ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2907/19 от 31.07.2019 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-2907/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Пулатовой З.И.

при секретаре Соколовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Псковского района к ФИО1 о взыскании компенсационных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Псковского района обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании компенсационных выплат, в обоснование указав, что с 29.01.2018 по 23.04.2019 ответчик являлся муниципальным служащим, занимал должность заместителя председателя по ЖКХ, строительству и дорожному хозяйству Администрации Псковского района – ведущую должность муниципальной службы категории «В».

Проведенной Прокуратурой Псковского района проверкой соблюдения муниципальными служащими Администрации Псковского района требований законодательства о муниципальной службе установлено, что ответчик является учредителем коммерческой организации ООО «Климат Комфорт» с долей в уставном капитале, равной 40%.

За период прохождения муниципальной службы ответчику выплачена компенсационная выплата в целях стимулирования соблюдения установленных запретов и ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, в размере 266923 рублей 63 копеек, которую истец просит взыскать с ФИО1, как полученную с нарушением закона.

В судебном заседании представители истца ФИО2, ФИО3 заявленные требования поддержали по изложенным основаниям, в дополнение указав, что на момент поступления ответчика на муниципальную службу ООО являлось действующим юридическим лицом, в то время, как ответчиком предоставлены недостоверные сведения при назначении на должность, сокрыто участие в деятельности коммерческой организации.

Ответчик в судебном заседании иск не признал, в возражение указав, что ООО «Климат Комфорт» зарегистрировано в качестве юридического лица в 2001 году, последняя налоговая отчетность предоставлена 01.06.2018, ООО не ведет деятельность с мая 2018 года, 10.06.2019 Общество исключено из ЕГРЮЛ. В адрес директора ООО им неоднократно направлялись заявления о выходе из Общества, которые оставлены без удовлетворения.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из содержания ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что к муниципальному служащему, исходя из его особого статуса, предъявляются повышенные требования к исполнению обязанностей муниципальной службы, в связи с этим введены соответствующие запреты и ограничения, связанные с муниципальной службой.

В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя), которое получено в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование (ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Указанные запреты также содержатся в ст. 16 Закона Псковской области от 30.07.2007 № 700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области», принятым Псковским областным Собранием депутатов 12.07.2007.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу. При этом пункты 8 и 9 указанной статьи предусматривают невозможность поступления на муниципальную службу либо нахождения на муниципальной должности лица, которое не представило либо представило недостоверные документы, сведения, требуемые от муниципального служащего, лица претендующего на поступление на муниципальную должность. Как следует из формулировок данного положения, речь идет о таких недостоверных документах и сведениях, которые представлены лицом умышленно, то есть претендент на должность знал об их недостоверности, но осознанно использовал их в своих целях.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией.

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой муниципальной службы, поступая на которую, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

В соответствии с п. 4 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Судом установлено, что с 29.01.2018 по 24.04.2019 ФИО1 проходил муниципальную службу в должности заместителя председателя по ЖКХ, строительству и дорожному хозяйству, трудовой договор расторгнут по инициативе работника (л.д. 12,18).

В соответствии с п. 4.2. трудового договора ФИО1 обязуется не нарушать ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, предусмотренные ст. ст. 15,16 Закона области «Об организации муниципальной службы в Псковской области» (л.д. 13-14).

Приказом № 8-рл от 05.02.2019 ответчик переведен на ведущую должность муниципальной службы категории «В» (л.д. 15).

Из представления прокуратуры Псковского района от 11.04.2019 следует, что ФИО1 является участником коммерческой организации ООО «Комфорт», целью которой в силу закона является извлечение прибыли (л.д. 32-35).

Указанные сведения подтверждены выпиской их ЕГРЮЛ в отношении ООО «Климат Комфорт» (л.д. 24-31).

Согласно п. 15 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции относится, кроме прочего, повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности муниципальных служащих.

Согласно п. 1.1 Положения о видах и размерах поощрений муниципальных служащих Администрации Псковского района и Собрания депутатов Псковского района и порядке их применения, Положения о премировании муниципальных служащих Администрации Псковского района и Собрания депутатов Псковского района и Порядка выплаты материальной помощи лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории «А», и муниципальным служащим Администрации Псковского района и Собрания депутатов Псковского района», утвержденного Решением Собрания депутатов Псковского района от 24.09.2008 № 90, ежемесячная гарантированная компенсационная выплата (далее - выплата) устанавливается муниципальным служащим муниципального образования «Псковский район» (далее - муниципальным служащим) и лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории «А» в органах местного самоуправления муниципального образования «Псковский район», в целях стимулирования соблюдения установленных запретов и ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы и исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Выплата производится из средств бюджета муниципального образования «Псковский район», не входит в состав денежного содержания и относится к социальным выплатам (п.1.2).

Пунктом 1.1.6 перечня мероприятий подпрограммы «Обеспечение функционирования администрации муниципального образования» муниципальной целевой программы «Управление обеспечением деятельности Администрации Псковского района, создание для условий эффективного управления муниципальными финансами и муниципальным долгом» на 2017-2021 годы», утвержденной постановлением Администрации Псковского района от 19.12.2016 № 189 предусмотрено, что ежемесячная гарантированная компенсационная выплата установлена муниципальным служащим в целях стимулирования соблюдения установленных запретов и ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы.

Согласно сведениям, представленным работодателем, за период с января 2018 года по апрель 2019 года ответчиком получена компенсационная выплата в размере 266923 рублей 63 копеек.

Из представленных доказательств следует, что при поступлении на муниципальную службу ответчиком предоставлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в разделе 5.1 которой указано, что ФИО1 не является участником коммерческих организаций (л.д. 19-22), несмотря на то, что ООО «Климат Комфорт» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.05.2011, видом деятельности которого является ремонт машин и оборудования, торговля розничная электрической бытовой техники, бытовыми электротоварами (л.д. 24-31).

Соглашаясь с доводами стороны истца, суд считает, что ответчик, обязанный в соответствии с федеральным законодательством к соблюдению запретов и ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, скрыл факт участия в коммерческой организации, следовательно, без установленных законом, иными правовыми актами оснований приобрел имущество (бюджетные средства муниципального образования «Псковский район»), состоящее из компенсационных выплат, предусмотренных Программой.

То обстоятельство, что 10.06.2019 Общество прекратило свою деятельность в качестве юридического лица, не имеет правового значения для существа рассматриваемого спора, так как в момент поступления ответчика на муниципальную службу в орган самоуправления организация вела деятельность по оказанию коммерческих услуг.

Доказательств предоставления в ООО заявлений о выходе из состава участников организации до поступления на муниципальную службу ответчиком не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Город Псков» государственная пошлина в размере 5 896 рублей, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Администрации Псковского района к ФИО1 о взыскании компенсационных выплат удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу муниципального образования «Псковский район» расходы, связанные с предоставлением компенсационных выплат за период с 29.01.2018 по 23.04.2019, в размере 266923 рублей 63 копеек.

Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 5 869 рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья З.И. Пулатова

Мотивированное решение изготовлено 05.08.2019.