ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2910/2016 от 19.08.2016 Шатурского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2910/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области 19 августа 2016 года

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,

при секретаре Туркиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО5 к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области о признании решений комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконными, возложении обязанности по назначению ежемесячных компенсационных выплат,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области о признании решений комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконными, возложении обязанности по назначению ежемесячных компенсационных выплат, указывая, что ответчиком ей отказано в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за приемными детьми-инвалидами, в связи с тем, что она осуществляет трудовую деятельность. Считая отказ незаконным, просит суд признать решения ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области от 05.07.2016 и 25.07.2016 незаконными, обязать ответчика назначить ей ежемесячные компенсационные выплаты как лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, с момента обращения за ними, то есть с 27.06.2016 и 20.07.2016 соответственно.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании распоряжений отдела социальной защиты населения района Кунцево Управления социальной защиты населения западного административного округа г. Москвы от 11.08.2015 № 410-р/оп15 и от 27.04.2016 № 149-Р/ОП ФИО1 и ФИО8 назначены опекунами несовершеннолетних детей (л.д. 31-33, 34-35), заключены договора о передаче детей в приемную семью, по условиям которых приемные родители получают денежное вознаграждение, а также денежные средства на содержание подопечного, другие выплаты и пользуются мерами социальной поддержки, предоставляемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области (л.д. 36-39, 40-43).

27.06.2016 и 20.07.2016 ФИО1 обратилась в ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении компенсационной выплаты по уходу за приемными детьми-инвалидами.

Решениями комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05.07.2016 № 534 и от 25.07.2016 № 564 истице отказано в назначении ежемесячной компенсационной выплаты на приемных детей-инвалидов, поскольку она, как приемный родитель, исполняет обязанности по договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение, то есть выполняет оплачиваемую работу и, в связи с этим, не может быть отнесена к категории неработающих лиц, у нее отсутствует право на получение компенсационных выплат по уходу за детьми-инвалидами (л.д. 10-12, 13-15).

Пункт 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Из приведенных выше норм следует, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.

Порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в соответствии в Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлен в Правилах осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343.

В силу подпункта «д» пункта 9 указанных Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Вывод пенсионного органа о том, что приемный родитель является работающим в смысле, придаваемом этому понятию законодательством об осуществлении опеки на возмездной основе на основании заключенного договора о передаче несовершеннолетних на воспитание в приемную семью, ограничивает право ФИО1 на реализацию соответствующих прав и гарантий по возмещению дополнительных материальных затрат как лицу, осуществляющему уход за приемными детьми-инвалидами, что в свою очередь ограничивает ее в реализации прав и исполнении обязанностей в отношении приемных детей.

Вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.

При таких обстоятельствах, решения пенсионного органа об отказе в назначении компенсационной выплаты по уходу за приемными детьми-инвалидами, являются незаконными.

В соответствии с пунктом 8 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04 июня 2007 года № 343, компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

Поскольку заявления ФИО1 о назначении компенсационных выплат были поданы в пенсионный орган 27.06.2016 и 20.07.2016, то на пенсионный орган подлежит возложению обязанность о назначении ей выплат с указанных дат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 ФИО6 удовлетворить.

Признать решения ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области от 05.07.2016 (протокол № 534) и от 25.07.2016 (протокол № 564) незаконными.

Обязать ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области назначить ФИО1 ФИО7 ежемесячные компенсационные выплаты, как лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, с 27.06.2016 и 20.07.2016 соответственно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Жигарева