Дело № 2-2909/2022 15 июля 2022 г.
.....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Зайнулина А.В.
при секретаре Пазлиевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Дворецкого ФИО6 к публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Дворецкий ФИО5 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ПАО «МТС») о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование искового заявления истец указал, что является абонентом иного оператора связи, имеет сим-карту с абонентским номером ...... При этом ответчик предоставляет как своим абонентам, так и абонентам других операторов, подключившимся к программе «Кэшбек МТС», скидку в виде начисления кэшбэка. Истец, являясь участником указанной программы и выполнив необходимые действия, получил кэшбэк в размере 900 рублей. Однако 26.03.2022 истец обнаружил, что ответчик необоснованно списал кэшбэк в указанном размере. По мнению истца, указанные обстоятельства нарушили его права как потребителя и причинили ему нравственные страдания, которые ответчик должен компенсировать. Учитывая изложенное, истец просил взыскать с ПАО «МТС» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей (л.д. 3, 4).
Истец ФИО1 в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ПАО «МТС» о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, предоставил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д.25).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец, на основании заключенного с ПАО «МТС» договора об оказании услуг подвижной связи, является абонентом ответчика по номеру ...... При этом истец является абонентом иного оператора связи с выделением ему телефонного номера .....
Ответчик предоставляет своим абонентам, а также абонентам других операторов связи доступ к сервису «МТС Cashback», согласно которому участник сервиса имеет возможность получать скидку (кэшбэк или cashback), в виде бонусных рублей кэшбэка, на услуги связи, предоставляемые в рамках договора абонента с ответчиком; на услуги «Весь МТС», на товары в салонах-магазинах МТС, на акции проводимые МТС или партнерами сервиса, за совершение действий, определенных правилами сервиса.
Порядок пользования указанным сервисом, основания и способы получения скидки, а также ее использования, урегулированы в правилах сервиса «МТС Cashback», утвержденных ответчиком (далее – Правила сервиса).
В соответствии с указанными правилами, кэшбэк – скидка на услуги связи, предоставляемые в рамках договора абонента с МТС, скидка на услуги «Весь МТС», на товары в салонах-магазинах МТС, на акции проводимые МТС или партнерами сервиса. Кэшбек начисляется участникам за совершение действий, определенных Правилами сервиса.
Участником является абонент или пользователь, который зарегистрировался в сервисе в соответствии с настоящими Правилами. Абонентом является физическое лицо, заключившее с оператором договор об оказании услуг связи, пользователем – физическое лицо, являющееся пользователем услуг в рамках договора, заключенного с корпоративным абонентом.
Абоненты любого оператора связи вправе быть участниками сервиса «МТС Cashback», если используют услуги (сервисы) ПАО «МТС» или его партнеров.
Сервис МТС Cashback – это программа лояльности ПАО «МТС» для физических лиц, в рамках которой участник может накапливать кэшбэк за совершение покупок и/или других целевых действий у партнеров сервиса, за совершение действий, предусмотренных условиями специальных предложений (акций) МТС и/или партнера, и/или за совершение целевых действий в платежном сервисе, а также расходовать накопленный кэшбэк в соответствии с правилами сервиса и получать информацию о специальных акциях и предложениях МТС и партнеров сервиса.
Согласно п. 5.1 Правил сервиса «МТС Cashback» участникам доступны следующие варианты расходования кэшбэка: расходование кэшбэка на услуги, предоставляемые в рамках договора, заключенного с любым абонентом МТС; расходование кэшбэка на услуги «Весь МТС»; расходование кэшбэка на получение скидки на товары в салонах-магазинах МТС, включая заказы в интернет-магазине МТС при выбранном способе доставки «самовывоз в салоне связи МТС», на расходование кэшбэка в рамках акций, проводимых МТС или партнерами сервиса.
Таким образом, в соответствии с Правилами сервиса, кэшбэк (скидка), которая предоставляется участникам сервиса при оказании им услуг или при приобретении ими товаров, по возмездным договорам.
Следовательно, на спорные правоотношения, связанные с необоснованным списанием кэшбэка распространяется действие законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ..... «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
В соответствии с абз. 8 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» под недостатком товара (работы, услуги) понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно п. 3.1.4 Правил сервиса «МТС Cashback», кэшбэк начисляется за совершение целевых действий в рамках акций (специальных предложений), проводимых МТС или партнерами сервиса. Порядок начисления кэшбэка определяется условиями соответствующей акции (специального предложения), опубликованными на сайте МТС, сайте сервиса, приложении или сайте партнера.
Кэшбэк учитывается на виртуальном счетчике, привязанном к абонентскому номеру (п. 3.2 Правил сервиса).
Обращаясь с рассматриваемым иском в суд о взыскании с ПАО «МТС» компенсации морального вреда, истец утверждает, что ответчик нарушил его права потребителя, поскольку со счета его абонентского номера необоснованно списан кэшбэк в размере 900 рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 04.07.2018 по 04.07.2022 у ответчика действовала акция «Пригласи друга в сервис МТС Cashback».
Согласно п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 5.3, 5.4 Правил указанной акции (л.д. 50), абонент, зарегистрированный в сервисе «МТС Cashback», может направить любому незарегистрированному абоненту или пользователю приглашение с уникальным промокодом на осуществление регистрации в указанном сервисе. При этом оба абонента получат вознаграждение в виде кэшбэка, в случае регистрации приглашенного абонента (пользователя) в сервисе «МТС Cashback» и совершение в указанном сервисе покупки, оплаты, целевого действия. Кэшбэк по акции начисляется обоим абонентам в течение 24 часов после начисления кэшбэка за действие (покупку, оплату, целевое действие), совершенное приглашенным абонентом. По факту начисления за участие в акции оба абонента получат уведомление с информацией о сумме начисленного кэшбэка.
Из материалов дела следует, что 29.09.2021 истец, являющийся абонентом ответчика с номером ....., зарегистрированным в сервисе «МТС Cashback», отправил на свой номер ..... предоставленный другим оператором связи, приглашение на осуществление регистрации в указанном сервисе. В этот же день истец зарегистрировал номер ..... в сервисе «МТС Cashback» с использованием промокода, отправленного с номера ....., и совершил целевое действие (оплату покупки), через указанный сервис.
Во исполнение условий акции «Пригласи друга в сервис МТС Cashback» 29.09.2021 на номер ..... начислен кэшбэк в размере 250 рублей.
Вместе с тем, согласно п. 1.5 Правил акция «Пригласи друга в сервис МТС Cashback» регистрация в сервисе «МТС Cashback» с промокодом участника одним лицом (при совпадении ФИО и паспортных данных пригласившего и приглашенного участника и (или) при регистрации с одного устройства и ip-адреса) запрещена.
Таким образом, истец зарегистрировав в сервисе «МТС Cashback» номер ..... с использованием промокода, направленного со своего же номера ..... нарушил условия акции «Пригласи друга в сервис МТС Cashback», тем самым необоснованно получив кэшбэк в размере 250 рублей.
В связи с этим суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно списал 24.03.2022 с виртуального счетчика абонентского номера ..... кэшбэк в размере 250 рублей, как полученный истцом с нарушением правил вышеуказанной акции.
При этом суд приходит к выводу, что нарушение правил акции «Пригласи друга в сервис МТС Cashback» не свидетельствует о необоснованности регистрации в сервисе «МТС Cashback» и не аннулирует ее, поскольку ФИО1 произвел регистрацию номера ..... в соответствии с условиями данного сервиса.
Как установлено судом, ФИО1 провел регистрацию номера ..... в сервисе «МТС Cashback» с промокодом, несоответствующим правилам акции «Пригласи друга в сервис МТС Cashback». Последствием такого действия является не получение кэшбэка в рамках указанной акции, а не прекращение регистрации в сервисе МТС «Cashback».
Учитывая изложенное, суд исходит из того, что с 29.09.2021 номер истца ..... зарегистрирован в сервисе «МТС Cashback», а истец является участником данного сервиса. При этом правила сервиса «МТС Cashback» не содержат запрета одному и тому же лицу регистрировать в сервисе несколько абонентских номеров.
