ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-290/2014 от 21.01.2014 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

     Дело №2-290/2014

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации«21» января 2014 года                                                                                                           г. БарнаулЖелезнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:    председательствующего судьи Барсуковой Н.Н.

 при секретаре Рожкове С.И.

 с участием прокурора Коцюба А.К.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации г. Барнаула Алтайского края, администрации Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края о возложении обязанности очистить земельный участок,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула (далее - прокурор) обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к администрации г. Барнаула, администрации Железнодорожного района г. Барнаула, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном между домами №№ и № по <адрес> и <адрес> в <адрес>; обязать администрацию г. Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на указанном земельном участке; обязать администрацию Железнодорожного района      г. Барнаула принять участие в очистке от отходов на данном земельном участке.

 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула проведена проверка соблюдения норм природоохранного законодательства на земельном участке, расположенном между домами №№ и № по <адрес> и <адрес> в <адрес>, в ходе которой обнаружено, что вышеназванный земельный участок захламлен твердыми бытовыми отходами (остатки полиэтиленовой пленки, ПЭТ бутылки, картон, пластик, предметы быта).

 Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 В силу ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

 В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 Администрация г. Барнаула должна организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

 Согласно п. 6 ст. 15 Решения Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года №75 «Об утверждении Положений о районах в г. Барнауле и администрациях районов г. Барнаула» администрация района координирует вывоз мусора на территории района. При этом по Положению об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах г. Барнауле, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 02 октября 2009 года №182, мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 2.1).

 В связи с изложенным, прокурор обратился в суд с данным иском.

 В судебном заседании прокурор Коцюба А.К. исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

 Представитель ответчика администрации г. Барнаула ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая на необходимость установления срока для исполнения судебного постановления.

 Представители ответчика администрации Железнодорожного района г. Барнаула, третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

 Суд, с учетом мнения сторон и положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

 Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

 Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 Аналогичная норма закреплена в статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и статей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 Согласно Уставу муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края администрация города Барнаула должна организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечить проведение мероприятий по охране окружающей среды.

 На основании п. 6 ст. 15 Решения Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 №75 «Об утверждении Положений о районах в г. Барнауле и администрациях районов г. Барнаула» администрация района координирует вывоз мусора на территории района. При этом по Положению об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах г. Барнауле, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 02.10.2009 №182, мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 2.1).

 Таким образом, в обязанности администрации г. Барнаула входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также обеспечение проведения мероприятий по охране окружающей среды на территории г. Барнаула, в то время как в обязанности администрации Железнодорожного района г. Барнаула входит участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района - по очистке земельных участков, расположенных в границах района, от бытовых и промышленных отходов.

 При рассмотрении дела установлено, что земельный участок, расположенный между домами №№ и № по <адрес> и <адрес> в <адрес> захламлен твердыми бытовыми отходами (остатки полиэтиленовой пленки, ПЭТ бутылки, картон, пластик, предметы быта), то есть находится несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов, что следует из обращения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), справки ст. помощника прокурора ФИО5, составленной ДД.ММ.ГГГГ по результатам осмотра земельного участка (л.д.10), ответа администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему (л.д.11-120.

 В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Барнаула ненадлежащим образом организовывает сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также не обеспечивает проведение мероприятий по охране окружающей среды на территории земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу, а администрация Железнодорожного района г. Барнаула ненадлежащим образом осуществляет участие в проведении мероприятий по очистке земельных участков, расположенных в границах района, от бытовых и промышленных отходов.

 Доводы представителя администрации г. Барнаула о том, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а не непосредственное осуществление действий по сбору, вывозу и утилизации отходов, основаны на неверном толковании закона. Кроме того, наличие данной свалки свидетельствует о бездействии администрации района и города, поскольку указанными субъектами права не исполнена должным образом возложенная на них обязанность по соблюдению природоохранного законодательства.

 Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, на администрацию города и района возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, и в результате допущенного бездействия администрациями, выразившееся в непринятии мер к ликвидации указанной свалки, нарушается право на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, гарантированное статье 42 Конституции Российской Федерации.

 В части 1 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Следовательно, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

 С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что прокурор является надлежащим истцом по делу и удовлетворяет его исковые требования в полном объеме.

 Довод представителя ответчика администрации г. Барнаула о необходимости установления срока исполнения решения суда, поскольку в зимнее время и с учетом расположения земельного участка в труднодоступном месте своевременно исполнить решение не представляется возможным, суд полагает необоснованным.

 Так, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Порядок исполнения решения суда регламентирован нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве».

 В соответствии со ст. ст. 203, 443 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

 Таким образом, вопрос об установлении срока исполнения решения суда в настоящее время является преждевременным.

 Вместе с тем, после вступления решения в законную силу при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, ответчик вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

 Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула Алтайского края и администрации Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном между домами № и № по <адрес> и <адрес> в <адрес> края.

 Обязать администрацию г. Барнаула Алтайского края организовать сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов на земельном участке между домами № и № по <адрес> и <адрес> в <адрес>.

 Обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края принять участие в очистке от отходов земельного участка, расположенного между домами № и № по <адрес> и <адрес> в <адрес> края.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено представление в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

 Судья                                                                                        Н.Н. Барсукова