ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291 от 07.03.2012 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

                                                                                    Железнодорожный районный суд города Ульяновска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Железнодорожный районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-291/12

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 марта 2012 год город Ульяновск

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе федерального судьи Кизирбозунц Т.Т.,

при секретаре Егоровой Н.В.,

с участием адвоката Лядского И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барышова Петра Петровича, Барышовой Екатерины Александровны к администрации города Ульяновска, отделу по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска, Инспекции Федеральной миграционной службы по Железнодорожному району города Ульяновска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности регистрации в жилом помещении по фактическому месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Барышов П.П., Барышова Е.А. обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска, отделу по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска, Инспекции Федеральной миграционной службы по Железнодорожному району города Ульяновска с указанными требованиями. В обоснование иска указали, что Барышов П.П. проходил воинскую службы в звании прапорщика в восковой части № имевшей на балансе жилой дом № по . Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № ему на состав из двух человек вместе с Барышовой Е.А. (жена) была выделена для проживания в качестве служебной, квартира № указанного дома. Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ Барышов П.П. был уволен с воинской службы в запас, в связи с расформированием воинской части. В настоящее время статуса военнослужащего Барышов Е.А. не имеет, находится на гражданской службе, как и его жена Барышова Е.А. Распоряжением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом передан на баланс Администрации города Ульяновска, спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности. В ООО «РИЦ» на данную квартиру открыт лицевой счет, где указано, что Барышов П.П. является квартиросъемщиком, истцы оплачивают коммунальные услуги. Указали, что они фактически пользуются указанной квартирой на условия социального найма. На обращение в отдел по учету и распределению жилья администрации города Ульяновска о заключении договора найма, Барышовым было отказано. Зарегистрирован Барышов П.П. по месту жительства при несуществующей воинской части. Истцы обращали в УФМС с заявлением о регистрации по месту фактического проживания, однако ответа не получили. На основании статей 11, 102, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации просили признать за Барышовым П.П. и Барышовой Е.А. право пользование жилым помещением – квартирой №  по проспекту Гая , обязав отдел по учёту и распределению жилой площади администрации  заключить с ними договор социального найма на указанное жилое помещение, обязать Инспекцию Федеральной миграционной службы по  зарегистрировать их в занимаемом жилом помещении.

Определением суда в качестве соответчика привлечено ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец Барышов П.П. на требованиях настаивал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в иске, дополнил следующее. В указанную квартиру он заселялся на основании выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. Договора найма служебного помещения с ним никто не заключал, ордера также не было. Лицевой счет открыт ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», по нему они производят оплату. Кто проживал до него, истец не знал, какой-то прапорщик. В ДД.ММ.ГГГГ он в городе Ульяновске приобретал квартиру для сестры, поскольку она проживала в республике Таджикистан, и сама на себя оформить жилье не могла. Однако он не по месту жительства даже не прописывался, а в ДД.ММ.ГГГГ переоформил квартиру на сестру путем заключения с сестрой договора купли-продажи. Просил иск удовлетворить.

Истица Барышова П.П. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью.

Представитель ответчика администрации города Ульяновска, отдела по учету и распределению жилой площади города Ульяновска в суд не явился, надлежаще извещался, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие, с исковыми требования администрация не согласна, просил в иске отказать.

Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился в представленном отзыве указал, что Барышов П.П. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ не обращался. Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилые помещения предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также гражданам, уволенным с военной службы, признанными в установленном порядке, нуждающимися в получении жилья. Действующим приказом Министра обороны № от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривается постановка на учет граждан, уволенных с военной службы. Барышов П.П. ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас досрочно. Действия, направленные на реализацию права произведены Барышовым П.П. после увольнения. Учетное дело на него находится в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» города Самары. На момент увольнения Барышов П.П. не был признан в порядке, установленном приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ нуждающимся в получении жилого помещения. Общая продолжительность военной службы по контракту Барышова П.П. не превышает 10 лет, следовательно в силу статьи 15 пункта 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» он не может рассматриваться как кандидат на заключение договора социального найма. Приказом начальника ФГКЭУ «Ульяновска ВЭЧ района» спорная квартира отнесена к специализированному фонду и не может быть предоставлена по договору социального найма. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области в отзыве указал, что с требованиями не согласен, поскольку Барышов П.П. статуса военнослужащего не имеет, продолжительность его воинской службы составляет менее 10 лет, постановлением мэра города Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение исключено из реестра муниципальной собственности. Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении жилых помещений. Соответствующие решения в отношения Барышова П.П. отсутствуют. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица Администрации Железнодорожного района города Ульяновска в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», Министерства обороны Российской Федерации, Ульяновской квартирно-эксплуатационной части в суд не явились, извещались.

