблюдении потребителем установленного порядка подключения. В случае нарушения установленного порядка подключения данное подключение, в силу п.62 Правил №354, является несанкционированным. Со стороны истца не представлены документы, подтверждающие подключение к системе централизованного водоснабжения в установленном порядке. В отношении истца был составлен акт обследования по факту обнаружения несанкционированного подключения к системе водоснабжения от 16.08.2016 года по адресу: …. В данном акте истцу предписано в срок до 26.08.2016 года обратиться в ПТО МП ЖКХ г. Шуи за разрешительной документацией и оформить присоединение к сетям водопровода в соответствии с техническими требованиями. В ответе на заявление истца о заключении с ним договора холодного водоснабжения МП ЖКХ г. Шуи повторно указало на необходимость оформления правоотношений с МП ЖКХ г. Шуи надлежащим образом. Учитывая изложенное, имеющееся подключение домовладения истца к централизованным сетям холодного водоснабжения, является несанкционированным и подлежащим демонтажу в соответствии с п. 62 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 года № 354. Согласно п.4 ст.13 Закона №416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе. Таким образом, основания для заключения с истцом договора холодного водоснабжения отсутствуют.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Положения настоящего Федерального закона также применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Согласно п.1 ст. 7 указанного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения (п.2 Закона).

В соответствии с п. 11 данной статьи горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: …, с 19 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию прав, от 19 декабря 2016 года.

Из материалов дела следует, что 23 августа 2016 года ФИО1 обратился в МП ЖКХ г.Шуи с заявкой на заключение с ним договора холодного водоснабжения в отношении объекта (индивидуального жилого дома), расположенного по адресу: …. К заявке были приложены: копия выписки из постановления Главы г.Шуя от 16 апреля 2002 года № 373, копия технических условий № 45 от 17 марта 2003 года, копия паспорта счетчика … № ….

Согласно ответу МП ЖКХ г.Шуи от 15 сентября 2016 года № 1317, 16 августа 2016 года было выявлено несанкционированное подключение принадлежащего ФИО1 жилого дома по адресу: …, в связи с чем основания для заключения с ФИО1 договора холодного водоснабжения отсутствуют.

Не согласившись с отказом МП ЖКХ г.Шуи в заключении договора холодного водоснабжения, ФИО1 обратился в суд.

Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения регулируются Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644 (ред. от 14.10.2015) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Поскольку ФИО1 обратился в МП ЖКХ г.Шуи с заявкой на заключение с ним договора холодного водоснабжения в августе 2016 года, суд полагает, что данные правоотношения должны регулироваться Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также принятыми на его основе Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу п.4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации) (п.8 Правил).

Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата (п.9 Правил).

Согласно п.17 Правил к заявке абонента прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения или водоотведения, принадлежащим организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании, обязаны представить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водопроводными и (или) канализационными сетями, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод с территорий абонентов в централизованную систему водоотведения;

б) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя абонента, действующего от имени абонента, на заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (для физических лиц - копия паспорта, иного документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации);

в) документы, предусмотренные Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, а также сведения, необходимые для определения объемов потребленной воды, отведенных сточных вод расчетным методом при отсутствии приборов учета, в том числе степень благоустройства и этажность объектов, количество проживающих, площади жилых и нежилых помещений объектов, общие площади многоквартирных домов и жилых домов, площади земельных участков под полив - для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах, собственников (пользователей) жилых домов;

г) копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях (договор подключения, условия подключения (технологического присоединения) или иные документы);

д) копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. метров в час, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной;

е) схема размещения мест для отбора проб воды и (или) сточных вод;

ж) копия документа, подтверждающего право пользования земельным участком, с территории которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, - для абонентов, в границах эксплуатационной ответственности которых осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.

В силу п.4 ст. 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Как следует из материалов дела, 16 августа 2016 года техническим инспектором МП ЖКХ г.Шуи при обследовании частного жилого дома по адресу: …, было выявлено несанкционированное подключение к системе водоснабжения МП ЖКХ г.Шуи, ФИО1 рекомендовано обратиться в МП ЖКХ г.Шуи за разрешительной документацией и оформить документы на присоединение к сетям водопровода в соответствии с техническими требованиями.

Данное обстоятельство подтверждается актом обследования по факту обнаружения несанкционированного подключения к сетям водопровода и/или канализации от 16 августа 2016 года. Акт был составлен в присутствии ФИО1

Сведения о признании указанного акта незаконным, в материалах дела отсутствуют. При рассмотрении настоящего дела требования о признании акта обследования не законным также заявлены не были.

Вместе с тем, истец утверждает, что подключение к централизованным сетям водоснабжения было фактически осуществлено в 2003 году в установленном порядке.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, в соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Положениями части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ N 83 от 13 февраля 2006 года утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 15 вышеуказанных Правил подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В данном случае истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он до 2016 года обращался в МП ЖКХ г.Шуи с заявлением о подключении объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения. Также не представлено документов, подтверждающих осуществление им оплаты за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, ФИО1 до настоящего времени не был зарегистрирован в МП ЖКХ г.Шуи в качестве абонента по предоставлению услуги по водоснабжению и оплату указанных услуг не производил. При обследовании его домовладения на предмет несанкционированного подключения к сетям водопровода, в доступе в жилое помещение им было отказано.

Таким образом, выявленное МП ЖКХ г.Шуи несанкционированное подключение к сетям водопровода в силу п.4 ст. 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является основанием для отказа в заключении договора водоснабжения.

Доводы истца о том, что несанкционированное подключение МП ЖКХ г.Шуи в нарушение установленных законом обязанностей выявлено несвоевременно, не меняют установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на сделанные судом выводы.

Ссылки истца на отказ МП ЖКХ г.Шуи в заключении договора технологического присоединения не могут быть приняты судом во внимание, поскольку вопрос о правомерности отказа МП ЖКХ г.Шуи заключить указанный договор не являются предметом рассмотрения по данному делу. Данные требования истцом не заявлялись и судом не исследовались.

При данных обстоятельствах суд полагает, что действия МП ЖКХ г.Шуи по отказу ФИО1 в заключении договора холодного водоснабжения являются правомерными, в связи с чем в удовлетворении требований истца об обязании ответчика заключить с ним договор холодного водоснабжения следует отказать.

Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом РФ в п.45 Постановления Пленума №17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Из материалов дела следует, что в обоснование причиненного морального вреда истец ссылается на факт нарушения Ответчиком его прав потребителя, который подтверждается не заключением Ответчиком с ним договора водоснабжения. Других оснований причинения ему морального вреда истец не указывает.

В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В данном случае действия МП ЖКХ г.Шуи, выразившиеся в отказе ФИО1 заключить договор холодного водоснабжения признаны правомерными, а требования истца о взыскании морального вреда основаны именно на факте неправомерности действий ответчика по отказу в заключении указанного договора.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что в удовлетворении требований истца о взыскании морального вреда также следует отказать.

В силу положений п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскивается судом при удовлетворении требований потребителя в связи с нарушением его прав.

Поскольку судом в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, нарушений прав истца не установлено, основания для взыскания штрафа также отсутствуют.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МП ЖКХ г.Шуи о защите прав потребителя отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись О.В.Беспалова.

Решение изготовлено в окончательной форме 26 декабря 2016 года.

Согласовано.

Судья: О.В.Беспалова