ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-290/2022 от 11.10.2022 Абазинского районного суда (Республика Хакасия)

Гражданское дело № 2-290/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Абазинский районный суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Ворошилова П.Д.,

при секретаре Елпатовой Е.Г.,

с участием:

помощника прокурора Таштыпского района РХ Утенина Д.С.,

истца Щетинина Д.А., представителя истца адвоката Сандыкова К.В.,

представителя ответчика Аева А.Н,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Щетинина Давида Александровича к АО «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» об обязании предоставить автомобиль «Лада Гранта» с автоматической трансмиссией,

У С Т А Н О В И Л:

Щетинин Д.А. обратился в Абазинский районный суд с исковым заявлением к АО «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта», измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ, об обязании предоставить автомобиль «Лада Гранта» с автоматической трансмиссией.

Требования заявления мотивированы тем, что 26 сентября 1998 г. в результате происшествия ему была причинена железнодорожная травма, в результате которой он стал инвалидом <данные изъяты> в связи с <данные изъяты>. В настоящее время установлена <данные изъяты> группа бессрочно.

Решением Абазинского районного суда Республики Хакасия от 18 февраля 2020 г. в его пользу ответчика АО «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» взысканы ежемесячные платежи в возмещение вреда за период с 21 марта 2016 г. по 31 июля 2019 г. в сумме 289 150 рублей 49 копеек, ежемесячные платежи в возмещение вреда за период с 1 августа 2019 г. по 18 февраля 2020 г. в сумме 169 335 рублей 31 копейка, возложена обязанность выплачивать ежемесячные платежи в возмещение утраченного заработка исходя из 60 % утраты профессиональной трудоспособности в размере 11 968, 80 рублей с 19 февраля 2020 г. бессрочно с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, взысканы судебные расходы.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выданной Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия» Минтруда России Щетинину Д.А. показано транспортное средство, которое может быть приобретено за счет средств инвалида и других не запрещенных источников финансирования, в том числе причинителем вреда, т.е. ответчиком.

Согласно медицинскому заключению от 06 августа 2020 г. № 0282629 истец не имеет медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией.

30 мая 2022 г. и 02 июня 2022 г. ответчику истцом были направлены два заявления, в котором Щетинин Д.А. просил предоставить ему автомобиль, либо перечислить денежные средства в размере его стоимости. Данные письма были вручены ответчику 09 июня 2022 г., но ответа истцу не поступило.

В отзыве на исковое заявление, дополнениях к нему, ответчик указал о несогласии с заявленными требованиями, поскольку в индивидуальную программу реабилитации инвалида, составленную ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда России в отношении Щетинина Д.А., не включено техническое средство реабилитации в виде специального транспортного средства.

Согласно п. 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «специальное транспортное средство» - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т. д.).

Технический регламент не выделяет транспортные средства с автоматической коробкой передач в качестве специального транспорта.

Кроме того, согласно подпункта 2 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами (далее - специальное оборудованные автомобили).

Согласно письму Минфина РФ от 29.01.2019 № 03-05-06-04/4853 к специально оборудованным для использования инвалидами относятся автотранспортные средства как изначально выпущенные (изготовленные) производителем и сертифицированные в качестве автотранспортных средств, предназначенных для использования непосредственно инвалидами, так и переоборудованные транспортные средства для обеспечения возможности управления лицами с ограниченными физическими возможностями.

Ранее выдававшаяся истцу индивидуальная программа реабилитации инвалида не содержала технического средства реабилитации в виде транспортного средства с автоматической трансмиссией.

Водительское удостоверение Щетинина Д.А., выданное на период с 10.11.2020 по 10.11.2030, содержит сведения о праве управления транспортными средствами категории «В», «В 1», «М». Какие-либо специальные отметки, в том числе о допуске к управлению специальными транспортными средствами особых категорий, в удостоверении отсутствуют.

Из медицинского заключения, выданного Щетинину Д.А. ООО «Карпов и К», следует, что какие-либо медицинские ограничения к управлению транспортными средствами всех категорий, а также медицинские показания к управлению транспортными средствами с ручным управлением, автоматической трансмиссией, оборудованным акустической парковочной системой, с использованием изделий для коррекции зрения и для компенсации потери слуха, отсутствуют.

