ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2912/2021 от 02.07.2021 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2-2912/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 02 июля 2021 года

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Коваль Н.Ю.,

при секретаре Васине М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц к МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сосновый Бор Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Прокуратурой г. Сосновый Бор в соответствии с заданием прокуратуры Ленинградской области от 26.02.2021 г. № 88-17-2021 была проведена проверка исполнения законодательства регулирующего вопросы содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 17.07.2018 № 445-рг «О проведении на территории Ленинградской области инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны», на территории Ленинградской области проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны.

Собственник защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных убежищ (ПРУ) инв. № 1505-47 по адресу: <...> ПРУ инв. №1513-47, по адресу: <...>, не установлен.

Согласно результатам инвентаризации, оценки содержания и использования защитных сооружений ГО ПРУ инв. № 1505-47 и № 1513-47 по состоянию систем жизнеобеспечения, герметичности к приему укрываемых и обеспечению (необходимых условий пребывания в нем людей при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени не готовы.

В ходе инвентаризации установлено следующее:

- система воздуховодов неисправна;

- отсутствуют вентиляторы и двигатели к ним;

- система электроснабжения осветительного питания неисправна;

- неисправна система вентиляции и водоотведения;

- неисправно оборудование инженерных сетей.

До настоящего времени защитные сооружения в соответствие с нормативными требованиями не приведены.

На основании изложенного, истец просит суд обязать МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестре защитные сооружения гражданской обороны: ПРУ инв. № 1505-47 по адресу: <...> ПРУ инв. №1513-47, по адресу: <...>, а также в течении 12 месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и подержание защитных сооружений гражданской обороны ПРУ инв. № 1505-47 по адресу: <...> ПРУ инв. №1513-47, по адресу: <...> постоянной готовности к использованию по назначению в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583, а именно:

- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт;

- привести систему вентиляции в исправное состояние и готовность к использованию по назначению;

- обеспечить защитное сооружение емкостями для воды (п.3.2.20, 3.2.21 Правил эксплуатации ЗСГО);

- привести в рабочее состояние защитно-герметические и герметические двери, ставни, произвести замену резиновых уплотнителей на защитно-герметических и герметических дверях, ставнях (п. 4.2.3, 4.2.4 Правил эксплуатации ЗСГО);

- обеспечить герметичность защитного сооружения;

- обеспечить защитное сооружение запасами (резервами лекарственных средств и медицинских изделий (п. 1.6 Правил эксплуатации ЗСГО).

Первоначально исковое заявление было подано в Сосновоборский городской суд Ленинградской области к АО «Центр управления непрофильными активами атомной отрасли».

В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика было привлечено МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Определением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 04.03.2021 г. гражданское дело передано по подсудности в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

В ходе судебного разбирательства, Прокурор г. Сосновый Бор отказался от требований к АО «Центр управления непрофильными активами атомной отрасли».

Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 29.06.2021 г. производство по делу в отношении АО «Центр управления непрофильными активами атомной отрасли» прекращено.

Прокурор в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержал по изложенным выше обстоятельствам.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в СПб и ЛО – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, полагая, что МТУ является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ленинградской области – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился,

При таких обстоятельствах, применительно к положениям ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ«О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.1,2,6 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года №28-ФЗ гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство РФ.

Согласно ст.7 указанного Федерального закона, федеральные органы исполнительной власти обязаны в пределах своих полномочий осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 установлено, что управление и распоряжение объектами гражданской обороны осуществляет Правительство РФ; объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества установлена ст.210 ГК РФ.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года №432 является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ).

Приказом ФАУГИ от 19.12.2016 года №464 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении ФАУГИ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которым МТУ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта РФ, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке использования объектови имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ«О приватизации государственного и муниципального имущества» при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

Ограничениями могут являться:

1) обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

2) обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятияи связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.

Статьей 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в качестве обременения приватизируемого имущества предусмотрена обязанность содержать объекты гражданской обороны, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса предприятия.

Согласно Распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Москве от 31.12.2014 №1222 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центр управления федеральной собственностью» (далее – Распоряжение №1222), приобщенного к материалам дела, ФГУП «Центр управления федеральной собственностью» преобразовано в акционерное общество «Центр управления федеральной собственностью».

Согласно возражениям на исковое заявление АО «Центр управления непрофильными активами атомной отрасли» от 24.07.2020, который является правопреемником АО «Центр управления федеральной собственностью», в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса вошли нежилые помещения:

- по адресу: г.Сосновый бор, пр. Героев, д. 59 пом. I площадью 2,6 кв.м, пом. II площадью 15 кв. м, пом. III площадью 57,9 кв.м, пом. VII площадью 37,2 кв. м, пом. VIII площадью 13,4 кв. м, пом. IX площадью 47,3 кв.м (всего 9 нежилых помещений общей площадью 203,5);

- по адресу: г.Сосновый бор, ул. Молодежная, д. 46: пом. I площадью 24,4 кв. м, пом. II площадью 30,3 кв.м, пом. III площадью 13,2 кв.м, пом. IV площадью 19,8 кв.м, пом. V площадью 4,8 кв.м, пом. VI площадью 33,3 кв.м, пом. VII площадью 36,1 кв.м, пом. VIII площадью 11,7 кв.м, пом. IX площадью 60.8 кв.м, пом. X площадью 40,9 кв.м (всего 10 нежилых помещений общей площадь 276 кв.м).

В настоящий момент нежилые помещения по адресу: г.Сосновый бор, пр. Героев, д. 59 пом. I площадью 2,6 кв.м, пом. II площадью 15 кв. м, пом. III площадью 57,9 кв.м, пом. VII площадью 37,2 кв. м, пом. VIII площадью 13,4 кв. м, пом. IX площадью 47,3 кв.м проданы ООО «ПО ЭЛЕРОН», нежилые помещения по адресу: г.Сосновый бор, ул. Молодежная, д. 46: пом. I площадью 24,4 кв. м, пом. II площадью 30,3 кв.м, пом. III площадью 13,2 кв.м, пом. IV площадью 19,8 кв.м, пом. V площадью 4,8 кв.м, пом. VI площадью 33,3 кв.м, пом. VII площадью 36,1 кв.м, пом. VIII площадью 11,7 кв.м, пом. IX площадью 60.8 кв.м, пом. X площадью 40,9 кв.м проданы ФИО3, что подтверждается выписками из ЕГРН, приобщенными к материалам дела.

При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для возложения на МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области обязанности по обеспечению сохранности и поддержанию защитных сооружений гражданской обороны ПРУ инв. № 1505-47 по адресу: <...> ПРУ инв. №1513-47, по адресу: <...> постоянной готовности к использованию по назначению в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в связи с чем, в удовлетворении иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору г. Сосновый Бор Ленинградской области в удовлетворении требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья