ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-290/13 от 05.04.2013 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

дело № 2-290/2013

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск 05 апреля 2013 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре Ивановой Л.В.,

с участием заявителя ФИО1,

представителя Отдела социальной защиты населения и труда в Горнномарийском районе руководителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения отдела социальной защиты населения и труда в Горномарийском районе Республики Марий Эл,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения руководителя Отдела социальной защиты населения и труда в Горномарийском районе (далее - ОСЗН) от 26 февраля 2013 г. об отказе в выплате ей материнского капитала и возложении обязанности устранить допущенное нарушение. В обоснование заявленных требований указала, что 28.01.2013 г. обратилась в ОСЗН с заявлением о выплате материнского капитала и представила необходимые документы. 26.02.2013 г. получила отказ в указанной выплате. Считает данный отказ безосновательным, нарушающим ее право на распоряжение материнским капиталом. Те федеральные законы, на которые ссылается ОСЗН в решении об отказе, не должны противоречить конституционным правам и склонять заявителя к действиям, противоречащим ее религиозным убеждениям. Указанные законы содержат принципы добровольности волеизъявления лица, а не обязательности, как это указано в решении об отказе. В ОСЗН уже имеются все необходимые сведения о персональных данных членов семьи заявителя, поскольку семья заявителя является многодетной и получает пособие. Ссылка в обжалуемом решении на представление документов не в полном объеме и с зачеркнутыми словами не соответствует действительности, документы в ОСЗН представлены все, исправлений в них не имеется.

В суде заявитель ФИО1 заявленные требования уточнила, просила признать незаконным решение руководителя Отдела социальной защиты населения и труда в Горномарийском районе (далее - ОСЗН) от 26 февраля 2013 г. об отказе в выплате материнского капитала и обязать ОСЗН устранить допущенное нарушение, т.е. произвести выплату ей материнского капитала в соответствии с законом.

Представитель заинтересованного лица Отдела социальной защиты населения и труда в Горномарийском районе ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась, в возражение пояснила, что при обращении ФИО1 в ОСЗН не представлено согласие заявителя на обработку персональных данных ее супруга ФИО3 и несовершеннолетних детей, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 2010-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Отсутствие письменного согласия заявителя на обработку персональных данных послужило поводом для отказа в выплате ФИО1 материнского капитала. Часть заявления о даче такого согласия ФИО1 зачеркнула. Документы, которые необходимо представить с заявлением о выплате материнского капитала, представлены в полном объеме.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

В силу п. 1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Поскольку оспариваемый отказ в предоставлении документов был направлен заявителю 26 февраля 2013 г., а ФИО1 обратилась в суд за его оспариванием 21 марта 2013 г., срок для обжалования решения ОСЗН заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 г. № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» одному из родителей (усыновителей) по их выбору, одинокому родителю (усыновителю) при рождении (усыновлении) четвертого или последующего ребенка (детей) предоставляется единовременная выплата материнского капитала при соблюдении на дату обращения за ней следующих условий:

наличие гражданства Российской Федерации у лица, обратившегося за предоставлением единовременной выплаты материнского капитала (далее - заявитель), его супруга (супруги) и ребенка (детей), на которого (которых) предоставляется единовременная выплата материнского капитала;

регистрация заявителя и членов его семьи по месту жительства на территории Республики Марий Эл в течение последних трех лет;

наличие у семьи заявителя статуса многодетной семьи, установленного в соответствии с настоящим Законом;

истечение одного года со дня рождения (усыновления) четвертого или последующего ребенка (детей);

заявителем или его супругом (супругой) ранее не реализовано право на получение единовременной выплаты материнского капитала в соответствии с настоящим Законом.

Порядок предоставления и индексации единовременной выплаты материнского капитала устанавливается Правительством Республики Марий Эл (ч. 6 ст. 11.1 указанного закона).

Пунктами 7, 9, 10, 11 постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 января 2012 г. № 14 «Об утверждении Порядка предоставления и индексации единовременной выплаты материнского капитала» предусмотрено, что заявитель обращается в отдел (управление) социальной защиты населения и труда в районах и городах Республики Марий Эл (далее - орган социальной защиты населения) по месту регистрации заявителя с заявлением по установленной форме и представляет следующие документы:

копии паспортов либо иных документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

копия документа, подтверждающего статус многодетной семьи;

копии свидетельств о рождении (усыновлении) детей;

документ, подтверждающий неполучение материнского капитала по месту регистрации другого родителя (усыновителя) (в случае раздельного проживания);

копия документа, содержащего сведения о расчетном счете заявителя;

копия документа, подтверждающего наличие регистрации по месту жительства на территории Республики Марий Эл в течение последних трех лет для членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста;

справка из органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие случаев совершения заявителем или его супругом (супругой) в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

Руководитель органа социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении материнского капитала принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении материнского капитала.