Факт того, что ФИО1 является участником сервиса «МТС Cashback» с абонентским номером ..... также подтверждается снимком экрана электронного устройства (скришотом), предоставленным ответчиком, содержащим сведения из программы «МТС Кэшбэк» (л.д. 29). Из содержания указанного скриншота следует, что по состоянию на 03.04.2022 (после списания 24.03.2022 всего накопленного на виртуальном счетчике кэшбэка), указанный абонентский номер по-прежнему имеет статус зарегистрированного в сервисе.
Также из содержания указанного скриншота следует, что помимо кэшбэка в размере 250 рублей, начисленного за акцию «Пригласи друга в сервис МТС Cashback», на виртуальный счетчик абонентского номера ..... начислен кэшбэк за автоплатеж на баланс номера МТС: 29.09.2021 в размере 100 рублей, 29.10.2021 в размере 100 рублей, 29.11.2021 в размере 100 рублей, 29.12.2021 в размере 100 рублей, 29.01.2022 в размере 100 рублей, 28.02.2022 в размере 100 рублей, 19.03.2022 в размере 50 рублей, всего начислен кэшбэк в размере 650 рублей.
Однако 24.03.2022 ответчик вместе с кэшбэком в размере 250 рублей, начисленным за акцию «Пригласи друга в сервис МТС Cashback», также списал кэшбэк в размере 650 рублей, начисленный истцу за автоплатеж на баланс номера МТС.
При этом каких-либо оснований для списания указанного кэшбэка ответчик не привел, доказательств нарушения истцом Правил сервиса «МТС Cashback» при получении указанного кэшбэка не привел. В деле таких доказательств не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик необоснованно списал с виртуального счетчика абонентского номера ..... кэшбэк в размере 650 рублей, чем лишил истца права воспользоваться скидкой в указанном размере при приобретении товаров и услуг ПАО «МТС» и его партнеров.
Доказательств отсутствия своей вины в данном нарушении (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), в том числе доказательств неисправности оборудования потребителя, иных обстоятельств, за которые не отвечает оператор, ответчиком в суд не представлено. В деле таких доказательств не имеется.
В силу п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ..... «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Доказательств отсутствия его вины в допущенном нарушении ответчиком в суд не представлено.
Исходя из фактических обстоятельств, при которых истцу был причинен моральный вред, учитывая характер и степень нравственных страданий истца, характер допущенного ответчиком нарушения права и его соотношение с охраняемым законом интересом истца, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, в соответствии со ст.ст. 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса РФ суд определяет подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 рублей.
Удовлетворяя требования истца, связанные с нарушением его прав как потребителя, которые не были удовлетворены ответчиком в добровольном порядке, руководствуясь п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ..... суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 50 % от присужденной истцу суммы, что составляет 100 рублей.
При этом довод ответчика, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку в производстве Северодвинского городского суда имеется исковое заявление ФИО1 с основанием и предметом, схожим с настоящим исковым заявлением, судом отклоняется в силу следующего.
Северодвинским городским судом Архангельской области рассмотрено гражданское дело ..... по иску ФИО1 к ПАО «МТС» о взыскании компенсации морального вреда. Решение суда от 28.06.2022, вынесенное по итогам рассмотрения данного гражданского дела, не вступило в законную силу.
Однако основанием искового заявления, рассмотренного в рамках гражданского дела ....., является нарушение прав потребителей в результате непредоставления истцу необходимой и достоверной информации об услуге и ее свойствах, что не позволило ему совершить правильный выбор.
Учитывая, что основания искового заявления по данному гражданскому делу и иска по гражданскому делу № 2-2717/2022, различаются, то причин для оставления настоящего иска без рассмотрения в соответствии с абз. 5 ст. 222 ГПК РФ не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дворецкого ФИО7 (.....) к публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» (.....) о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в пользу Дворецкого ФИО8 компенсацию морального вреда в размере 200 рублей 00 копеек, штраф в размере 100 рублей 00 копеек, а всего – 300 (триста) рублей 00 копеек.
Взыскать с публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий | А.В. Зайнулин |
В окончательной форме решение принято 22.07.2022