ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2911/20 от 08.07.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

дело № 2-2911/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 08 июля 2020 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ,

установил:

Санкт-Петербургский ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» обратился в Центральный районный суд г. Сочи к ФИО1 с иском о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Исковые требования мотивированы следующим.

Ответчик до ДД.ММ.ГГГГ пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ льгота была переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ.

Согласно Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Закон СПб от ДД.ММ.ГГГГ «Социальный кодекс СПб» и в Закон СПб «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в СПб», федеральный бюджет компенсирует инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, затраты на коммунальные услуги, а плата за жилье возмещается лишь тем из них, кто проживает в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда; с ДД.ММ.ГГГГ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в помещениях частного жилого фонда, будут получать меры социальной поддержки для оплаты коммунальных платежей двумя суммами: по оплате жилого помещения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (пп. 1-1, пп.1-2, п. 3 ст. 3 Закона СПб от ДД.ММ.ГГГГ); по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета (Закон СПб от ДД.ММ.ГГГГ).

Гражданам, имеющим право с ДД.ММ.ГГГГ на денежную выплату в соответствии с Законом Санкт-Петербурга и получающим на ДД.ММ.ГГГГ льготы, денежные выплаты рассчитываются и перечисляются без подачи заявления и документов на основании сведений, имеющихся в ГУП ВЦКП ЖХ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статьи 28.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 199-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ). Объем субвенций по оплате жилищно-коммунальных услуг из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ) определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством Российской Федерации, федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно- коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, а также установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона СПб от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищной политике Санкт-Петербурга», принятого законодательным собранием СПб ДД.ММ.ГГГГ, размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

На основании п. 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» (далее Положение) денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства.

Согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 60 и пунктов 2 и 3 статьи 71 и пункта 1 статьи 70-1 главы 14 Кодекса меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 (введен законом от ДД.ММ.ГГГГ) статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт 3 статьи 4 Социального кодекса).

Согласно п. 2.8 Положения граждане обязаны извещать администрацию района Санкт- Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.

Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района СПб с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п.2.9.2 Положения).

Граждане, которые не известили администрацию СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный в п. 2.8 настоящего Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат, либо взыскиваются в судебном порядке (п.2.11 Положения).

В феврале 2018 г. в бухгалтерию СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» <адрес> (далее - администрация) поступил список получателей денежной выплаты, имеющих признак «пенсионера ведомства», предоставлены сведения о пенсионерах в ГИРЦ, сведения о которых отсутствуют в базе данных этих ведомств, либо выплата пенсии приостановлена, фамилия ФИО1 находилась в этом списке, после чего выплата ЖКУ ей была приостановлена до выяснения обстоятельств.

Для уточнения данных была запрошена справка о регистрации ФИО1 и при её получении администрацией вынесено распоряжение о прекращении выплат на ЖКУ из бюджета Санкт-Петербурга с ДД.ММ.ГГГГ по причине снятия ответчика с регистрационного учета в Санкт-Петербурге с ДД.ММ.ГГГГ

В результате чего образовалась переплата денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 66 485 руб. 94 коп., из них 64 358 руб. 34 коп. – из федерального бюджета + 2 127 руб. 60 коп. – из бюджета Санкт-Петербурга.

При расчете сумм денежных выплат льгот по оплате ЖКУ учитывается региональный стандарт стоимости ЖКУ и зависит непосредственно от количества лиц, на которых начисляется квартирная плата.

ФИО1 снята с регистрационного учета по адресу предоставления денежной выплаты ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому рассчитать сумму денежной выплаты ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ не предоставляется возможным в связи с утратой права.

Ответчица утратила право на получение ЖКУ из бюджета Санкт-Петербурга, в связи со снятием с регистрационного учёта по адресу предоставления данной выплаты, в связи с чем, сумму в размере 66 485 руб. 94 коп. следует признать неосновательным обогащением. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу СПб ГКУ «Городской информационно- расчётный центр» незаконно полученную меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 66 485 руб. 94 коп.

В судебное заседание представитель истца не явился, в исковом заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик в судебном заседании исковые требования признала, о чем представила письменное заявление. Суду пояснила, что порядок прекращения денежной выплаты на услуги ЖКУ она не знала и полагала, что при снятии ее с регистрационного учета по <адрес> эти сведения будут без ее участия переданы в орган, производящий начисление таких выплат, а выплаты будут прекращены. Будучи добросовестным гражданином, она начала по мере возможности погашать задолженность, перечислив на счет истца, указанный в претензии, денежные средства в сумме 22 рубля 75 копеек и 2 104, 85 руб.

Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Санкт-Петербургского ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» по следующим основаниям.

Согласно статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (часть 1).

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2).

Ответчик иск признает.

Согласно п.1 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно п. 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В данном случае суд не усматривает оснований не принять признание иска ответчиком, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Принимая во внимание частичное погашение долга ответчиком, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере 62 230 рублей 74 копейки.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика в доход бюджета муниципального образования город-курорт Сочи подлежит взысканию госпошлина в размере 2 066 руб. 92 копейки, исчисленная в соответствии с п.1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Санкт-Петербургского ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ – удовлетворить в части.

Взыскать с ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» необоснованно полученную меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ в размере 62 230 рублей 74 копейки.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город-курорт Сочи госпошлину в размере 2066 руб. 92 копейки.

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение будет составлено 15.07.2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.М. Вергунова