ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291 от 31.12.9999 Сусуманского районного суда (Магаданская область)

                                                                                    Сусуманский районный суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сусуманский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-291/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Сусуманский районный суд  в составе:

председательствующего Нечкиной С.В.,

участием:

представителя ответчика Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в  Чалковой Т.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Колосок Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Сусуманского районного суда  гражданское дело по исковому заявлению Полянской Ольги Сергеевны к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в  о компенсации расходов, понесенных в связи с переездом на новое место жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Полянская Ольга Сергеевна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в  о компенсации расходов, понесенных в связи с переездом на новое место жительства, в размере . В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала вахтером в Государственном учреждении -Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в . Общий стаж работы у ответчика составляет 4 года 5 месяцев 26 дней, стаж работы на Крайнем Севере -35 лет 4 месяца 14 дней. В связи с переездом в , она оплатила стоимость 5-ти тонного контейнера в размере  приобрела автобусный билет по маршруту Сусуман - аэропорт Магадан стоимостью  и авиабилет по маршруту Магадан-Краснодар стоимостью .

ДД.ММ.ГГГГ она написала заявление об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на пенсию и переездом в ЦРС, с оплатой проезда до  и 5-ти тонного контейнера. ДД.ММ.ГГГГ она уволена на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Однако, в компенсации расходов, связанных с переездом, ей было отказано со ссылкой на Положение о компенсационных выплатах работникам ПФР по  и его подведомственных органов, работающим и проживающим в РКС и приравненных к ним местностях, от 28.02.2006 № 29. Указанным Положением предусмотрена оплата проезда к новому месту жительства работникам, проработавшим в системе ПФР не менее 5 лет. С данным Положением ее ознакомили в августе 2011 года, при трудоустройстве ее с указанным положением не знакомили.

Согласно ст. 326 Трудового кодекса Российской Федерации и ст.35 Закона РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Поскольку УПФР в  является организацией финансируемой из федерального бюджета, полагает отказ в компенсации расходов на переезд к новому месту жительства незаконным.

В связи с чем просит взыскать с Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в  , в том числе оплату стоимости: 5-ти тонного контейнера в размере , проезда по маршруту Сусуман-аропорт Магадан в размере , проезда по маршруту Магадан -Краснодар в размере

Ответчик представил письменный отзыв на иск, в котором, не согласившись с исковыми требованиями, указал, что согласно статьям 10 и 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации относится к бюджетной системе, но не входит в состав федерального бюджета, а является бюджетом государственного внебюджетного фонда.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде России, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 21222-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, его денежные средства находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.06.2004 № 81п, государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в  является юридическим лицом, входит в структуру ПФР и непосредственно подчиняется Отделению ПФР по . Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется Пенсионным Фондом России через Отделение. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета ПФР, утверждаемого федеральными законами на очередной календарный год.

Таким образом УПФР в  не является организацией, финансируемой из федерального бюджета.

Согласно ст. 326 Трудового кодекса Российской Федерации размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Согласно Положению о компенсационных выплатах работникам системы ПФР, работающим и проживающим в РКС и приравненных к ним местностях, утвержденному постановлением Правления ПФР от 04.07.2005 №118п, оплата переезда к новому месту жительства в другую местность работнику системы ПФР производится при наличии у него не менее 15 лет стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе в системе ПФР -не менее 5 последних лет перед переездом, включая стаж работы в органах социальной защиты населения. Поскольку стаж Полянской О.С. в системе ПФР составляет 4 года 5 месяцев 26 дней, то есть менее 5 лет, то оснований для компенсации ее расходов на переезд в другую местность не имеется. В связи с чем в удовлетворении иска просил отказать.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства уведомлена, передала телеграмму о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с ее проживанием в .

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного разбирательства и ходатайствовавшего о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Чалкова Т.С. не согласилась с исковыми требованиями Полянской О.С. по доводам, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснив суду, что источники формирования Пенсионного фонда Российской Федерации установлены Положением о Пенсионном фонде России и федеральными законами.

Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и плановый перио 2013 год» от ДД.ММ.ГГГГ № 355-ФЗ ассигнования средств федерального бюджета Пенсионному фонду России предусмотрены исключительно на выплаты пенсий, пособий, ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, предоставление материнского капитала и другие социальные выплаты, компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам, а также в целях финансирования затрат на оплату услуг органов (организаций).

