Дело №2-2911/2020
24RS0046-01-2020-001512-58
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Милуш О.А.,
при секретаре Казаковой А.В.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Гришина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Российской Федерации в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» к ФИО1 ФИО5 о взыскании незаконно израсходованной суммы гранта, предоставленного на осуществление предпринимательской деятельности безработному гражданину,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» к ФИО1 о взыскании незаконно израсходованной суммы гранта, предоставленного на осуществление предпринимательской деятельности безработному гражданину, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Между КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» и ФИО1 в соответствии с приказом агентства труда и занятости населения Красноярского края о представлении гранта от 24.09.2018 № заключено соглашение о предоставлении гранта на осуществление предпринимательской деятельности безработному гражданину от 04.10.2018 №. Согласно указанному соглашению ФИО1 11.10.2018 осуществил государственную регистрацию предпринимательской деятельности в качестве учредителя юридического лица ООО «Алиса». Грант в сумме 298 971 руб. 24.10.2018 перечислен на расчетный счет ООО «Алиса». 20.12.2018 ФИО1 предоставил в КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» отчет о целевом использовании гранта и собственных средствах. В соответствии с п. 2.1.4 соглашения, 18.02.2019 ФИО1 создал 4 рабочих места для трудоустройства граждан по профессиям «диспетчер» - 2 штатные единицы, «техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра» - 1 штатная единица, «инженер-программист» - 1 штатная единица. Вместе с тем, по информации КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» в результате посещения ООО «Алиса» с целью проверки исполнения условий соглашения от 04.10.2018 № и целевого использования ФИО1 гранта, установлено, что ФИО1 не осуществляет предпринимательскую деятельность, отсутствует налоговая декларация, а также отсутствуют приобретенные на полученную сумму гранта товары. В связи с чем, КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» издан приказ № от 19.06.2019 «О возврате гранта» на основании п.3.2. соглашения, о чем в адрес ответчика было направлено уведомление.
В указанной связи, истец просит взыскать со ФИО1 в пользу федерального бюджета в лице КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» сумму гранта, полученную последним на осуществление предпринимательской деятельности безработным гражданином, в размере 298 971 рублей.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Гришин В.С. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Материальный истец КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска», извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило, об отложении слушания по делу не просило.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и своевременно по адресу, указанному в исковом заявлении и месту регистрации, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не поступало, согласно ранее данным пояснениям в судебном заседании исковые требования не признал, ссылался, что условия соглашения были соблюдены им в полном объеме, однако из-за долгих переговоров с контрагентами пришлось расторгнуть трудовые договоры с работниками, и закрыть предпринимательскую деятельность. Считает, что поскольку денежные средства перечислялись на счет юридического лица, то и возврат денежных средств должно осуществлять юридическое лицо.
В соответствии с п.3 ст.1 ГПК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Учитывая, что ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, об уважительности неявки суд не уведомил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, суд с согласия истца, выраженного в письменной форме, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Выслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 37).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 3).
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07 сентября 2012 года № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" и утверждены соответствующие Правила.
Согласно пункту 2 Правил регистрации безработных граждан при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 N 429-п (ред. от 25.08.2015) "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядка подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядка возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении" утвержден Порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядок подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядок возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Абзацем 2 пункта 2.1. Порядка предусмотрено, что размер единовременной финансовой помощи равен 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края.
В течение 5 календарных дней со дня получения центром занятости населения экспертного заключения по бизнес-плану с указанием итоговой оценки по бизнес-плану 3,0 балла и более, согласно Методике проведения экспертизы бизнес-планов, центр занятости населения направляет получателю два экземпляра договора о предоставлении единовременной финансовой помощи (далее - договор) для подписания. В договор включается условие, устанавливающее обязанность получателя осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.5 Порядка).
Согласно пункту 2.6. Порядка получатель, с которым заключен договор, в течение 30 дней со дня его подписания регистрируется в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
После регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо крестьянского (фермерского) хозяйства получатель представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек) (п. 2.7 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, получатель не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет представляет в центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (кассовый чек и копия кассового чека, договор, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки).
