Дело № 2–290/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Жуковой А.А.,
с участием старшего помощника Прокурора города Хабаровска Серга Ю.В., доверенность Прокурора на право полного или частичного отказа от исковых требований, уменьшение их размера, изменения предмета или основания иска, от ДАТА,
представителя ответчика – Администрации города Хабаровска – ФИО1, действующей по доверенности от ДАТА. действительной по ДАТА.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Хабаровска о возложении обязанности. В обоснование иска указав, что прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры Хабаровского края от 14.11.2016 № проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ при прохождении отопительного сезона 2016/2017 годов. В ходе проверки установлено, что в настоящее время на территории Кировского района города Хабаровска выявлено 11 бесхозяйных сетей водоснабжения, расположенных по адресам: насосная станция <адрес>; водопроводная сеть ул. <адрес>; протяж. 42; водопроводная сеть <адрес>; протяж.82,5; водопроводная суть <адрес> протяж. 188,5; водопроводная сеть жилой дом по <адрес>; протяж.148,9; водопроводная сеть от <адрес> до здания ВНС по <адрес> протяж. 58,0; водопроводная сеть Детская больница, <адрес>, протяж.38,0; водопроводная сеть <адрес> протяж.52,5; водопроводная сеть <адрес>; протяж.34,0; водопроводная сеть <адрес>; протяж.19,7; водопроводная сеть водопровод по <адрес>; протяж.36,4, водопроводная сеть <адрес>. Постановлением администрации города Хабаровска от 28.10.2014 № утверждена муниципальная программа «Развитие инженерной инфраструктуры города Хабаровска на 2014-2020 годы». В соответствии с п.2.1 целями Программы являются повышение надежности предоставления услуг по тело-, водо-, электроснабжению и водоотведению объектов жизнеобеспечения населения; уменьшение повреждений на сетях электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов жизнеобеспечения населения. В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжением администрации города Хабаровска от 12.08.2016 № утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных коммуникаций. В соответствии с данным порядком подготовительную работу и формирование перечней бесхозяйных инженерных коммуникаций (БИК) осуществляет управление энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций и другие отраслевые подразделения администрации города. Перечни БИК утверждаются отраслевыми подразделениями администрации города. Утвержденные БИК с прилагаемыми принципиальными схемами размещения объектов направляются в департамент муниципальной собственности администрации города для подготовки проектов постановления администрации города о передаче указанных объектов на содержание и техническое обслуживание предприятиям – сетедержателем. Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска после получения изготовленной и согласованной с предприятием – сетедержателем технической документации на БИК ДМС администрации города проводит работу по постановке этих объектов в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю на учет как бесхозяйных. Вместе с тем, до настоящего времени работа по постановке на регистрационный учет как бесхозяйных в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю администрацией города не проведена в отношении <данные изъяты> бесхозяйных сетей водоснабжения в Кировском районе города Хабаровска. Соответственно уклонение администрации города Хабаровска от принятия мер к постановке его на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного объекта свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства ответственными должностными лицами администрации г. Хабаровска, гражданского законодательства в части принятия мер к постановке объекта сетевого хозяйства на учет как бесхозяйного. Указанные объекты водоснабжения являются объектом недвижимого имущества, прочно связанного с землей, расположены по указанным выше адресам, которые согласно административно-территориальному делению относятся к Кировскому району города Хабаровска.
Просят обязать администрацию города Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей водоснабжения, расположенных в Кировском районе г. Хабаровска по адресам:
- насосная станция <адрес>, протяж.86;
- водопроводная сеть <адрес>; протяж.82,5;
- водопроводная суть <адрес>; протяж. 188,5;
- водопроводная сеть жилой дом по <адрес>; протяж.148,9;
- водопроводная сеть от <адрес> до здания ВНС по <адрес>», протяж. 58,0;
- водопроводная сеть Детская больница, <адрес>, протяж.38,0;
- водопроводная сеть <адрес>», протяж.52,5;
- водопроводная сеть <адрес>; протяж.34,0;
- водопроводная сеть <адрес>; протяж.19,7;
- водопроводная сеть водопровод по <адрес> протяж.36,4;
- водопроводная сеть <адрес>; как бесхозяйных объектов путем направления заявлений в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №.
