Дело № 2-2906/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года. г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Фаустовой Г.А.
при секретаре Голубенко И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2906/20 по иску Исполняющего обязанности заместителя прокурора Советского района города Ростова-на-Дону в интересах инвалида первой группы ФИО1 к Администрации города Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону», 3-и лица: Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, ООО «УК Пятая» об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющего обязанности заместителя прокурора Советского района города Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в интересах инвалида первой группы ФИО1 к Администрации города Ростова-на-Дону об обязании администрацию города Ростова-на-Дону обеспечить мероприятия по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, в целях обеспечения условий доступности для инвалида- колясочника в соответствии с определенным <данные изъяты> оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, путем: устройства съездов с тротуара на проезжую часть; увеличения размеров входной площадки и обустройство лестницы на входе в подъезд; монтажа пандуса на входе в подъезд; устройства нескользящего покрытия входной площадки, пандуса и лестницы; монтажа ограждения входной площадки и поручней на лестнице и пандусе; устройства ровного нескользящего покрытия пола в тамбуре; приобретения и монтажа электрического наклонного подъемника для инвалидов в тамбуре на первом этаже.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Прокуратурой Советского района города Ростова-на-Дону по обращению ФИО3 в интересах инвалида 1 группы ФИО1 и по обращению инвалида 1 группы ФИО1 проведена проверка соблюдения прав последней на обеспечение доступности общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором она проживает.
Согласно справке МСЭ серия ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 является инвалидом 1-й группы бессрочно.
Проверкой установлено, что 30.05.2018 муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1 По результатам обследования составлен акт, в котором содержится вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения ограждающих конструкций данного многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, вынесено решение о необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Согласно проведенному <данные изъяты> расчету потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта по объекту «Реконструкция общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы Котельникова Н..Г., в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их «доступности для инвалида» оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме включает в себя: устройство съездов с тротуара на проезжую часть; увеличение размеров входной площадки и обустройство лестницы на входе в подъезд; монтаж пандуса на входе в подъезд; устройство нескользящего покрытия входной площадки, пандуса и лестницы; монтаж ограждения входной площадки и поручней на лестнице и пандусе; устройство ровного нескользящего покрытия пола в тамбуре; приобретение и монтаж электрического наклонного подъемника для инвалидов в тамбуре на первом этаже.
По мнению истца, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> для осуществления таких мероприятий не требуется.
02.11.2018 муниципальной комиссией вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в данном многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, которое 05.07.2019 направлено и.о. директора Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону заместителю главы администрации города Ростова-на-Дону по строительству и архитектуре.
Проведенной прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проверкой установлено, что мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, по состоянию на 22.09.2020 не проведены, тем самым в нарушение п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ не обеспечены условия для осуществления указанным лицом права на жилище, в том числе условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в данном многоквартирном доме.
Так, из информации Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону от 22.09.2020 следует, что решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.06.2019 №712 в решение городской Думы от 21.06.2011 № 138 «Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах администрации города Ростова-на-Дону» внесены изменения, в соответствии с которыми Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону наделен полномочиями по организации выполнения мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности XI я инвалида. Выполнение указанных мероприятий поручено МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону». Данным учреждением в настоящее время проводятся мероприятия по расчету стоимости проектно-изыскательских работ, необходимых для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома по <адрес>, по итогам выполнения которых соответствующая документация будет направлена для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости.
Таким образом, на протяжении длительного периода времени (более года) грубо нарушаются прав инвалида-колясочника ФИО1, которая лишена возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, не имеет возможности выхода на улицу, в связи с чем исполняющий обязанности прокурора Советского района города Ростова- на-Дону обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону».
Представитель истца старший помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Долгалева А.А. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения, аналогичные изложенным в иск.
Представитель ответчика Администрации города Ростова-на-Дону ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель ответчика Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась исковые требования не признала, против удовлетворения иска возражала, просила отказать.
Представитель ответчика МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась исковые требования не признала, против удовлетворения иска возражала, просила отказать.
В отношении третьих лиц, Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, ООО «УК Пятая», извещенных о времени и месте слушания дела, не направивших уполномоченных представителей в судебное заседание, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является инвалидом 1-й группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ серия ДД.ММ.ГГГГ№.
ФИО1 проживает по адресу: <адрес>
Управление многоквартирным жилым домом по указанному адресу осуществляет ООО «УК Пятая».
22.09.2020г. ФИО1 обратилась в Прокуратуру Советского района г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором указано, что многоквартирный жилой дом по <адрес> не приспособлен для нужд инвалида колясочника, в связи с чем просила обратиться в ее интересах в суд с иском об обязании оборудовать дом пандусом.
