Судья Сангаджиев Д.Б. № 2-290/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Троицкое 15 сентября 2014 года
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Сангаджиева Д.Б.,
при секретаре Басханджиевой Е.Г.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заявителя ФИО2,
представителя органа, чье действие обжалуется, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Троицкое СМО) об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, мотивируя следующим.
25 июля 2014г. временно исполняющим обязанности главы администрации Троицкого СМО ФИО4 ей отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «Для индивидуального жилищного строительства» на «Под здание магазина». Данный отказ, по мнению заявителя, нарушает ее права собственника и противоречит положениям гл.11 и гл.1.1 Земельного кодекса РФ.
С обоснованием отказа - наличием нарушений положений п.4 ст.11.9 Земельного кодекса РФ и ст.38 Градостроительного кодекса РФ не согласна, полагая, что эти нормы не содержат запрет или каких-либо ограничений на изменение вида разрешенного использования земельного участка с первоначальным разрешенным видом использования «под индивидуальное жилищное строительство» на иное. Ответчик объективных причин отказа не указал, сославшись лишь на нарушение процесса разделения земельных участков, что не входит в его компетенцию.
Просит признать решение администрации Троицкого СМО от 25 июля 2014г. №571 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № незаконным и обязать изменить вид разрешенного использования этого земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «под здание магазина».
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заявителя ФИО2 поддержала заявление ФИО1 и пояснила, что земельный участок площадью 1285 кв.м. по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства разделен на два земельных участка площадью 1236 кв.м. под индивидуальное жилищное строительство и площадью 49 кв.м. под магазин. ФИО1 обратилась в кадастровую палату о разделении земельного участка, указав площадь 1236 кв.м. и 49 кв.м. и 14 августа 2013г. получила кадастровый паспорт. На земельном участке площадью 49 кв.м. возведен магазин. В 2012г. обратилась за государственной регистрацией права собственности на образованные земельные участки. Но ей было в этом отказано в связи с нарушением процедуры оформления. Земельный участок, выделенный под магазин, полностью соответствует Правилам землепользования и застройки, его площадь не более 50 кв.м. Оставшийся большой участок не изменил своего назначения и предназначен под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 1236 кв.м. Объективные причины отказа администрация Троицкого СМО не указала, сославшись на Правила землепользования и застройки от 20 декабря 2013г., которые не содержат оснований отказа в изменении разрешенного использования земельного участка.
Представитель органа, чье действие обжалуется, - юрист администрации Троицкого СМО ФИО3, действующий на основании доверенности от 27 ноября 2013г., требования ФИО1 не признал и пояснил, что в 2012-2013г.г. вопросом изменения вида разрешенного использования земельных участков занимался Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Целинного РМО. С весны 2014г. полномочия по рассмотрению заявлений об изменении разрешенного использования земельного участка переданы администрации Троицкого СМО. 20 декабря 2013г. решением Собрания депутатов Троицкого СМО утверждены Правила землепользования и застройки Троицкого СМО РК, применительно к с.Троицкое. В июне 2014г. ФИО1 обратилась с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, образовавшегося при разделе земельного участка «для индивидуального жилищного строительства». Раздел земельного участка произведен в нарушение п.4 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, так как не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких участках объектов недвижимости. Площадь земельного участка с кадастровым номером № меньше определенной ст.38 Градостроительного кодекса РФ и п.2 ст.19.1.1 Правил землепользования и застройки Троицкого СМО. На заявление ФИО1 направлено письмо рекомендательного характера. Решение не принималось, так как документы не соответствовали требованиям и не рассматривались комиссией. Просит отказать в удовлетворении заявления ФИО1
Представитель Целинного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК ФИО5 в судебное заседание не явилась, направив письменное возражение, согласно которому после раздела земельного участка с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» на два земельных участка ФИО1 должна была зарегистрировать права собственности на образованные участки и прекратить право собственности на исходный. Разрешенное использование образованных участков должно остаться прежним. В государственной регистрации права собственности на вновь образованные участки отказано на основании абзацев 4,8 пункта 1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». В удовлетворении заявленных ФИО1 требований просила отказать.
Суд, выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необоснованности требований ФИО1 и необходимости отказа в их удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с ч.3 указанной статьи целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В силу ч. 4 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.Согласно ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с ч.1 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст.19 Правил землепользования и застройки Троицкого СМО, применительно к с.Троицкое (далее Правила) жилые зоны населенных пунктов Троицкого СМО предназначены в качестве основной функции для постоянного проживания населения и с этой целью подлежат застройке малоэтажными жилыми домами с приусадебными земельными участками. В жилых зонах допускается в качестве вспомогательной функции размещение отдельно стоящих и встроенно-пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения данного жилого образования, культовых зданий, автостоянок, промышленных и коммунально-складских объектов, для которых не требуется организация санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные воздействия).