Таким образом, представленные по делу доказательства свидетельствуют о том, что истец имеет право вождения автомобилем категории «В» на общих основаниях, какие-либо ограничения (медицинские показания) о возможности управления только специальными транспортными средствами, отсутствуют.

В судебном заседании истец и его представитель адвокат Сандыков К.В. измененные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец Щетинин Д.А. дополнительно пояснил, что медицинскую комиссию на выдачу водительского удостоверения проходил в г. Абакан, в частной клинике, где его не осматривали, сам он не говорил о том, что у него есть проблемы со здоровьем. Кроме того у него в пользовании имеется автомобиль «Нива» с механической коробкой передач, который принадлежит его близкому родственнику, он им пользуется для передвижения. Ему известно, что после принятия в отношении него программы реабилитации 13.05.2022 была принята новая программа от 20.05.2022, однако он решил обратиться в суд с иском, используя программу от 13.05.2022.

Выслушав участников сторон, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела в судебном заседании установлено, что 26 сентября 1998 г. Щетинин Дмитрий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, был травмирован колесной парой тележки думпкара маневрового состава на пути следования со станции «Абаза» в парк примыкания на путь 1П, в результате чего стал инвалидом с детства <данные изъяты> бессрочно.

Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Решением Абазинского районного суда от 18 февраля 2020 г. с Акционерного общества «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» в пользу Щетинина Д.А. взысканы ежемесячные платежи в возмещение вреда за период с 21 марта 2016 г. по 31 июля 2019 г. в сумме 289 150 рублей 49 копеек, ежемесячные платежи в возмещение вреда за период с 1 августа 2019 г. по 18 февраля 2020 г. в сумме 169 335 рублей 31 копейка, судебные расходы в сумме 52533 рубля 52 копейки, на Акционерное общество «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» возложена обязанность выплачивать Щетинину Д.А. ежемесячные платежи в возмещение утраченного заработка исходя из 60 % утраты профессиональной трудоспособности в размере 11 968 рублей 80 копеек с 19 февраля 2020 г. бессрочно с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно свидетельству о перемене имени Щетинин Дмитрий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, переменил имя на «Давид».

Из содержания приложенной к исковому заявлению индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от 13 мая 2022 г. № 564.9.19/2022 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 785.9.19/2022 от 06 мая 2022 г., выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда России, следует, что Щетинину Д.А. рекомендовано обеспечение ТСР, в том числе «автомобиль с автоматической трансмиссией» за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно приложенному к исковому заявлению письму ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» от 17 мая 2022 г. в адрес Щетинина Д.А., последний уведомляется о проведенной в отношении него 13 мая 2022 г. медико-социальной экспертизы (заочно). Ему разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида сроком «бессрочно». Рекомендовано, в том числе TCP: автомобиль с автоматической трансмиссией за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно медицинскому заключению от 06 августа 2020 г. у Щетинина Д.А. отсутствуют медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.

Щетинин Д.А. имеет водительское удостоверение с доступными категориями «В», «В1», «М».

Согласно выписки из протокола врачебной комиссии ГБУЗ РХ «Абазинская городская больница» № 277 от 22 сентября 2021 г. Щетинину Д.А. показано управление транспортным средством с автоматической трансмиссией.

Из ответа ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Хакасия от 02 сентября 2022 г. следует, что Щетинин Д.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на учете в региональном отделении Фонда как инвалид по обеспечению технических средств реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно - ортопедическими изделиями осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 г. № 240 в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р., в котором транспортные средства отсутствуют. Соответственно у регионального отделения Фонда нет правовых оснований для обеспечения Щетинина Д.А. транспортным средством.

В соответствии с Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 286, региональное отделение Фонда осуществляет обеспечение застрахованных лиц, пострадавших на производстве вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Щетинин Д.А. не является получателем обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно представленному на запрос суда протоколу № 149.101.Э.19/2022 от 20 мая 2022 г. Экспертным составом № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда России была проведена новая заочная медико-социальная экспертиза. Из содержания протокола (п. 50) следует, что после проведения в экспертном составе № 1 экспертно-реабилитационной диагностики истцу рекомендовано, в том числе определение транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц и организаций. Разработана ИПРА от 20 мая 2022 г.

Согласно акту медико-социальной экспертизы № 149.101.Э.19/2022, выданному Экспертным составом № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда России, Щетинину Д.А. 20 мая 2022 г. выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.

