ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-290/2018 от 09.04.2018 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-290/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Советская Гавань 09 апреля 2018 года.

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием представителя ответчика – администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» ФИО1, действующей на основании доверенности

При секретаре Колясниковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации к администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» и ФИО2 о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком и применении последствий недействительности сделки

У С Т А Н О В И Л :

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее также – ФГКУ «УЛХиП») обратилось в суд с иском к администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» (далее также – Администрация поселения) и ФИО2 о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком и применении последствий недействительности сделки указав в обоснование поданного иска, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией поселения и ФИО2 заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, расположенным в <адрес>, согласно акту приема-передачи земельный участок передан в пользование ФИО2 Согласно материалам лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок входит в границы и выделов квартала <данные изъяты> Минобороны РФ – филиала ФГКУ «УЛХиП». Земельный участок предоставлен ФИО2 в рамках ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Заключенный между ответчиками договор является недействительным, поскольку на момент предоставления земельного участка ФИО2, земельный участок был ограничен в обороте для обеспечения обороны и безопасности, в связи с чем Администрация поселения должна была принять решение об отказе в передаче земельного участка в пользование ФИО2, земельный участок находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем Администрация поселения не имела права распоряжаться данным земельным участком. Заключение договора безвозмездного пользования земельным участков и его использование гражданами без согласования с Минобороны РФ лишает возможность использовать земельный участок по его прямому назначению, создает угрозу режима секретности размещения военных объектов и в целом может подрывать обороноспособность страны. На основании изложенного представитель истца Г просил признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком, заключенный между Администрацией поселения и ФИО2, применить последствия недействительности сделки.

В возражениях на иск представитель Администрации п. Майский С указал, что спорный земельный участок предоставлен ФИО2 в рамках ФЗ № 119-ФЗ от 01.05.2016 года, поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ посредством ФИС «<данные изъяты>», являющейся платформой для реализации ФЗ № 119. Запретная зона военного объекта установлена в декабре 2015 года, данные по ней внесены в ГКН, вместе с тем, сведения о запретной зоне Минобороны России внесены в федеральную информационную систему <данные изъяты>» только 18.01.2017 года, в связи с чем до указанной даты система позволяла отрисовывать гражданам земельные участки, а уполномоченному органу принимать решение об их предоставлении. В сведениях ГКН отсутствуют сведения о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, земли в указанном районе не разграничены, в связи с чем Администрация поселения могла принимать решение о предоставлении спорного земельного участка, который находится в населенном пункте, на нем отсутствуют объекты недвижимости и лесные насаждения, договором предусмотрено ограничение права пользования земельным участком. Приказом Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 16.11.2017 года № 3176 утвержден состав комиссии по инвентаризации земель Хабаровского лесничества МО РФ, необходимых к исключению из границ установленной зоны.

От ФИО2 до судебного заседания возражений относительно иска не поступало.

В отзыве на иск представитель привлеченного истцом к участию в деле третьего лица – Министерства обороны Российской Федерации Л указал, что исковые требования считает подлежащими удовлетворению, в обоснование своей позиции привел те же доводы, что изложены в исковом заявлении.

В судебное заседание представители истца и третьего лица, а также ответчик ФИО2 будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в свое отсутствие, за исключением представителя третьего лица, суд не просили.

Учитывая изложенное, а также мнение представителя ответчика, руководствуясь ч.ч.1,3 и 4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в возражениях на иск.

Изучив материалы дела, обсудив исковые требования и возражения ответчика относительно них, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 03.11.2016 года ФИО2 обратился в администрацию городского поселения «Рабочий поселок Майский» с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты>. в соответствии с ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

07.11.2016 года Главой Администрации поселения издано постановление № 93-з об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого ФИО2

13.11.2016 года между Администрацией поселения и ФИО2 заключен договор безвозмездного пользования земельным участком на срок 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты>., расположенного в <адрес> с кадастровым номером

Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок передан ФИО2 по акту.

Ссылаясь, что предоставленный ФИО2 земельный участок ограничен в обороте для обеспечения обороны и безопасности, вследствие чего у Администрации поселения отсутствовали основания для предоставления земельного участка ФИО2, земельный участок предоставлен Минобороны РФ и находится в федеральной собственности, вследствие чего у Администрации поселения отсутствует право по распоряжению этим земельным участком, ФГКУ «УЛХиП» обратилось в суд с иском о признании заключенного договора недействительным и применении последствий недействительности сделки.

Заявленные исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с п.10 ч.1 Федерального закона «Об обороне», земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Согласно ч.1 ст.93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ), землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу части 7 этой же статьи, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 года № 405 утверждено «Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», которое определяет порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - ФЗ ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях <адрес>, гражданам Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1, 4, 5 и 7 ст.2 Закона, в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара. Земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком. По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину по его выбору (за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи) земельный участок предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона, в аренду, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату. Предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, а земельного участка из состава земель лесного фонда органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков в соответствии с лесным законодательством.

В соответствии с п.21 ст.7 Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016 года, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если подано заявление о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда.

Согласно подп. 5 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Предоставленный ФИО2 земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте и законом не предусмотрена возможность его предоставления в пользование гражданам в рамках Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016 года, в связи с чем у Администрации поселения не было оснований для предоставления ФИО2 земельного участка на основании договора безвозмездного пользования.

Как следует из отзыва ответчика, на момент заключения оспариваемого договора Администрации поселения было известно, что оборот испрашиваемого ФИО2 земельного участка ограничен.

Из раздела 3 оспариваемого договора также следует, что оборот земельного участка ограничен, поскольку земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта – Хабаровского лесничества МО РФ.

Запретная зона военного объекта установлена в декабре 2015 года, данные о ней внесены в ГКН.

Внесение сведений о запретной зоне в ФИС «<данные изъяты>» только в январе 2017 года правого значения для разрешения спора не имеет, как и указание ответчиком о создании комиссии по инвентаризации земель.

Таким образом, спорный земельный участок в силу ст.17 ЗК РФ, п.10 ст.1 ФЗ "Об обороне" находился и находится в федеральной собственности, управление и распоряжение которым осуществляет Российская Федерация (ст.9 ЗК РФ).

Доказательства отказа соответствующего лица от права пользования земельным участком в порядке. ст. ст. 45, 53 ЗК РФ, отсутствуют.

Спорный земельный участок предоставлялся для нужд обороны с учетом его целевого назначения и необходимости использования под спецнадобности.

Под иной вид деятельности, данный земельный участок в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, не предоставлялся, Минобороны РФ не заявляло отказа от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.

Перевод земель обороны из данной категории в иную категорию Правительством Российской Федерации не осуществлялся, соответственно, правовой режим земельного участка, ранее предоставленного вооруженным силам, не изменился.

Согласно п.п.1 и 2 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В силу п.п.1 и 2 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, иск подлежит удовлетворению.

От уплаты государственной пошлины как истец, так и ответчик – Администрация поселения, в силу подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены, основания для взыскания государственной пошлины с ФИО2 отсутствуют, поскольку с его стороны нарушения прав истца при заключении договора допущено не было.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать недействительным заключенный 13.11.2016 года между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» и ФИО2 договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенным в <адрес>

Обязать ФИО2 возвратить указанный земельный участок в федеральную собственность.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированно решение суда изготовлено 23.04.2018 года.

Судья подпись К.П. Бугаёв

Копия верна: судья К.П. Бугаёв