В соответствии со ст.19.1.1 Правил в перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне Ж1 входят основные виды – индивидуальные жилые дома, условно разрешенные виды использования – магазина продовольственные и промтоварные площадью не более 50 кв.м. Параметры разрешенного строительства и / или реконструкции объектов капитального строительства зоны Ж1: максимальная площадь земельного участка 1500 кв.м., минимальная – 300 кв.м.
Согласно ч.1 ст.11 Правил изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории села осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов и иных требований в соответствии с действующим законодательством. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в соответствии с документацией по планировке территории, допускается только при условии внесения изменений в соответствующую документацию по планировке территории в порядке, установленном статьями 45,46 Градостроительного кодекса РФ.
В силу ч.5 этой же статьи Правил образование новых земельных участков путем разделения или выдела допускается при условии сохранения установленных настоящими Правилами разрешенного использования, минимальных параметров земельных участков, обеспечения требований технических регламентов, градостроительных нормативов, в том числе, обеспечение свободного доступа ко вновь образованным земельным участкам с улицы, переулка, проезда.
Допрошенная по ходатайству представителя администрации Троицкого СМО ФИО7, являющаяся специалистом администрации Троицкого СМО по градостроительной деятельности, показала, что с апреля 2014г. переданы полномочия по рассмотрению вопросов землепользования, в том числе изменения разрешенного использования земельных участков. ФИО1 обратилась 25 июня 2014г. с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка «под магазин», образовавшегося после раздела земельного участка площадью 1285 кв.м. Ей было отказано, так как при разделе земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, у новых земельных участков должно остаться то же разрешенное использование. Земельный участок, об изменении назначения которого просила ФИО1, меньше по площади, необходимой для ИЖС. ФИО1 отправлено письмо рекомендательного характера.
Из заявления ФИО1 на имя и.о. главы администрации Троицкого СМО ФИО4 от 26 июня 2014г. усматривается, что в связи с необходимостью выделения земельного участка под здание магазина просит изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для индивидуального жилищного строительства» на «под здание магазина», площадью 49 кв.м., образовавшегося при разделе земельного участка площадью 1285 кв.м. по адресу: <адрес>. Одновременно просила сообщить о нормативных актах органов местного самоуправления, регулирующих вопросы определения видов разрешенного использования земельных участков и минимальный размер земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Из письма вр.и.о. главы администрации Троицкого СМО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что вновь образованные участки сохраняют характеристики первоначального земельного участка, а поскольку раздел земельного участка произведен с нарушениями, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не может быть принято.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 1285 кв.м., расположенный по адресу: РК, <адрес> кадастровым номером №
Постановлением главы администрации Целинного РМО № от ДД.ММ.ГГГГг. образованы два новых земельных участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № находящегося в собственности ФИО1: земельный участок, площадью 1236 кв.м. с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» и земельный участок, площадью 49 кв.м., с разрешенным использованием «под здание магазина».
Из кадастрового паспорта от 14 августа 2013г. следует, что кадастровый номер земельного участка № с разрешенным использованием под здание магазина, площадь 49 +/- 2 кв.м. по адресу: <адрес>
Из сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в связи с несоблюдением предельных размеров земельных участков и самостоятельным изменением целевого назначения земельного участка с индивидуального жилищного строительства на под здание магазина.
Согласно действующему законодательству после раздела земельного участка вновь образованные земельные участки сохраняют целевое назначение первоначального земельного участка и должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним.
Оснований для принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, образованного при разделе земельного участка ФИО1, у органа местного самоуправления не имелось, поскольку площадь земельного участка менее 300 кв.м., что не соответствует требованиям, установленным Правилами землепользования и застройки, для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
Довод представителя заявителя ФИО2 о том, что принятые 22 декабря 2013г. Правила землепользования и застройки не могут применяться при рассмотрении заявления ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, процедура оформления которого начата в 2013г., судом признается необоснованным, поскольку обращение ФИО1 с указанным заявлением имело место в июне 2014г.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности заявления ФИО1 и необходимости отказа в его удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Целинный районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий судья Д.Б. Сангаджиев