Выслушав лиц участвовавших в деле, свидетеля, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Материалами дела установлено, что прапорщик запаса Барышов П.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил срочную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и контрактную службу при войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Срок службы по данному контракту составил не более 4 лет. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает по трудовому договору в Федеральном бюджетном учреждении войсковая часть № в должности электросварщика (л.д. №).

В обоснование требований истцами представлена выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, где решением жилищной комиссии войсковой части № прапорщику Барышову П.П. на состав семьи два человека распределена служебная двухкомнатная квартира по адресу: .

Постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № по  включен в реестр муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке установленном Жилищного кодекса Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

В силу действующего законодательства вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Такая же правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года N 453-О.

ДД.ММ.ГГГГ между мэрией города Ульяновска и Ульяновской КЭЧ заключено соглашение о взаимодействии мэрии города Ульяновска (органа местного самоуправления) и Ульяновской КЭЧ в части заключения договора социального найма жилого помещения с военнослужащими гражданами. Соглашением предусмотрено, что Ульяновская КЭЧ предоставляет в мэрию города Ульяновска для рассмотрения ходатайство о заключении договора социального найма жилого помещения с военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей на жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности и ранее предоставленные другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных жилых помещений в связи с выездом на другое место жительства, с приложением решения жилищно-бытовой комиссии Ульяновской КЭЧ о предоставлении жилого помещения военнослужащему, справку по форме 8, копию финансового лицевого счета, правоустанавливающий документ на представляемое жилое помещение и документ, подтверждающий статус военнослужащего, выезжающего на другое место жительства. Контроль за очередностью военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется Ульяновской КЭЧ. Мэрия города Ульяновска на основании представленного ходатайства и решения жилищно-бытовой комиссии Ульяновской КЭЧ рассматривает вопрос о заключении договора социального найма и о принятом решении уведомляет Ульяновскую КЭЧ.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация города Ульяновска сообщила, что соглашение о взаимодействии администрации города Ульяновска и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» находится в стадии согласования. ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» с ходатайством о заключении договора найма с Барышовым П.П. не обращалось.

В соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещений предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (пункт №).

Жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили военную службу (№).

Как следует из содержания пункта № Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений, оформляется оно списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и утверждается начальником гарнизона.

Из представленного истцами списка распределения жилых помещений, а именно квартиры № дома № по , согласования начальника ФГКЭУ Ульяновской КЭЧ района не имеется. Данный список не утвержден начальником Ульяновского территориального гарнизона (л.д.№).

Согласно решению командования и жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была предоставлена Барышову П.П. как служебное жилое помещение на период прохождения службы.

Ходатайств и решения жилищно-бытовой комиссии о заключении договора социального найма с Барышовым П.П. в администрацию города Ульяновска не поступало.

Принадлежность жилого помещения к муниципальной собственности, длительность проживания в квартире и оплата коммунальных услуг не являются основанием для передачи истцам жилого помещения в пользование по договору социального найма.

На основании изложенного в иске Барышова П.П., Барышовой Е.А. надлежит отказать.

Поскольку в исковых требованиях к администрации города Ульяновска суд полагает отказать, следовательно, не подлежат удовлетворению и требования истцов об обязании отдел по учету по распределению жилой площади администрации города Ульяновска заключить с ним договор социального найма, и обязании Инспекции Федеральной миграционной службы зарегистрировать их по месту жительства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Барышова П.П., Барышовой Е.А. к администрации города Ульяновска, отделу по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска, Инспекции Федеральной миграционной службы по Железнодорожному району города Ульяновска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности регистрации в жилом помещении по фактическому месту жительства – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Кизирбозунц Т.Т.