ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2909/2018 от 07.05.2018 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-2909/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

7 мая 2018 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,

при секретаре Соколовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности предоставить место в МБДОУ МО «Город Архангельск», расположенных на разумном географическом удалении от места проживания сына в МДОУ «Сосенка», «Золушка», «Ёлочка», «Ветерок».

В обоснование требований указала, что ее сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет в Департаменте образования мэрии г. Архангельска для определения в дошкольное образовательное учреждение. До настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено. Ответчиком незаконно отказано в получении доступа к бесплатному дошкольному образованию.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в иске отказать, поскольку несовершеннолетний ребенок истца поставлен на учет для обеспечения местом в дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности. Права на внеочередное обеспечение местом в дошкольном учреждении не имеет. Обеспечение несовершеннолетнего ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении без соблюдения очередности нарушает права других детей на доступность дошкольного образования. В настоящее время осуществляется комплектование дошкольных учреждений на новый учебный год. По имеющимся данным, место в МБОУ СШ ребенку истца будет предоставлено с ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства и муниципальных образований влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.

Установлено, что ФИО1 является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данный факт подтверждается свидетельством о рождении I-ИГ , выданным Архангельским территориальным отделом агентства ЗАГС Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на основании заявления родителей от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения дела место в детском саду не предоставлено.

Статьей 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.

В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25.11.1997.

Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.Администрация МО «Город Архангельск» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.

Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.08.2013 № 554 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее Порядок).

Согласно п. 1.1-1.2, 2 Порядка комплектование муниципальных образовательных учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 15 апреля до 01 сентября при наличии свободных мест в учреждении в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). В указанные учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

Постановлением мэрии г. Архангельска от 05.08.2014 № 654 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения муниципального образования «Город Архангельск», реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящиеся в ведении департамента образования мэрии г. Архангельска.

Согласно п. 3.4 Регламента решение о комплектовании учреждений принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных учреждений МО «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования. Основанием для принятия решения о предоставлении услуги является наличие свободных мест в учреждениях, согласно письменной заявке, которая ежемесячно представляется руководителями учреждений в департамент образования.

Доказательства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка комплектования групп в дошкольных образовательных учреждениях детьми соответствующего ребенку истца возраста в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют сведения о том, что истец выражал свое согласие на комплектование в любое дошкольное учреждение г. Архангельска и ответчиком такая просьба отклонена.

Доказательств того, что ребенок истца в силу закона имеет право на внеочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении суду не представлено.

Все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Реализация родителями несовершеннолетнего конституционных прав на получение их ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ребенка истца, либо имеющих в силу закона право на внеочередное предоставление места в дошкольном учреждении.

Кроме того, превышение количества воспитанников в детских учреждениях города более установленных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и как следствие, применение санкций к дошкольному образовательному учреждению.

При таких обстоятельствах, предоставление места в детском саду ребенку истца, не имеющему права на внеочередное предоставление места в дошкольном учреждении, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее данного ребенка, а также интересов детей, имеющих право на внеочередное предоставление места в дошкольном учреждении, а также законных интересов детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города.

При этом, не могут быть приняты судом во внимание доводы истца об отказе администрации МО «Город Архангельск» в получении доступа к бесплатному дошкольному образованию, поскольку ребенок поставлен в общегородскую очередь на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, очередь приема детей имеет движение, в настоящее время осуществляется комплектование дошкольных учреждений, списки детей будут подготовлены к 01.06.2018.

На основании вышеизложенного, иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении иска к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2018 года.

Председательствующий И.А. Валькова