При этом согласно пункту 4.1. Порядка единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет в следующих случаях:
1) представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение единовременной финансовой помощи;
2) невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи;
3) несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре;
4) ликвидация юридического лица или прекращение получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
5) фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем которого являлся получатель, без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства;
В силу п. 4.3 Порядка, центр занятости населения в течение 5 календарных дней с момента возникновения нарушений условий предоставления единовременной финансовой помощи, указанных в разделе 2 настоящего Порядка, направляет получателю уведомление о возврате единовременной финансовой помощи в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления. В случае если получатель не возвратил средства единовременной финансовой помощи в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, денежные средства подлежат возврату в краевой бюджет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик как безработный обратился в КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» с заявлением о предоставлении гранта на осуществление предпринимательской деятельности, представив бизнес-план создания службы технической поддержки (ИТ - аутсорсинг) для среднего бизнеса и для государственного сектора с малым бюджетом на информационные технологии (л.д.140-160).
На основании приказа № от 24.09.2018 между КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» и ФИО1 заключено соглашение о предоставлении гранта на осуществление предпринимательской деятельности безработному гражданину от 04.10.2018 № (л.д. 134-137, 138-139).
В соответствии с приказом № от 18.10.2018, сумма гранта, предоставленного ФИО1, составила 298 971 руб. (л.д.128 обор.).
Свои обязательства по соглашению материальным истцом были выполнены и средства в полном объеме были перечислены на расчетный счет ООО «Алиса», учредителем которого является ответчик, что подтверждается платежными поручениями № от 04.10.2018 (л.д. 127).
В соответствии с п. 2.1.1 Соглашения в течение 20 календарных дней с момента заключения соглашения гражданин обязался осуществить государственную регистрацию предпринимательской деятельности в качестве учредителя юридического лица по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в приказе Агентства об отборе проектов для предоставления грантов «Создание службы технической поддержки (ИТ - аутсорсинг) для среднего бизнеса и для государственного сектора с малым бюджетом на информационные технологии».
Пунктом 3.1. соглашения предусмотрены случаи, при которых ФИО1 обязался возвратить сумму гранта в полном объеме, а именно: представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение гранта; невыполнение обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование гранта; несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, представленной согласно п.2.1.2 соглашения; ликвидация юридического лица учредителем (соучредителем) которого выступал гражданин, выход гражданина из состава учредителей юридического лица; фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем (соучредителем) которого являлся гражданин, без выхода гражданина из учредителей юридического лица; невыполнение обязанности по предоставлению документов, подтверждающих полное и целевое использование собственных денежных средств; фактическое отсутствие товаров и (или) выполнение работ (услуг), приобретенных (оплаченных) за счет собственных средств и средств гранта, согласно документам, подтверждающим целевое и полное использование собственных средств и средств гранта; предоставление документов, подтверждающих полное и целевое использование гранта и собственных средств, по истечении срока, установленного п. 2.1.3 соглашения; несоответствие муниципального образования в качестве места осуществления предпринимательской деятельности муниципальному образованию, указанному в проекте; невыполнение условий соглашения по созданию рабочих мест для трудоустройства граждан; ликвидация созданных рабочих мест для трудоустройства граждан ранее истечения 12 месяцев с момента их создания и (или) ранее истечения 12-месячного суммарного периода занятости граждан на этих местах; невыполнение условий по трудоустройству граждан на созданные рабочие места; невыполнение условий по предоставлению документов, указанных в п. 2.1.6 соглашения.
11.10.2018 ФИО1 зарегистрировано юридическое лицо ООО «Алиса», ОГРН №, №, КПП №, согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности является деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий (код 62.02 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2). (л.д. 15-18).
С условием получения гранта ФИО1 был ознакомлен и согласился.