Решение о предоставлении материнского капитала принимается на основании представленных заявителем документов.

Основанием для принятия решения об отказе в приеме документов является предоставление заявителем документов, содержащих подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, а также серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание; предоставление документов не в полном объеме.

Как установлено судом, 28 января 2013 г. ФИО1 обратилась в ОСЗН с заявлением о выплате материнского капитала, приложив к нему все выше перечисленные документы. Заявление предусматривало дачу заявителем согласия на обработку его персональных данных в целях предоставления единовременной выплаты материнского капитала.

ФИО1 отказалась дать такое согласие, вычеркнув его из заявления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - ФЗ «О персональных данных») к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Статьей 6 ФЗ «О персональных данных» определены условия обработки персональных данных.

При этом в ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» перечислены случаи, когда допускается обработка персональных данных. В частности, к таким случаям отнесены случаи, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (пункт 1); когда обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг (пункт 4).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что каждый из перечисленных в ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» случаев является самостоятельным основанием обработки персональных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Частью 4 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Обратившись в ОСЗН с заявлением о предоставлении единовременной выплаты материнского капитала и приложив к нему необходимые предусмотренные законодательством документы, ФИО1 фактически выразила свое согласие на передачу и обработку своих персональных данных, необходимых для предоставления услуги, в форме, предусмотренной ч. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных».

Ни Федеральным законом «О персональных данных», ни Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не установлено, что обработка персональных данных гражданина в целях предоставления ему государственных или муниципальных услуг должна осуществляться только с его письменного согласия на это, в связи с чем письменного заявления ФИО1 на обработку ее персональных данных для предоставления выплаты материнского капитала не требовалось.

Заявление о предоставлении государственной услуги (услуги по предоставлению выплаты материнского капитала) с приложенными к нему документами ФИО1 не отзывала, от предоставления услуги не отказывалась, поэтому отказ дать согласие на обработку персональных данных, получение которого в силу закона необязательно, не являлся основанием для отказа в получении государственной услуги.

Из объяснений участников судебного разбирательства следует, что все предусмотренные п. 7 постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 января 2012 г. № 14 документы были представлены в ОСЗН. А зачеркивание в заявлении на получение социальной выплаты согласия на обработку персональных данных не препятствовало работникам ОСЗН однозначно истолковать содержание представленных документов.

При таких обстоятельствах у заинтересованного лица не имелось законных оснований для отказа предоставлении выплаты материнского капитала. Тем более, что из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что документы у ФИО1 28.01.2013 г. были приняты ОСЗН, а потом возвращены заявителю вместе с отказом в предоставлении государственной услуги.

Кроме того, ч. 2 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В пункте 4 части 1 статьи 6 ФЗ «О персональных данных» предусмотрено такое основание как предоставление государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Заявитель и представитель заинтересованного лица подтвердили, что заявитель уже представляла свои персональные данные для получения пособия многодетной семье, что свидетельствует о получении ранее согласия ФИО1 на обработку ее персональных данных.

Ссылку заинтересованного лица в обоснование отказа на положения п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» суд находит несостоятельной, поскольку предусмотренная в данной норме закона обязанность дополнительного представления согласия на обработку персональных данных для предоставления государственной или муниципальной услуг касается случаев обработки персональных данных лиц, не являющихся заявителями. Заявитель же ФИО1 отказалась дать письменное согласие на обработку своих персональных данных.

Таким образом, анализ изложенных обстоятельств и представленных сторонами доказательств позволяет суду прийти к выводу об обоснованности заявленных требований, заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с заинтересованного лица в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная ею при подаче заявления, в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ Отдела социальной защиты населения и труда в Горномарийском районе Республики Марий Эл в единовременной выплате ФИО1 материнского капитала незаконным.

Обязать Отдел социальной защиты населения и труда в Горномарийском районе Республики Марий Эл устранить допущенное нарушение прав заявителя и предоставить материнский капитал ФИО1 в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 января 2012 г. № 14.

Взыскать с Отдела социальной защиты населения и труда в Горномарийском районе Республики Марий Эл в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Шахова К.Г.

решение принято в окончательной форме 05 апреля 2013 г.