Дело № 2-2912/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2016 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Болотовой Л.А.
При секретаре Ррудомановой Д.Н.
помощника прокурора Шпаковского района СК Змиевской А.Ю.
представителей третьего лица Министерства Природных Ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Климовой Л.Д. и Алейниковой О.Э. по доверенности.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шпаковского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельского совета об обязании проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Шпаковского района Ставропольского края обратился в Шпаковский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Дубовского сельского совета об обязании проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
В ходе судебного заселения исковые требования были уточнены в которых он указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей обязанность сельского поселения по защите населения от чрезвычайных ситуаций и уклонения администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
В ходе проверки установлено, что в июне 2016 года, в результате интенсивных проливных дождей и, как следствие, подъема уровня воды в реке Развилка выше критических значений, произошло подтопление приусадебных участков и хозяйственных построек на территории с. Дубовка. В результате подтоплены подвальные помещения и хозяйственные постройки 7 домовладений, в них проживает 26 человек. Сумма ущерба составила 403 тыс. руб.
Результаты проверки и анализ паводковой ситуации на территории Шпаковского района, а в частности на территории муниципального образования Дубовского сельсовета, показал низкую готовность территорий и администраций муниципальных образований к пропуску паводковых вод.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края провести работы по обеспечению безопасности бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного в 1,6 км. юго-западнее с. Дубовка.
В судебном заседании помощник прокурора Шпаковского района Змиевская А.Ю. полностью поддержала заявленные исковые требовании и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Дубовского сельского совета в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Климова Л.И. суду пояснила, что с указанным исковым заявление министерство не согласно, считает его необоснованным, а потому не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Строительство сооружений инженерной защиты, в том числе берегоукрепительных сооружений, министерство осуществляет в рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса» государственной программы Ставропольского края «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2015 г. № 572-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Охрана окружающей среды».
Основанием для проведения работ по ремонту, восстановлению, строительству гидротехнических сооружений (далее - ГТС) является разработанная, утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.
Капитальный ремонт ГТС осуществляется министерством на условиях софинансирования средствами федерального бюджета и бюджета Ставропольского края.
Одним из основных условий выделения средств федерального бюджета является нахождение ГТС на государственном учете в качестве бесхозяйного.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно с пункту 4 раздела II Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Кроме того, в соответствии с решением Шпаковского районного суда от 16 апреля 2014 г. на администрацию возложена обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного в 1,6 км юго-западнее с. Дубовка.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, постановка ГТС, расположенного на территории муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района (1.6 км юго-западнее с. Дубовка) на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи входит в полномочия администрации.
Бездействие администрации, выразившееся в не постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи ГТС, расположенного на территории муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района (1.6 км юго-западнее с. Дубовка), привело к отсутствию у министерства оснований и возможности исполнять свои полномочия в области безопасности ГТС.
В связи, с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора Шпаковского муниципального района Ставропольского края к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Алейникова О.Э. просила отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора по аналогичным основаниям.
Представитель третьего лица Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору извещенный надлежащим образом о дне и времени судебного заседания не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, при этом указал, что согласно требованию пп. 5, 6 постановления Правительства РоссийскойФедерации от 27.02.1999г. № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», следует:
При выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет
согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
Орган государственного надзора формирует и ведет перечень
гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или
собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.
Пунктом 10.23 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного
Постановлением Правительства Ставропольского края 02.07.2012 г. №221-п определены обязанности Министерства в области безопасности гидротехнических сооружений, в том числе и в части осуществления полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
Бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, так как техническое состояние из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и вследствие естественного износа крайне низкое, в период прохождения весенних паводков возможны аварийные ситуации, последствия которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Эти сооружения требуют освидетельствования для оценки их технического состояния и обоснованного решения по выводу их из эксплуатации (ликвидации), либо определения перечня мероприятий, выполнение которых позволит безопасно эксплуатировать их в будущем. Аварии на рассматриваемых гидротехнических сооружениях могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, привести к значительным материальным потерям и нарушениям условий жизнедеятельности десятков тысяч человек.
