ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2911/2014 от 21.07.2014 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

  Дело № 2-2911-14

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Северодвинск 21 июля 2014 года

 Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

 председательствующего судьи Пальмина А.В.,

 при секретаре Хариной Д.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа Администрации муниципального образования «Северодвинск» в выдаче разрешения на строительство от 22 января 2014 года и обязании его выдать,

 у с т а н о в и л:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации МО «Северодвинск» об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенном в письме от 22.01.2014 № 01-03-17/145 и обязании его выдать.

 В обоснование заявления указал, что по заключённым с Администрацией МО«Северодвинск» договорам от 23.03.2012 № 11391003, от 07.10.2003 № 11391000 является арендатором двух земельных участков с кадастровыми номерами ..... г.<адрес>. С целью строительства на указанных участках двух объектов капитального строительства (склады) по его заданию была разработана и утверждена проектная документация на их строительство. 13.01.2014 обратился в Администрацию МО «Северодвинск» с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанных объектов. Однако письмом от 22.01.2014 в выдаче разрешения на строительство отказано в связи с началом строительства данных объектов. Полагал такой отказ незаконным, поскольку он не основан на ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

 Определением Северодвинского городского суда от 21.07.2014 производство по требованию о возложении на Администрацию МО«Северодвинск» обязанности выдать разрешение на строительство прекращено.

 Заявитель ФИО1, будучи надлежаще извещённым, в судебное заседание не явился.

 Ранее представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании пояснил, что возводимые ФИО1 объекты капитального строительства не являются самовольными постройками, поскольку их строительство осуществляется на основании согласованной с Администрацией проектной документации.

 Представитель Администрации МО «Северодвинск» ФИО3 в судебном заседании полагал оспариваемое решение законным. Пояснил, что выдача разрешения на строительство должно предварять начало строительных работ, которые заявителем на момент обращения за разрешением уже были начаты.

 Суд в соответствии со ст.ст. 167, 257 ГПК РФ рассмотрел дело при данной явке.

 Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

 Согласно положениям ст.ст. 254, 258 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

 имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

 соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 Судом установлено, что ФИО1 на основании заключённых с Администрацией МО«Северодвинск» договоров от 23.03.2012 № 11391003, от 07.10.2003 № 11391000 является арендатором двух земельных участков с кадастровыми номерами ..... <адрес> в районе <адрес>, 14.

 С целью строительства на указанных участках объекта «Склад для хранения продовольственной группы товаров и склад ангарного типа (градостроительный квартал 056) в районе <адрес>» по заданию ФИО1 была разработана и утверждена проектная документация.

 13.01.2014 ФИО1 обратился в Администрацию МО«Северодвинск» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Склад для хранения продовольственной группы товаров и склад ангарного типа (градостроительный квартал 056) в районе <адрес>».

 Письмом заместителя Главы Администрации МО «Северодвинск» по городскому хозяйству ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство указанных объектов отказано в связи с фактическим началом их строительства.

 Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства» (утв. распоряжением Администрации МО «Северодвинск» от 28.06.2012 № 255-ра).

 Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

 Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления о выдаче разрешения на строительство и приложенных документов предусмотрен ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии названной нормой орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

 Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

 Государственной услугой признаётся деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Порядок предоставления государственной услуги определяется административным регламентом (ч. 1 ст. 12 указанного Закона).

 Пунктом 3.3.1 Административного регламента прямо предусмотрено, что решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства» принимает Мэр Северодвинска в форме письма Администрации Северодвинска.

 Решение об отказе в предоставлении Услуги должно содержать основания отказа и может быть обжаловано Заявителем в судебном порядке.

 Как следует из оспариваемого письма от 22.01.2014 оно подписано заместителем Главы Администрации МО «Северодвинск» по городскому хозяйству ФИО6, то есть неуполномоченным на принятие такого решения должностным лицом.

 При этом распоряжение мэра МО «Северодвинск от 25.05.2009 № 143-р оразграничении компетенции между главой Администрации МО«Северодвинск», первым заместителем и заместителями главы Администрации Северодвинска не может приниматься во внимание, поскольку оно издано в более ранний период и не регламентирует вопросы предоставления муниципальных услуг.

 При таких обстоятельствах суд признаёт отказ Администрации МО«Северодвинск» в выдаче ФИО1 разрешения на строительство от 22.01.2014 незаконным и согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ полагает необходимым возложить на Администрацию МО «Северодвинск» обязанность рассмотреть в установленный срок заявление ФИО1 от 13.01.2014 о выдаче разрешения на строительство объекта «Склад для хранения продовольственной группы товаров и склад ангарного типа (градостроительный квартал 056) в районе <адрес>».

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 заявление ФИО1 об оспаривании отказа Администрации муниципального образования «Северодвинск» в выдаче разрешения на строительство от 22 января 2014 года удовлетворить.

 Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Северодвинск» в выдаче разрешения на строительство от 22 января 2014 года.

 Обязать Администрацию муниципального образования «Северодвинск» в установленный срок рассмотреть заявление ФИО1 от 13 января 2014 года о выдаче разрешения на строительство объекта «Склад для хранения продовольственной группы товаров и склад ангарного типа (градостроительный квартал 056) в районе <адрес>».

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

     Председательствующийсудья

  А.В.Пальмин