ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-290/2014 от 27.06.2014 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

  Дело № 2-290/2014

Решение    именем Российской Федерации

 город Лысково Нижегородской области          27 июня 2014 года

 Лысковский районный суд Нижегородской области в составе:

 председательствующего судьи О.В. Петровой,

 при секретаре ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лысковского районного суда Нижегородской области гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области к некоммерческой организации «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

 установил:

 Истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области с иском, в котором, обращая свои исковые требования к ответчику некоммерческой организации «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области», просит на основании п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидировать «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области»; исключить «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области» из Единого государственного реестра юридических лиц.

 В обоснование исковых требований указано, что распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № за регистрационным номером № зарегистрирован «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области», в Единый государственный реестр юридических лиц запись внесена ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №. Адрес(место нахождения) организации: <адрес>. Руководителем организации является ФИО1. В нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» ответчик не представил в уполномоченный орган(в настоящее время - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области) соответствующую информацию за 2011-2012 г.г., в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Лысковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Кроме того, в адрес ответчика направлялись письменные предупреждения № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время указанные нарушения не устранены. Более того, ответчик вновь пренебрег своей обязанностью по предоставлению отчета за 2013 год в установленные законом сроки. В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Согласно п.п. 66, 68 ч. 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту(субъектам) Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25, функции по регистрации и контролю общественных, религиозных объединений и некоммерческих организаций осуществляет Главное управление Минюста России по Нижегородской области.

 Истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не обеспечил явку своего представителя в суд. В тексте иска изложено ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя истца.

 Ответчик «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не обеспечил явку своего представителя в суд. В суд поступило письменное заявление директора некоммерческой организации «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области», из которого следует, что ответчик ходатайствует о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика, разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.

 Третье лицо Управление ФНС России по Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в суд, представило письменное заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области поддерживает.

 При изложенных обстоятельствах суд в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел необходимым рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.

 Исследовав материалы гражданского дела, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

 Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 В силу п. 10 ст. 32 вышеуказанного Федерального закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

 В соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пунктами 65, 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федераци, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области является уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

 В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

 Согласно п. п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

 В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.03 N 14-П по делу «О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК РФ, статьи 31 НК РФ и статьи 14 АПК РФ в связи с жалобами гражданина ФИО3, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

 Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

 Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

 По смыслу пункта 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

 Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.

 Из материалов дела следует, что распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № за регистрационным номером № зарегистрирован «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области». Сведения об ответчике включены в Единый государственный реестр юридических лиц.

 Согласно уставу место нахождения некоммерческой организации «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области»: 606225, <адрес>.

 В соответствии с п.п. 1.4, 1.5 Устава ответчика, ответчик является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданином на основе добровольного имущественного взноса, преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд является неправительственной(негосударственной и немуниципальной) некоммерческой организацией, созданной для реализации предусмотренных настоящим уставом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Фонд является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителем Фонда в качестве его доходов. В соответствии с п. 8.1 устава фонд может быть ликвидирован по решению суда. Ликвидация Фонда осуществляется на основании и в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.

 Также из материалов дела следует, что ответчик в 2011-2012 г.г. не исполнял обязанности по представлению документов, указанных в пункте 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Кроме того, ответчик вновь пренебрег своей обязанностью по предоставлению отчета за 2013 год в установленные законом сроки.

 В связи с изложенным в адрес ответчика истцом направлялись письменные предупреждения № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г.

 На момент обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области с иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.

 Ответчик не представил суду мотивированных возражений по иску.

 Исходя из принципа состязательности сторон в гражданском процессе, закрепленного ст. 12 ГПК РФ, суд руководствуется доказательствами, представленными истцом.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушения ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком оспорены и опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области требований.

 Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства в данном случае применяется в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям.

 Поскольку ликвидация некоммерческой организации по решению суда носит принудительный характер, следовательно, для ее осуществления не требуется принятия дополнительных решений органами управления юридического лица, а также формирования ликвидацион_ной комиссии. Иное противо_речит принципу обязательности судебных постановлений, установленному ст. 13 ГПК РФ, так как ставит исполнение ре_шения суда в зависимость от возможности проведения общего собрания членов организации и содержания принятых им решений.

 Таким образом, с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств и приведенных правовых норм заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

 По ст.ст. 88, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 50, 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика взыскиваются судебные расходы по оплате государственной пошлины в местный бюджет, от которых истец был освобожден. Размер подлежащей взысканию госпошлины определен судом по правилам ст. 333.19. Налогового кодекса РФ.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

 решил:

 Исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области удовлетворить.

 Ликвидировать «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области».

 Исключить «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области» из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Взыскать с некоммерческой организации «Благотворительный фонд социальной поддержки населения Валковского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000, 00 руб.

 Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.

 Судья                                                                                               О.В. Петрова