В судебном заседании представитель процессуального истца исковые требования поддержала и уточнила, в связи с предоставлением технической документации на части объектов, изменением наименования объектов и их протяженности, постановкой части объектов на учет как бесхозяйных, просит обязать администрацию г. Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей водоснабжения, расположенных в Кировском районе г. Хабаровске по адресам:
1. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 44 п.м.;
2. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 19,70 п.м.;
3. водопроводная сеть <адрес> протяженностью 120,75 п.м.;
4. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 152,12 п.м.;
5. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 52,60 п.м.;
6. водопроводная сеть <адрес>, протяженностью 39,60 п.м.;
7. водопроводная сеть <адрес>, протяженностью 147,45 п.м.;
8. водопроводная сеть от <адрес> до здания ВНС по <адрес>», протяженностью 115,60 п.м.;
9. сеть водопровода по <адрес>, протяж. 34;
10. водопроводная насосная станция по <адрес>, протяженностью 62,6 кв.м, как бесхозяйных объектов с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №, с целью внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва на иск о том, что по итогам проведения электронных аукционов заключены муниципальные контракты на проведение работ по технической инвентаризации и изготовлению технических планов на бесхозяйные инженерные сети. Согласно приложению № к муниципальным контрактам, в перечень бесхозяйных объектов, подлежащих технической инвентаризации включены вышеназванные сети водоснабжения. Дата окончания исполнения муниципальных контрактов 01.12.2017г. и 15.12.2017г. Информация о заключенных контрактах размещена в реестре контрактов закрытой части сайта Единой информационной системы в сфере закупок. На сегодняшний день проведены работы по инвентаризации сетей водоснабжения. По результатам инвентаризации изготовлены технические паспорта (копии прилагаются). Таким образом, доводы прокурора о том, что администрация г. Хабаровска уклоняется от принятия мер к постановке на учет в регистрирующем органе в качестве бесхозяйного объекта недвижимости несостоятельны. Следует отметить, что действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления принимать меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения. Согласно действующему законодательству, постановка объекта недвижимости на учет как бесхозяйного носит заявительный характер и законодательство не обязывает, а предоставляет право органу местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество. Понуждение администрации города Хабаровска к обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанного объекта на учет как бесхозяйного, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст. 12 Конституции России, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, и ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ, согласно которой муниципальные образования по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Дополнительно указала, что в случае удовлетворения исковых требований просит установить срок для исполнения решения суда в 6 месяцев, т.к. с 27 декабря 2017 года Федеральная службу государственной регистрации, кадастра и картографии перешла на новую версию ФГИС ЕГРИН и подача документов на государственную регистрацию и кадастровый учет по объектам, расположенным на территории Хабаровского края возможна только через сервисы «личного кабинета» портала Росреестра. Ранее, в открытой части портала Росреестра была реализована возможность подачи заявлений о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых объектов, в настоящее время в списке сервисов «личного кабинета», данный вид заявления не предусмотрен. В связи с этим обратились за разъяснением, как в настоящее время реализована техническая возможность подачи вышеуказанных заявлений, в Министерство информационных технологий и связи Хабаровского каря 12.01.2018г., однако до настоящего времени ответ не получен.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судом установлено следующее.
На основании Указания прокурора Хабаровского края от 14.11.2016 № прокуратурой г. Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ при прохождении отопительного сезона 2016/2017 годов.
В рамках проведения проверки прокурором г. Хабаровска были направлены запросы в отношении тепловых, водопроводных, электрических, канализационных сетей г. Хабаровска.
Согласно ответу Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 06.07.2017 №, список объектов недвижимого имущества, идентифицировать с базой данных Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) не представляется возможным ввиду отсутствия данных о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет.
Ответом КГБУ «Хабкрайкадастр» от 22.08.2017 № установлен перечень сооружений, на которые технические паспорта отсутствуют.
