Дело № 2-290/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кинешма 18 февраля 2020 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Беликовой Е.Л.,
при секретаре Калининой Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешма Ивановской области гражданское дело по иску Ивановского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью туристическо-развлекательный комплекс «Мирная пристань» об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью туристическо-развлекательный комплекс «Мирная пристань» (далее – ООО ТРК «Мирная пристань» об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, просит обязать ответчика обеспечить выполнение ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» путем разработки и принятия конкретных мер по предупреждению коррупции в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО ТРК «Мирная пристань», в ходе которой установлено следующее.
ООО ТРК «Мирная пристань» осуществляется деятельность по предоставлению услуг общественного питания на объекте внутреннего водного транспорта (дебаркадер), расположенном в городе Кинешма Ивановской области. Частью 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» в локальных актах ООО ТРК «Мирная пристань» отсутствуют нормы о недопустимости предоставлять должностным лицам государственных органов денежные вознаграждения в той или иной форме, включая подарки, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением сотрудниками и государственными гражданскими служащими должностных обязанностей и др. Кроме того, в организации не назначено лицо, ответственное за противодействие коррупции. Для устранения выявленных нарушений директору ООО ТРК «Мирная пристань» 09.12.2019г. внесено представление №86-03-2019. Однако, по результатам его рассмотрения не принято должных мер по устранению указанных нарушений законодательства. Указанное коррупционное правонарушение свидетельствует о нарушении принципа неукоснительного исполнения законов, препятствует осуществлению профилактики коррупции, чем затронуты интересы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца - помощник Ивановского транспортного прокурора Текеев Б.М. исковые требования поддержал, подтвердил изложенное в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО ТРК «Мирная пристань» ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны, пояснила, что локальные акты о противодействии коррупции находятся в стадии разработки.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Частью 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В части 2 данной нормы приводится перечень мер по предупреждению коррупции, принимаемых в организации, которые могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Во исполнение подпункта "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона Минтрудом России утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 (далее - Методические рекомендации), целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Методические рекомендации предусматривают примерный перечень антикоррупционных мероприятий, которые рекомендуется включить в антикоррупционную политику организации, а также содержат рекомендации по реализации каждой из указанных мер.
Так, в разделе IV Методических рекомендаций содержится пункт 8 о принятии мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях, согласно которому в антикоррупционной работе, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, организации необходимо внедрять специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами. Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Антикоррупционная хартия российского бизнеса, подписанная 20.09.2012 на XI Инвестиционном форуме в г. Сочи при участии Председателя Правительства Российской Федерации руководителями Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, общественных организаций "Деловая Россия" и ОПОРа России, также содержит основные принципы недопущения и противодействия коррупции, которые бизнес-сообщество обязуется соблюдать и пропагандировать.
Ивановской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО ТРК «Мирная пристань», в ходе которой установлено, что указанной организацией в нарушение ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» не приняты предусмотренные законом меры о противодействии коррупции в части разработки и выполнения комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляемых с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
09 декабря 2019 года директору ООО ТРК «Мирная пристань» внесено представление №86-03-2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (л.д.8-10).
Из ответа ООО ТРК «Мирная пристань» от 13.12.2019г. на представление прокурора следует, что общество не приняло предусмотренные законом меры о противодействии коррупции в части разработки и выполнения комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации в коррупционную деятельность, в ней не назначено лицо, ответственное за противодействие коррупции, разработка необходимой документации не ведется (л.д. 11).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора об обязании ответчика принять меры для выполнения ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" путем разработки и принятия конкретных мер по предупреждению коррупции являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд принимает признание ответчиком иска, признание иска ответчиком не нарушает прав иных лиц.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью туристическо-развлекательный комплекс «Мирная пристань» обеспечить выполнение ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» путем разработки и принятия конкретных мер по предупреждению коррупции в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд <адрес>.
Председательствующий Е.Л.Беликова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.