Из содержания индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от 20 мая 2022 г. № 29.101.Э.19/2022 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 149.101.Э.19/2022 от 20 мая 2022 г., выданной экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда России, следует, что Щетинину Д.А. рекомендовано обеспечение ТСР, в том числе «транспортное средство» за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ответу ООО «Лада-Азия», по состоянию на 01.09.2022 рекомендованная минимальная стоимость автомобиля LADA GRANTA с автоматической трансмиссией составляет 912 100 рублей.

Статьей 1085 ГК РФ предусмотрено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на протезирование, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение (пункт 1).

В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» содержатся разъяснения о том, что согласно статье 1085 ГК РФ в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включается: расходы на лечение и иные дополнительные расходы (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.). Судам следует иметь в виду, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.

Таким образом по смыслу закона, акта его толкования, дополнительно понесенные потерпевшим расходы, вызванные повреждением здоровья, подлежат возмещению ответственным лицом при наличии одновременно двух обстоятельств: объективной нуждаемости в соответствующем виде дополнительной помощи, отсутствии права на его бесплатное получение.

Порядок реабилитации инвалидов, направленный на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, регламентирует Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно его преамбуле данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статьей 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, осуществляется медико-социальной экспертизой.

В силу положений статьи 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Исходя из положений статьи 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания, специальные средства для ухода, специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией, специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты), специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь, специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом абз. 2 ч. 1 ст. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривавший среди перечня технических средств реабилитации инвалидов средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением, лошадей с упряжью и соответствующими гужевыми транспортными средствами), признан утратившим силу с 01 января 2005 года Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В свою очередь, Федеральным законом от 09 декабря 2010 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вступившим в силу с 01 февраля 2011 г., ч. 2 ст. 11.1 указанного закона дополнена абзацем о специальных средствах для передвижения (кресла-коляски), входящих в перечень технических средств реабилитации, которыми подлежат обеспечению инвалиды.

Согласно Приказу Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (зарегистрирован в Минюсте России 31.07.2017г. № 47579) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медикосоциальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро) (пункт 1).

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453; 2010, N 47, ст. 6186; 2013, N 12, ст. 1319; 2014, N 38, ст. 5096), реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала (пункт 2).

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клиникофункциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро) (пункт 3).

Таким образом, определение нуждаемости инвалида в получении тех или иных видов помощи осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы путем оформления индивидуальной программы реабилитации, которой определяется объем мероприятий и технических средств реабилитации инвалида с учетом данных о его состоянии здоровья.

При этом в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы с учетом особенностей состояния здоровья, потребностей и нуждаемости инвалидов, указываются конкретные индивидуально показанные реабилитационные или абилитационные мероприятия, товары и услуги (в которых нуждается инвалид). Вместе с тем, индивидуальная программа реабилитации содержит исчерпывающую совокупность мероприятий и средств технической реабилитации, необходимых инвалиду в целях восстановления, компенсации нарушенных функций организма, формирования, восстановления, компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, независимо от источников финансирования (за счет средств государства, самого инвалида, либо организаций, учреждений независимо от формы собственности).

Кроме того, по смыслу закона, нуждаемость инвалида в обеспечении специальным транспортным средством, которое обеспечивало бы компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, определяется с учетом медицинских показаний и противопоказаний, которые устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм, а также с учетом возможности его личного использования как средства реабилитации для целей социальной адаптации, восполнения возможности к передвижению.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида, составленная экспертным составом № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда России 20 мая 2022 г. № 29.101.Э.19/2022, содержит мероприятия с применением технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Программой предусмотрен индивидуальной перечень технических средств реабилитации и услуг по реабилитации. При этом в индивидуальную программу реабилитации истца включено техническое средство реабилитации - транспортное средство.

Из содержания ответа ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда Росси от 27 сентября 2022 г. следует, что статьями 8 и 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы предоставлено право разрабатывать инвалидам ИПРА, в том числе определять: виды, формы, сроки и объем мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

ИПРА может содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (TCP) и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица и организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

При этом законодательством определено, что к TCP относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

При этом решение об обеспечении инвалидов TCP принимается при установлении показаний и противопоказаний (статья 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).

