ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-290/19 от 04.07.2019 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2019 года город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.

при секретаре Черновой С.С.

с участием помощника военного прокурора Балтийского гарнизона Пайгина М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-290/2019 по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 и ФИО2 о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту – "Минобороны России") обратилось в суд с требованиями о прекращении права пользования ФИО1 и ФИО2 служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и о выселении их из этого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование своего иска Минобороны России сослалось на то, что вышеуказанное служебное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России. В настоящее время ФИО1 не состоит с Минобороны России ни в военно-служебных, ни в трудовых отношениях, поэтому ответчики занимают служебную квартиру незаконно. К категориям граждан, на которых распространяется запрет на выселение из служебного жилого помещения, ответчики не относятся. Дальнейшее проживание ФИО3 и ФИО2 в спорном жилом помещении нарушает права Российской Федерации как собственника специализированного жилищного фонда и препятствует распоряжению служебной квартирой по своему усмотрению. В соответствии со статьёй 35 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ЖК РФ") ответчики обязаны освободить занимаемое жилое помещение (прекратить пользоваться им). Поскольку ФИО1 и ФИО2 не исполнили требование об освобождении спорного жилого помещения добровольно, они подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Представитель Минобороны России ФИО4 подал письменное ходатайство от 03.07.2019, в котором настаивал на удовлетворении иска и просил провести судебное разбирательство без участия представителя истца (л.д. 109–111).

ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России как третье лицо не обеспечило явку в судебное заседание своего уполномоченного представителя, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ФГКУ "Западрегионжилье" ФИО5 в письменном отзыве от 27.05.2019 просил провести судебное разбирательство в своё отсутствие и полагал полностью удовлетворить иск Минобороны России (л.д. 44–45).

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО6 не признали предъявленный иск полностью, мотивируя своё несогласие тем, что спорная квартира была предоставлена ФИО1 как военнослужащему в 1977 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части . В 1984 году в связи с переездом ответчиков в <адрес> к новому месту прохождения военной службы ФИО1, на спорное жилое помещение было оформлено охранное свидетельство.

В 1999 году ФИО1 уволился с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, имея общую выслугу более 25 лет в календарном исчислении. Возвратившись после увольнения с военной службы в Калининградскую область, ФИО1 с супругой с ведома командования войсковой части вселился в спорную служебную квартиру. Зарегистрировавшись в ней по месту жительства, ФИО1 и ФИО2 с 2000 года постоянно проживают в спорном жилом помещении и надлежащим образом исполняют обязанности нанимателя. Согласно статье 108 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей до 28 июля 2004 года) граждане, проработавшие более 10 лет в организации, предоставившей служебное жилое помещение, в том числе военнослужащие, не подлежали выселению из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Иное жилое помещение или субсидия на улучшение жилищных условий ответчикам по линии Минобороны России не предоставлялись. Правами на другие жилые помещения ФИО1 и ФИО2 не обладают.

Ответчица ФИО2 подала письменное заявление от 04.07.2019, в котором просила рассмотреть дело в своё отсутствие и возражала против удовлетворения иска (л.д. 121).

Проверив доводы, приведённые в исковом заявлении, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, и заслушав заключение военного прокурора Пайгина М.Р., полагавшего удовлетворить иск, суд находит иск Минобороны России не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно абзацу первому пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, пункту 1 и подпунктам "а", "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

При рассмотрении дела судом установлено, что двухкомнатная служебная квартира общей площадью 43,6 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, отнесена к специализированному жилищному фонду, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации и состоит на учёте в ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России.

Из статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из материалов дела (л.д. 7–10, 55–57, 66–90) и объяснений стороны ответчиков, не доверять которым у суда оснований нет, следует, что ФИО1 проходил военную службу в рядах Вооружённых Сил в период с 08 мая 1972 года по 16 апреля 1999 года включительно.

С 14 мая 1976 года ФИО1 состоит в браке с ФИО2.

В период с 31 января 1975 года по 16 сентября 1983 года ФИО1 проходил военную службу в войсковой части , которая дислоцировалась в посёлке <адрес>.

В 1977 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части ФИО1 на состав семьи четыре человека (он, его супруга, ФИО2, и двое сыновей) была предоставлена двухкомнатная квартира, принадлежавшая Министерству обороны и находившаяся в многоквартирном <адрес>.

На основании приказов командующего войсками <данные изъяты> от 27.08.1983 и командира войсковой части от 16.09.1983 ФИО1 был уволен с военной службы в запас по выслуге установленного срока службы и исключён из списков личного состава войсковой части с 16 сентября 1983 года. На день увольнения с военной службы выслуга ФИО1 в календарном исчислении составила 10 лет 07 месяцев 25 дней.

В период с 01 ноября 1983 года по 16 апреля 1999 года ФИО1 проходил военную службу в различных воинских частях, дислоцированных в <адрес>.

На основании приказов начальника авиации и противовоздушной обороны – заместителя командующего войсками и силами на северо-востоке по авиации и противовоздушной обороне <данные изъяты>

В период прохождения военной службы и после увольнения в запас ФИО1 не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по договору найма (социального найма) и не получал ссуду или субсидию на приобретение или строительство жилья.

С 04 февраля 2000 года по настоящее время ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства и постоянно совместно проживают в служебной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

По сведениям, содержащимся в письменном сообщении администрации Балтийского городского округа от 24.05.2019 (л.д. 41), ФИО1 и ФИО2 не числятся в списке общей очерёдности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений по муниципальному образованию <данные изъяты>

Уведомления филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области от 30.05.2019 и от 05.06.2019 (л.д. 53, 54), удостоверяют, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО1 и ФИО2 на жилые помещения.

В силу части первой статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 Жилищного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей до 02 февраля 1995 года).

Согласно части второй статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдаётся ордер на служебное жилое помещение.

Из содержания пункта 102 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-морского флота, введённого в действие приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75, вытекает, что квартиры, которыми на период прохождения военной службы прапорщики обеспечиваются в закрытых военных городках, являются служебно-должностными квартирами.

В соответствии со статьёй 107 Жилищного кодекса РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Как следует из пункта 6 части первой статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей до 28 июля 2004 года), без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Жилищного кодекса РСФСР, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Статья 3 Федерального закона от 20.07.2004 № 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" (в редакции, действовавшей до 01 марта 2005 года) предусматривала, что для лиц, указанных в пункте 6 части первой статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона (28 июля 2004 года) не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закреплённого за Министерством обороны Российской Федерации, без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется.

Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учёте, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Частью 1 статьи 6 ЖК РФ предусмотрено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Анализ приведённых выше норм материального права позволяет суду сделать вывод о том, что спорным правоотношениям сторон подлежат применению положения пункта 6 части первой статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент первого и второго увольнения ФИО1 с военной службы.

Как при первом, так и при втором увольнении с военной службы общая продолжительность военной службы ФИО1 в календарном исчислении превышала 10 лет.

Следовательно, ФИО1 и его супруга, ФИО2, не могли быть выселены из занимаемой служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

Такую льготу по сохранению права пользования служебным жилым помещением ответчики имеют и после 01 марта 2005 года, когда был введён в действие ЖК РФ.

Выселение из служебного жилого помещения является неизбежным правовым последствием прекращения права пользования служебным жилым помещением, поэтому каждое из заявленных истцом требований не может быть удовлетворено отдельно друг от друга.

С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Минобороны России к ФИО1 и ФИО2 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселении из этого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать Министерству обороны Российской Федерации в удовлетворении иска к ФИО1 и ФИО2 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселении из этого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области В.В. Дуденков

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2019 года на пяти страницах.