Прокуратурой Советского района города Ростова-на-Дону по обращению инвалида 1 группы ФИО1 проведена проверка соблюдения прав последней на обеспечение доступности общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором она проживает.
Как усматривается из материалов дела, 30.05.2018г. муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях из приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, произведено обследование жилого помещения ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, о чем составлен акт.
В результате обследования общего имущества и жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме комиссией установлено, что ФИО1 проживает в двухкомнатной квартире, которая расположена на четвертом этаже многоквартирного <адрес>, квартира общей площадью 51,3 кв.м, в том числе жилой 27,4 кв. м. Вход в подъезд дома имеет 4 ступени, каждая высотой 15 см. Общая высота земли до 0,65 м. Входная дверь с доводчиками и с задержкой открытого положения. Ширина входной двери подъезда - 0,95 м. Лестничный проем 1-го этажа - 0,99 м.
Жилое помещение и общее имущество квартиры: Ширина дверного проема в тамбуре - 0,78 м, высота порога - 0,15 м., коридор 7,2 кв.м., есть место для хранения кресла-коляски. Ширина колесной базы кресла-коляски, используемой для перемещения по квартире - 0,6 м. Ширина колесной базы кресла-коляски, используемой для перемещения по улице - 0,65 м., ширина дверных проемов: входной двери - 0,73 м, в зал - 1,2 м, в спальню - 0.66 м., ванная комната - 0,58, туалет -0,6 м, кухня — 0,8 м (ширина без дверной коробки - 0,8 м) (при норме 0,9 м); двери не оснащены доводчиками; пороги дверных проемов: входной двери - 0,06 м, ванной комнаты-0,18 м, туалета - 0,18 м, (при норме не более 1,4 см), не оснащены временными съемными, инвентарными пандусами; зал 17,2 кв.м., спальня 10,2 кв.м., кухня 8,4 кв.м., ванная комната 2,6 кв.м., туалет 1 кв.м., лоджия 7,2x0,5 (3,6 кв.м.). Общее имущество: асфальтовое покрытие с небольшими неровностями; имеется навес над крыльцом; дверной проем ширина 0,95 м., ступени высотой 15 см, поручни с одной стороны лестничного марша.
По результатам осмотра комиссия пришла к выводу, что общее имущество и жилое помещение в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид 1 группы, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, не соответствует требованиям, предусмотренных п.п. 25-27,29-31 раздела III и п. 32-37 раздела IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением жительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
При этом технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения ограждающих конструкций многоквартирного дома, путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта нет.
Необходимо провести проверку экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
17.10.2018г. <данные изъяты> подготовлен расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>
По результатам проведенного обследования общедомового имущества и жилого помещения разработан оптимальный перечень мероприятий, в результате проведения которых общее имущество многоквартирного дома будет приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2015 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы К.Н.ГБ. включает в себя: устройство съездов с тротуара на проезжую часть; увеличение размеров входной площадки и обустройство лестницы на входе в подъезд; монтаж пандуса на входе в подъезд; устройство нескользящего покрытия входной площадки, пандуса и лестницы; монтаж ограждения входной площадки и поручней на лестнице и пандусе; устройство ровного нескользящего покрытия пола в тамбуре; приобретение и монтаж электрического наклонного подъемника для инвалидов в тамбуре на первом этаже.
Сметная стоимость по объекту «Реконструкция общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида» в ценах на III квартал 2018 года составляет 1 447 282 рублей.
Особые условия для проведения реконструкции общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>: получение технических условий на реконструкцию от соответствующих служб; согласование проведения реконструкции со службами города в области архитектуры и градостроительства; ввод подъемной платформы в соответствии с Правилами организации «безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. N 74; согласование проведения работ по адаптации с заинтересованными лицами и организациями; разработка проектно-сметной документации, проведение ее экспертизы.
Расходы на проведение вышеперечисленные мероприятий в расчет потребности в финансовых ресурсах не включены.
02.11.2018г. муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях из приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалида, принято решение № 54 об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, поскольку потребности в финансовых ресурсах, необходимых на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, составляет: 1 447 282 рублей.
При этом, потребности в финансовых ресурсах, необходимых на приобретение нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида, равнозначного по общей площади и месторасположению помещению, в котором проживает инвалид, составляют: 2 152 753,2 рублей (рассчитано соответствии с Приказом министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.07.2018г.).
02.11.2018г. муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях из приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесено заключение № 54 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.
Департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном <адрес> от 02.11.2018г. направлено в адрес заместителя главы Администрации по строительству и архитектуре города Ростова-на-Дону (исх. от 05.07.2019г.).
Выполнение указанных мероприятий поручено МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону».
По результатам изучения МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» технической документации, подготовленной Департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, на проведение реконструкции общедомового имущества многоквартирном доме по <адрес> выявлено, что в расчетах потребностей в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта отсутствуют затраты на разработку проектно-сметной документации, проведение ее экспертизы, то есть не учтены все затраты на реализацию мероприятий, позволяющие объективно принять решение об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в которых проживает инвалид.
Учитывая изложенное, МКУ «УКС» на основании Постановления № 773 и постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2015 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» указано на необходимость проведения мероприятий по расчету стоимости проектно-изыскательских работ для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома по <адрес>.
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15 названного Федерального закона).
Вместе с тем, пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" установлено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом пп. 1 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).
Обращаясь в суд с настоящим иском, исполняющий обязанности заместителя прокурора Советского района города Ростова-на-Дону, указывает на необходимость возложения на администрацию города Ростова-на-Дону обязанности обеспечить мероприятия по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника, путем: устройства съездов с тротуара на проезжую часть; увеличения размеров входной площадки и обустройство лестницы на входе в подъезд; монтажа пандуса на входе в подъезд; устройства нескользящего покрытия входной площадки, пандуса и лестницы; монтажа ограждения входной площадки и поручней на лестнице и пандусе; устройства ровного нескользящего покрытия пола в тамбуре; приобретения и монтажа электрического наклонного подъемника для инвалидов в тамбуре на первом этаже.
Вместе с тем, проведение указанных работ является реконструкцией общего имущества собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме.
Действующим законодательством РФ, нормами жилищного законодательства не установлена возможность реконструкции общего имущества в многоквартирном доме, даже в целях обеспечения беспрепятственного доступа в подъезд дома и к квартирам жильцов с ограниченными физическими возможностями (маломобильной группы населения), без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно п. "в" ч. 2 разд. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции), земельный участок.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
Согласно п. 4.5 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр, проектные решения объектов, доступных для МГН, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Таким образом, оборудование съездов с тротуара, увеличение размеров входной площадки и обустройство лестницы на входе в подъезд, монтаж пандуса на входе в подъезд, устройство нескользящего покрытия входной площадки, пандуса и лестницы, монтаж ограждения входной площадки и поручней на лестнице и пандусе, устройство ровного нескользящего покрытия пола в тамбуре, монтаж электрического наклонного подъемника для инвалидов в тамбуре на первом этаже, без получения на это согласия собственников помещений многоквартирного дома, не представляется возможным.
Кроме того, суд также принимает во внимание, что в обоснование заявленных исковых требований, в материалы дела представлен расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта, составленный ООО «Экспертный центр», в котором указано, что в результате обследования выявлены нарушения требований в части обеспечения доступности объекта для инвалида, а также приведен перечень мероприятий для приспособления общего имущества.
Вместе с тем, суд считает, что представленные в материалы дела доказательства отвечают требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, поскольку не содержат технического обоснования о возможности оборудования указанными устройствами в конкретном подъезде данного жилого дома.
При этом, в акте муниципальной комиссии от 30.05.2018г., указано, что техническая возможность приспособления жилого помещения и общего имущества, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения ограждающих конструкций многоквартирного дома, путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта отсутствует.
Устройство стационарного пандуса, электрического наклонного подъемника, ограждений, увеличение входного проема и проведение других мероприятий, должно соответствовать законодательству Российской Федерации, строительным и техническим нормативам, осуществляться по проектной документации.
Обязанность доказать техническую возможность проведения заявленных работ возлагается на истца в силу ст. 56 ГПК РФ. Вместе с тем, такие доказательства истцом не представлены.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, принимая во внимание, что реконструкцией существующих входов и лестничных маршей без решения собственников помещений, и соответствующего проекта, могут быть нарушены действующие нормативно-технические документы по технической эксплуатации жилищного фонда, что повлечет нарушение прав собственников помещений, а также иные ограничения условий жизнедеятельности других групп населения, проживающих в данном жилом доме, суд находит заявленные исполняющим обязанности заместителя прокурора Советского района города Ростова-на-Дону исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Исполняющего обязанности заместителя прокурора Советского района города Ростова-на-Дону в интересах инвалида первой группы ФИО1 к Администрации города Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону», 3-и лица: Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, ООО «УК Пятая» об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Г.А. Фаустова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2020 года.
Судья: Г.А. Фаустова