В подтверждение осуществления предпринимательской деятельности 20.12.2018 ответчиком в КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» был предоставлен отчет о целевом использовании гранта и собственных средств, привлеченных на осуществление предпринимательской деятельности (л.д. 33-34), представлены приказы о приеме на работу, трудовые договоры и копии трудовых книжек (л.д. 35-51), квитанции, товарные накладные и договоры поставки на приобретение мебели, оборудования, договор предоставления услуг подключения к сети интернет (л.д.52-57, 58-62, 63-65), инвентарная книга учета объектов основных средств, акт о приеме-передачи объекта основных средств, инвентарные карточки (л.д. 66-127).
Вместе с тем, при посещении сотрудниками КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» с целью контроля выполнения условий соглашения от 04.10.2018 № ФИО1 ООО «Алиса» по адресу: <адрес>, не удалость установить факт наличия предпринимательской деятельности; наличия созданных рабочих мест; наличие оборудования, товаров, продукции, приобретенных на средства гранта, что подтверждается актами 14.10.2019 (л.д. 24, 25), о предстоящей проверке в адрес ФИО1 направлялось уведомление от 12.05.2019 (л.д.27).
24.06.2019, а также 08.10.2019 ответчик в адрес КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» направлял уведомление о том, что предпринимательскую деятельность не ведет, в связи с невыходом в точку безубыточности, ООО «Алиса» находится в стадии ликвидации (л.д.26, 27 обор.).
19.06.2019 в адрес ответчика, на основании приказа КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» № от 19.06.2019 направлялось требование о возврате средств гранта в связи с неисполнением условий заключенного Соглашения, которое ответчиком было проигнорировано (л.д. 28,29).
Кроме того, судом установлено, что 15.08.2019, ответчик по своему решению прекратил деятельность, что подтверждается сведениями из ЕГРИП на 30.01.2020, согласно которым ООО «Алиса», единственным учредителем которого является ФИО1, 15.08.2019 прекратило деятельность в связи с принятием им решения о ликвидации юридического лица, тем самым нарушив условия предоставления гранта (л.д. 18 обор.).
В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Вопреки требованиям ст. 12 ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено допустимых доказательств фактического осуществления им предпринимательской деятельности по виду деятельности, указанному в соглашении от 04.10.2018 №, как и не представлено доказательств неосуществления такой деятельности по уважительным причинам.
Доводы ФИО1 о перечислении денежных средств на счет юридического лица, в связи с чем, обязательства по возврату гранта должны возлагаться на юридическое лицо, судом признаются несостоятельными и отклоняются, поскольку открытие юридического лица было одним из основных условий соглашения для получения гранта, с которым ответчик был ознакомлен и данные условия не оспаривал.
Обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соглашения, судом не установлено. Возражения ФИО1 относительно заявленных исковых требований основаны на неверном, субъективном толковании норм материального права и не учитывают положений соглашения, заключенного между материальным истцом и ответчиком, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Поскольку в ходе рассмотрения искового заявления нашли свое подтверждение доводы истца о нарушении ФИО1 условий предоставления средств гранта и такое нарушение не является незначительным – ответчик прекратил осуществление деятельности, путем ликвидации юридического лица, суд полагает обоснованными заявленные исковые требования о возврате средств гранта в полном объеме.
В силу ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину в доход местного бюджета в размере, в котором истец был освобождён от ее уплаты при подаче иска в силу закона, в сумме 6189,71 рубль (5200 + 1% от (298971 - 200000) = 5200 + 989,71 = 6189,71 руб.).
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Российской Федерации в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» к ФИО1 ФИО6 о взыскании незаконно израсходованной суммы гранта, предоставленного на осуществление предпринимательской деятельности безработному гражданину, удовлетворить.
Взыскать со ФИО1 ФИО7 в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» сумму гранта, предоставленного на осуществление предпринимательской деятельности безработному гражданину на основании соглашения от 04.10.2018 №8 в размере 198 971 (сто девяносто восемь тысяч девятьсот семьдесят один) рубля.
Взыскать со ФИО1 ФИО8 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 189 (шесть тысяч сто восемьдесят девять) рублей 71 копейки.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в Свердловский районный суд г. Красноярска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления - в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска.
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020
Судья О.А. Милуш