ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2909/2013 от 09.07.2013 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2- 2909/2013 ....

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«09» июля 2013 года

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Ильиной Н.В.,

при секретаре Герасимовой И.И.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца по устному ходатайству ФИО2,

представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№ (сроком на один год) ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Владимирской области об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании недополученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Владимирской области об обязании произвести перерасчет пенсии.

В обоснование иска указал, что проходил службу в качестве офицера войсковой части, входящей в состав ядерного оружейного комплекса РФ. С ДД.ММ.ГГГГ находится на пенсии. Выплата пенсии производится ему на основании Указа Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1564, согласно которого ему установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в размере 1,5 должностного оклада, Федерального закона от 12.02.1993г. №4468-1 и Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. №941. Размер пенсии исчисляется исходя из установленного полуторного оклада по последней перед увольнением занимаемой воинской должности.

С 01 января 2012 года на основании Указа Президента РФ от 31 декабря 2011 года № 1745 ответчиком изменен оклад по воинской должности и при исчислении его пенсии стал применяться оклад в размере 1,25 оклада по занимаемой перед увольнением воинской должности.

Считает, что Указ Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1564 не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсии военным пенсионерам. В соответствии с п. «б» ст. 49 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право военных пенсионеров на повышение пенсии связано исключительно с увеличением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, в зависимости от категорий, к которой эти военнослужащие отнесены, а не с уменьшением денежного довольствия.

На его письменные обращения, содержащие просьбу произвести перерасчет незаконно недоплаченной пенсии, ответчик ответил отказом.

Истец ФИО1 просит признать незаконным произведенный Военным комиссариатом Владимирской области перерасчет его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в части применения для ее исчисления оклада по занимаемой перед увольнением воинской должности в размере 1,25 вместо 1,5, обязать ответчика в дальнейшем использовать при исчислении его пенсии оклад в размере 1,5 и взыскать в его пользу недополученную с 01января 2012 года пенсию в сумме .... с учетом индекса потребительских цен.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 уменьшили размер взыскиваемой суммы и просили взыскать невыплаченную часть пенсии без учета индекса потребительских цен в сумме .... рублей (л.д.10). В остальном исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

     Представитель ответчика Военного комиссариата Владимирской области ФИО3 возражал против удовлетворения иска. В обоснование возражений указал, что пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011г. №306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» определено, что размеры окладов по типовым воинским должностям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 05 декабря 2011г. №992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих службу по контракту» значительно увеличено денежное довольствие соответствующих категорий военнослужащих. Пунктом 3 Постановления предусмотрено применение вновь установленных окладов при пересмотре размера пенсий лицам, уволенным с военной службы. С учетом значительного повышения размеров денежного довольствия военнослужащих Указом Президента Российской Федерации от 31.12. 2011 года №1745 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», и предусмотрено установить военнослужащим, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности указанных в перечне, оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности предусмотренной штатами. В связи с этим, с 01января 2012 года военным комиссариатом произведен пересмотр пенсий вышеуказанной категории пенсионеров и при исчислении пенсии оклад по должности стал применяться в размере 1,25 оклада по занимаемой на день увольнения должности.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и личного дела истца ФИО1 № №, полагает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в качестве офицера в звании .... в войсковой части, входящей в состав ядерного оружейного комплекса РФ, его выслуга составляет 29 лет. С ДД.ММ.ГГГГ истец получает пенсию по линии Министерства обороны РФ в Военном комиссариате Владимирской области (л.д.12).

Как усматривается из расчетных листков по исчислению пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ размер его пенсии составлял ..... С ДД.ММ.ГГГГ пенсия переназначена бессрочно и ее размер, исходя из 1,25 должностного оклада и с учетом ограничения ОДС 54% составил ..... (л.д.17,19).

Истец ФИО1 полагает, что Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1564 ему установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в размере 1,5 должностного оклада, которое не подлежит уменьшению, поскольку данный Указ не содержит норм, предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам.

С данным утверждением истца суд не может согласиться, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.

Согласно статье 43 данного Закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

На основании п. "а" ч. 1 ст. 49 указанного Закона, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", принятому в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", постановлено:

1. Установить размеры окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно приложению N 1.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, установить до 1 января 2012 г. размеры окладов по нетиповым воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, установленным пунктом 1 настоящего Постановления.

3. Применять оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 31 декабря 2011 года № 1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации", в Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", внесены изменения, и подпункт "г" пункта 3 изложен в следующей редакции:

установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации".