Транспортное средство не входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347, предоставляемых инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, транспортное средство является одним из видов реабилитации, поскольку компенсируя ограниченные физические способности, в частности способность к передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации инвалидов всех категорий.

Медицинские показания для обеспечения инвалидов транспортными средствами определяются в соответствии с действующими Перечнями от 1969 и 1970 годов.

Статьей 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» инвалидам (в том числе детям — инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования

Таким образом, специалисты учреждений медико-социальной экспертизы правомочны вносить в ИПРА все необходимые инвалиду (ребенку - инвалиду) реабилитационные мероприятия, в том числе заключения о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за собственный счет либо других разрешенных источников.

Исходя из вышеизложенного, при проведении медико-социальной эскпертизы Щетинину Давиду Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, разработана ИПРА инвалида № 29.101.19/2022 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 149.101.19/2022 от 20 мая 2022 г., в которой, в соответствии с медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов транспортными средствами, сделана отметка о нуждаемости в TCP и услугах за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц и организаций в виде «транспортное средство».

Кроме того, учитывая специфические свойства такого вида дополнительной помощи как специальное транспортное средство, являющееся источником повышенной опасности, нуждаемость в его использовании не может быть определена в полной мере только по медицинским показаниям, поскольку использование данного вида помощи в целях социальной адаптации пострадавшего может осуществляется только в соответствии с требованиями закона Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в связи с чем для определения нуждаемости потерпевшего в специальном транспортном средстве необходима совокупность условий.

В соответствии представленной копией водительского удостоверения Щетинина Д.А., удостоверение выдано истцу 10 ноября 2020 г. на срок до 10 ноября 2030 г., содержит сведения о праве управления транспортными средствами категории «В», "В1", "М". Какие-либо специальные отметки, в том числе о допуске к управлению транспортными средствами особых категорий, в удостоверении отсутствуют.

Исходя из представленного истцом медицинского заключения установленного образца о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного ООО «Карпов и К» медицинской комиссией установлено отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. В разделе «Категории и подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется право на управление транспортными средствами» медицинского заключения значатся отметки о транспортных средствах, относящихся к категориям «В», «М», «В1» (автомобили, мопеды и легкие квадрициклы, трициклы и квадрициклы). Раздел «Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами» (по категориям) каких-либо отметок не содержит. Равно как и не имеется каких-либо указаний в разделе «Медицинские показания к управлению транспортными средствами», содержащим в том числе графы «С ручным управлением», «С автоматической трансмиссией».

Медицинское заключение выдано 06 августа 2020 г.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

В соответствии с приложением № 3 к приказу МВД России от 13.05.2009г. № 365 (редакция от 28.09.2020), регламентирующим оформление водительского удостоверения при его выдаче, в разделе 14 указываются общие ограничения в действии удостоверения в отношении всех категорий транспортных средств, информация о стаже управления транспортными средствами, а также информация, касающаяся владельца транспортных средств (в том числе с учетом медицинской документации в отношении водителя).

В соответствии с п.п. 2-4 ст. 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими показаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), при которых управление транспортным средством допускается при оборудовании его специальными приспособлениями, либо при использовании водителем транспортного средства специальных приспособлений и (или) медицинских изделий, либо при наличии у транспортного средства определенных конструктивных характеристик (пункт 2).

Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик (пункт 3).

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Перечень медицинских показаний к управлению транспортным средством утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».

Указанный перечень предусматривает пять групп медицинских показаний к управлению транспортными средствами с особыми техническими характеристиками: медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением; медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией; медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой; медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения; медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха.

Перечнем предусмотрены среди заболеваний (состояний), составляющих медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением, следующие: ампутационные культи обоих бедер; ампутационные культи обеих голеней; культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).

В силу п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (приложение № 1 к приказу Минздрава России от 15.06.2015г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»), действовавшему в период прохождения истцом медицинской комиссии в целях получения водительского удостоверения, медицинское освидетельствование проводится с целью определения наличия (отсутствия) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014г. № 1604.

Согласно п. 11 Порядка выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (приложение № 3 к вышеназванному приказу), в соответствующих строках таблицы «Медицинские показания к управлению транспортными средствами» необходимое медицинское показание отмечается знаком «V».