В силу требования ст. 225 «Бесхозяйные вещи» Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, собственник которой не известен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйные недвижимые вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 г. № 33405).
Заслушав мнение помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора полном объеме по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей обязанность сельского поселения по защите населения от чрезвычайных ситуаций и уклонения администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно паспорту готовности Шпаковского муниципального района Ставропольского края к пропуску весеннего половодья в 2016 году, на территории района имеется 79 бесхозяйных сооружений, 78 из них находятся в нормальном состоянии и готовы к пропуску паводковых вод. Как предаварийное указано только одно - на территории Казинского сельсовета, что указывает на формальных подход при составлении паспорта готовности к пропуску паводковых вод.
Так, в июне 2016 года, в результате интенсивных проливных дождей и, как следствие, подъема уровня воды в реке Развилка выше критических значений, произошло подтопление приусадебных участков и хозяйственных построек на территории с. Дубовка. В результате подтоплены подвальные помещения и хозяйственные постройки 7 домовладений, в них проживает 26 человек. Сумма ущерба составила 403 тыс. руб.
Результаты проверки и анализ паводковой ситуации на территории Шпаковского района, а в частности на территории муниципального образования Дубовского сельсовета, показал низкую готовность территорий и администраций муниципальных образований к пропуску паводковых вод.
Прохождение дождевого паводка в Шпаковском муниципальном районе, вызвавшее переполнение и последующий прорыв каскада прудов на территории Дубовского сельсовета, привело к подтоплению жилых домов, подвалов и хозяйственных построек.
Причиной подтопления Дубовского сельсовета явилось неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, образующих указанные водоемы. В частности, отводные каналы не очищены от растительности, захламлены, имеют низкую пропускную способность, аварийные сбросы не обеспечивают надежность работы при переполнении водоема и переливе через гребень плотины без образования проранов.
На основании решения Шпаковского районного суда от 16.04.2014, на администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края возложена обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного в 1,6 км. юго-западнее с. Дубовка.
Не смотря на имеющееся решение суда, администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района, до настоящего времени, не приняты меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющим, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке указанного гидротехнического сооружения на баланс муниципального образования.
Однако, не постановка на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения, расположенного в 1,6 км. юго-западнее с. Дубовка, не освобождает администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета от обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии с п.п. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Второй главой Закона № 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют:
-подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
-принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
-осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; -организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
-создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
-вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
-осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).
В соответствии с ч. 23 Положения проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Согласно ч. 28 Положения основными мероприятиями, проводимыми органами управления, являются в том числе и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе при получении сигналов экстренного оповещения, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
Кроме этого, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнический сооружений», органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:
на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности; участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий; принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений; информируют население об угрозе возникновения аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 5,6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации
гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», При выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
Орган государственного надзора формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.
Пунктом 10.23 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правитебльства Ставропольского края 02.07.2012 № 221- и определены обязанности Министерства в области безопасности гидротехнических сооружений, в том числе и в части осуществления полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого не известен либо от права собственности на которое собственник отказался.
Бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, так как техническое состояние из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и вследствие естественного износа крайне низкое, в период прохождения весенних паводков возможны аварийные ситуации, последствия которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Аварии на рассматриваемых гидротехнических сооружениях могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, привести к значительным материальным потерям и нарушениям условий жизнедеятельности десятков тысяч человек.
Таким образом, не проведение администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края полного комплекса мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации может повлечь и повлекло за собой угрозу безопасности жителей муниципального образования, а также возникновение чрезвычайной ситуации.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Обеспечение безусловной реализации конституционных прав граждан достигается путем формирования единого правового пространства регулируемого Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и издаваемых в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233, 194- 198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельского совета об обязании проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края провести работы по обеспечению безопасности бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного в 1,6 км. юго-западнее с. Дубовка.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в апелляционном порядке через Шпаковский районный суд в течение месяца.
Судья: подпись Болотова Л.А.
- - - - |
- - |