В Указе Президента РФ от 23 августа 2000 году № 1563 этот пункт излагался в следующей редакции:

установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Верховный Суд РФ в своем Определении от 18.10.2012 N АПЛ12-554 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.07.2012, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Указа Президента РФ от 31.12.2011 N 1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации", указал, что Указ от 23 августа 2000 г. N 1563 был издан Президентом Российской Федерации в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса, а также преемственности кадров в этом комплексе. Предусмотренное этим Указом дополнительное материальное обеспечение определенных категорий специалистов ядерного оружейного комплекса по своей правовой природе не относится к обязательным видам социального обеспечения, в том числе и определенный военнослужащим размер оклада по воинской должности, а является мерой социальной поддержки, оказываемой государством, как следует из преамбулы Указа, впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Федеральными законами от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившими в силу с 1 января 2012 г. (за исключением отдельных положений), изменено правовое регулирование обеспечения военнослужащих денежным довольствием и предоставления им дополнительных выплат.

Правительство Российской Федерации, исполняя предписание Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", постановлением от 5 декабря 2011 г. N 992 установило с 1 января 2012 г. оклады денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, размер которых существенно превышает (в 2,5 - 3 раза) ранее установленные оклады.

В связи с принятием указанных выше федеральных законов Президент Российской Федерации Указом от 31 декабря 2011 г. N 1745 внес изменения в некоторые ранее изданные им акты, в том числе в Указ от 23 августа 2000 г. N 1563, поручив Правительству Российской Федерации установить военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности.

Тем самым Президент Российской Федерации определил размер меры социальной поддержки военнослужащих - специалистов ядерного оружейного комплекса применительно к новым окладам по воинской должности, введенным с 1 января 2012 г., то есть с даты вступления в силу федеральных законов, изменивших регулирование обеспечения военнослужащих денежным довольствием и предоставления им дополнительных выплат. Соответственно, для указанной категории военнослужащих с этой же даты предусмотрено повышение вновь установленных окладов по воинской должности.

При этом объем ранее предоставлявшейся меры социальной поддержки в денежном выражении не снижен, а повышен за счет существенного увеличения размера окладов по воинским должностям, в процентном отношении к которым определяется размер дополнительного материального обеспечения. Следовательно, материальное положение военнослужащих и военных пенсионеров - специалистов ядерного оружейного комплекса не было ухудшено в результате принятия оспариваемой правовой нормы.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы в рамках нового правового регулирования предусматривал более высокий размер социальной поддержки военнослужащих - специалистов ядерного оружейного комплекса либо с иной даты и которому могло бы противоречить оспариваемое нормативное положение, не имеется.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 5 июня 2003 г. N 275-О, от 30 сентября 2004 г. N 428-О, от 5 ноября 2004 г. N 349-О, законодатель, исходя из особого правового статуса военнослужащих, вправе устанавливать им денежное довольствие за выполнение обязанностей военной службы, являющееся разновидностью вознаграждения за труд, в рамках специального правового регулирования, в том числе используя - с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на соответствующем этапе его развития - социально оправданную систему дополнительных выплат и льгот.

В рамках перехода к новой системе правового регулирования, осуществленного Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 1 января 2012 года, предполагающего изменение структуры денежного довольствия военнослужащих и повышение его размеров до уровня выше среднего оплаты труда в ведущих отраслях экономики России, изменение размера социальной поддержки специалистам в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение конституционных принципов справедливости и равенства перед законом, если не произошло абсолютное уменьшение денежного довольствия в целом.

Каких-либо запретов на такое изменение Президентом Российской Федерации установленных им же размеров окладов по воинской должности действующее законодательство не содержит.

К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в своем Определении
от 28.08.2012 N АПЛ12-510 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 20.06.2012 N ВКГПИ12-24, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 2 Указа Президента РФ от 31.12.2011 N 1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации".

При этом суд полагает несостоятельным довод истца ФИО1 о том, что Указом Президента РФ от 23.08.2000г. №1563 ему было установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в размере 1,5 должностного оклада. Данным Указом установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданскому персоналу, к которому истец не относился, при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики в сфере развития и безопасного функционирования ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии истца с 01 января 2012 года в части применения для ее исчисления оклада по воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной соответствующими штатами. В связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит полностью отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В иске ФИО1 к Военному комиссариату Владимирской области об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании недополученной пенсии- ОТКАЗАТЬ.

    Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья .... Н.В.Ильина

....

....

....

....