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 3 статьи 326 названного кодекса установлены размер, условия и порядок оплаты расходов в случае переезда к новому месту жительства работнику организации, финансируемой из федерального бюджета.

Согласно части 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные положения содержатся в статье 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Согласно пунктам 1, 2, 4, 9 Положения о государственном учреждении -Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в , утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.06.2004 № 81п, УПФР в  является юридическим лицом, входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по , в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учредителем УПФР в  является Пенсионный фонд Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание УПФР в  осуществляется Пенсионным фондом России через Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по  (л.д.93-98).

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункты 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (далее по тексту Положение о ПФР).

Согласно п.4 Положения о ПФР средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет: страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Таким образом, из Положения о ПФР не следует, что последнее является учреждением, финансируемым из федерального бюджета.

Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 10.12.2010 № 355-ФЗ предусмотрены ассигнования в бюджет ПФР средств федерального бюджета, но на выплату гражданам пенсий и иных социальных выплат в соответствии с действующим законодательством (Приложение 1 к Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов").

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик -государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в , не является бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета. Соответственно размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом работников на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Частью 1 пункта 20 Положения о компенсационных выплатах работникам системы Пенсионного фонда Российской Федерации, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.07.2005 № 118п (в редакции постановлений от 21.12.2005 № 254п, от 21.12.2007 № 357п, от 21.09.2011 № 285п), установлено, что работникам и членам их семей в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора оплачивается стоимость проезда и стоимость провоза багажа (не свыше 5 тонн на семью) по фактическим расходам только в том случае, если они при заключении трудовых договоров о работе в территориальном органе ПФР прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов Российской Федерации.

Оплата переезда к новому месту жительства в другую местность работнику системы ПФР, проработавшему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, в том числе в системе ПФР не менее 5 последних лет перед переездом, включая стаж работы в органах социальной защиты населения, осуществляется независимо от того, прибыл ли он в районы Крайнего Севера и приравненные местности из других регионов Российской Федерации при заключении трудового договора в территориальном органе ПФР (ч.2 п.20 указанного Положения) (л.д.63-68, 75-76).

Как следует из копии трудовой книжки, истец Полянская О.С. работала в УПФР в  сторожем (вахтером) 1 разряда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом до трудоустройства на указанную должность Полянская О.С. также работала в организациях  (л.д.11-15).

Поскольку, доказательств, свидетельствующих о прибытии истца для работы в УПФР в  из другого региона, суду не представлено, то оснований для компенсации истцу расходов, связанных с переездом в другую местность, на основании ч.1 п.20 Положения о компенсационных выплатах работникам системы Пенсионного фонда Российской Федерации, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеется.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет более 35 лет. При этом непрерывный стаж работы в УПФР в  перед переездом составляет 2 года 8 месяцев 6 дней.

Общий стаж работы Полянской О.С. в УПФР в , согласно исследованным в судебном заседании копиям трудовых договоров, приказов о приеме-увольнении составляет 4 года 7 месяцев 3 дня (л.д. 39-62,78-92).

Поскольку стаж работы истца в УПФР в  перед переездом, а также общий стаж работы у ответчика в течение 2005-2011 годов, составляет менее 5 лет, то суд не усматривает оснований для компенсации ответчиком расходов, связанных с переездом истца в другую местность, и на основании ч.2 п.20 Положения о компенсационных выплатах работникам системы Пенсионного фонда Российской Федерации, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В трудовых договорах от 24 февраля 2009 года № 113, 16 июля 2009 года № 113/1, заключенных между работником Полянской О.С. и работодателем - УПФР в , условий о компенсации Полянской О.С. расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера в другую местность не содержится.

В связи с изложенным суд находит исковые требования Полянской О.С. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в  не подлежащими удовлетворению.

Тот факт, что Полянская О.С. с Положением о компенсационных выплатах работникам системы Пенсионного фонда Российской Федерации, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ответчиком ознакомлена не была, не влияет на выводы суда по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.68 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при приеме на работу (до подписания трудового договора) обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает бесспорное возникновение обязательств работодателя по оплате работнику расходов на переезд в случае не ознакомления работника с локальным нормативным актом.

Оснований для взыскания государственной пошлины с истца не имеется, поскольку в силу п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец от уплаты государственной пошлины освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Полянской Ольге Сергеевне к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в  о компенсации расходов, понесенных в связи с переездом на новое место жительства отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, при этом днем изготовления мотивированного решения считать ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий С.В.Нечкина