В ответе МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО № также отражено, что указанные прокурором г. Хабаровска в иске объекты недвижимого имущества в реестре федерального имущества согласно требованиям постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № «О совершенствовании учета федерального имущества» правообладателями федерального имущества к учету не заявлены.
Таким образом, в ходе проверки, проведённой прокуратурой, на территории Кировского района города Хабаровска выявлено 10 бесхозяйных объектов, расположенных по адресам:
1. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 44 п.м.;
2. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 19,70 п.м.;
3. водопроводная сеть <адрес>, протяженностью 120,75 п.м.;
4. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 152,12 п.м.;
5. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 52,60 п.м.;
6. водопроводная сеть <адрес>, протяженностью 39,60 п.м.;
7. водопроводная сеть <адрес> протяженностью 147,45 п.м.;
8. водопроводная сеть от <адрес> до здания ВНС по <адрес>», протяженностью 115,60 п.м.;
9. сеть водопровода по <адрес> протяж. 34 п.м.;
10. водопроводная насосная станция по <адрес>, протяженностью 62,6 кв.м.
Представителем ответчика представлены в судебное заседание технические паспорта, изготовленные на вышеуказанные объекты.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Как следует из п.29 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса России, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании положений п. 6 ст. 14 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия в том числе по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №
В соответствии с п. 5 Приказа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
Постановлением администрации города Хабаровска от 28.10.2014 № утверждена муниципальная программа «Развитие инженерной инфраструктуры города Хабаровска на 2014 - 2020 годы».
В соответствии с п. 2.1 целями Программы являются повышение надежности предоставления услуг по тепло-, водо-, электроснабжению и водоотведению объектов жизнеобеспечения населения; уменьшение повреждений на сетях электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов жизнеобеспечения населения.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжением администрации города Хабаровска от 12.08.2016 № утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных коммуникаций.
В соответствии с данным порядком подготовительную работу и формирование перечней бесхозяйных инженерных коммуникаций (БИК) осуществляет управление энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций и другие отраслевые подразделения администрации города (п.3).
Согласно п. 3.1. Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных коммуникаций, основанием для рассмотрения вопроса по формированию перечней Объектов и определению организаций, осуществляющих содержание и техническое обслуживание Объектов на период приема Объектов в муниципальную собственность, является обращение в администрацию города организаций независимо от форм собственности по вопросу о признании инженерных коммуникаций бесхозяйными и приеме их в муниципальную собственность либо решение судебных органов о понуждении администрации города осуществить действия по постановке на учет Объектов как бесхозяйных и принятии их в муниципальную собственность.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, в целях повышения эффективности энергоснабжения, поскольку иные органы правом на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей не обладают, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде инженерных коммуникаций. Тем самым, доводы представителя ответчика в этой части суд находит необоснованными.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Прокурора г. Хабаровска и считает необходимым возложить на ответчика обязанность принять меры к постановке на учет указанных сетей водоснабжения, с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015г. №, с целью внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, срок для выполнения данной обязанности ответчиком, суд считает возможным определить в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который суд находит достаточным для совершения действий, необходимых для внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в том числе с учетом указанных представителем ответчика технических трудностей.
От уплаты госпошлины истец и ответчик освобождены, согласно положений п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать администрацию г. Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей водоснабжения, расположенных в Кировском районе г. Хабаровска по адресам:
1. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 44 п.м.;
2. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 19,70 п.м.;
3. водопроводная сеть <адрес>, протяженностью 120,75 п.м.;
4. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 152,12 п.м.;
5. водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью 52,60 п.м.;
6. водопроводная сеть <адрес>, протяженностью 39,60 п.м.;
7. водопроводная сеть <адрес>, протяженностью 147,45 п.м.;
8. водопроводная сеть от <адрес> до здания ВНС по <адрес>», протяженностью 115,60 п.м.;
9. сеть водопровода по <адрес>, протяж. 34 п.м.;
10. водопроводная насосная станция по <адрес> протяженностью 62,6 кв.м,
как бесхозяйных объектов с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №, с целью внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДАТА года.
Судья /подпись/ Якимова Л.В.