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.

Вместе с тем, полученное истцом 06 августа 2020 г. медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами также подтверждает отсутствие у Щетинина Д.А. медицинских показаний к управлению транспортными средствами с особыми техническими (конструктивными) характеристиками.

Таким образом, представленные по делу доказательства свидетельствуют о том, что истец Щетинин Д.А. имеет право вождения автомобилем категории «В» на общих основаниях, какие-либо ограничения (медицинские показания) о возможности управления только специальными транспортными средствами отсутствуют.

Выданные истцу водительское удостоверение, медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов) в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, свидетельствуют о том, что истец с учетом состояния здоровья допущен к управлению транспортными средствами категории «В», а также подтверждают отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами такой категории, а равно отсутствие медицинских показаний к управлению транспортными средствами с ручным управлением, автоматической трансмиссией, оборудованным акустической парковочной системой, с использованием водителем медицинских изделий для коррекции зрения, компенсации потери слуха, что исключает возможность использования (вождения) автомобиля с указанными техническими характеристиками ввиду отсутствия права управления таких транспортных средств.

Помимо того, не установлено и нуждаемости истца в обеспечении специальным транспортным средством (за счет любых источников финансирования, в том числе за счет средств инвалида, других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) индивидуальной программой реабилитации инвалида от 20 мая 2022 г. № 29.101.Э.19/2022, выданной Щетинину Д.А. федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

При этом вышеуказанная выписка из протокола врачебной комиссии ГБУЗ РХ «Абазинская городская больница» № 277 от 22 сентября 2021 г., согласно которой Щетинину Д.А. показано управление транспортным средством с автоматической трансмиссией, в силу положений ст. 67 ГПК РФ не имеет для суда заранее установленной силы, не может являться единственным и безусловным доказательством для определения нуждаемости истца в специальном транспортном средстве и подлежит оценке наряду с иными доказательствами, имеющимися в деле для определения нуждаемости истца в специальном транспортном средстве при отсутствии иных условий, позволяющих использовать данное средство реабилитации в соответствии с требованиями закона, и для достижения целей социальной адаптации потерпевшего.

Также судом учитывается, что истец состоит на учете нуждающихся в получении технических средств реабилитации в органах социальной защиты населения исключительно в объеме, определенном индивидуальной программой реабилитации, что следует из представленных по делу ответа ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Хакасия.

Согласно ответам ОГИБДД Отдела МВД России по г. Абаза от 12 сентября 2022 г. на гражданина Щетинина Давида (Дмитрия) Александровича, ДД.ММ.ГГГГ рождения транспортных средств не зарегистрировано.

В то же время в судебном заседании Щетинин Д.А. подтвердил, что у него в пользовании имеется автомобиль марки «Нива» с механической трансмиссией, которым он управляет самостоятельно.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нуждаемость истца в обеспечении специальным транспортным средством для восполнения функций жизнедеятельности, как это определено действующим законодательством в качестве цели обеспечения техническими средствами и мероприятиями реабилитации инвалидов, в ходе судебного разбирательства не нашла своего подтверждения. Из совокупности представленных в материалы дела доказательств, соотносящихся друг с другом, факт возможности управления истцом специальным транспортным средством не установлен.

В материалах дела не имеется доказательств, указывающих на то, что истец имеет показания к управлению транспортным средством, оборудованным специальными приспособлениями и техническими конструкциями, в связи с чем у него отсутствует возможность для использования специального транспортного средства в целях компенсации ограничений жизнедеятельности, связанных с полученной травмой, в соответствии с требованиями закона, а, следовательно, приобретение им специального транспортного средства не может повлиять на изменение его прав и достижение целей социальной адаптации.

Доводы стороны истца о необходимости применения к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» судом отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.

В силу ч. 1 ст. 6 ГК РФ аналогия закона применяется только в том случае, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай. Поскольку спорные правоотношения регулируются нормами ст.ст. 1085-1094 ГК РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то оснований для применения аналогии закона не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, оснований взыскания с ответчика в пользу истца процессуальных издержек, которыми являются выплаченная представителю сумма, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Щетинину Давиду Александровичу к АО «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» об обязании предоставить автомобиль «Лада Гранта» с автоматической трансмиссией, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Абазинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2022.

Судья П.Д. Ворошилов