ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2913 от 04.07.2011 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-2913/2011

Решение

Именем Российской Федерации

04 июля 2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Степановой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Омской области» об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в Центральный районный суд г. Омска с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Омской области» об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 305 кв.м, местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес:  в размере 19 708 684 руб. 20 коп., просит обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по Омской области» исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость указанного участка в указанном размере и внести в КГН с 19 декабря 2008 года кадастровую стоимость земельного участка в размере 5 848 905,6 руб., определенную на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земли по 9 виду разрешенного использования для кадастрового квартала № в размере 4 481 руб. 92 коп., утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района--». В обоснование предъявленных требований указал, что ему на праве собственности согласно договору от 19 декабря 2008 года принадлежит указанный земельный участок, предназначенный для общественно-деловых целей под строение, свидетельство о праве от 21 января 2009 года. Указанная кадастровая стоимость участка определена согласно отчету ФГУП «ФКЦ «Земля» от 27 ноября 2007 года. В последующем сведения о кадастровой стоимости участка были утверждены постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п о внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п в редакции постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г № 193-п. Согласно указанному отчету земельный участок отнесен к 7 группе вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Однако на данном участке указанные объекты отсутствуют и при заключении договора купли-продажи аптечный киоск на участке отсутствовал. На указанном участке имеется только один объект - склад. Полагает, что участок относится к 9 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Таким образом, кадастровая стоимость не могла быть определена исходя из 7 вида разрешенного использования, что свидетельствует о кадастровой ошибке. Согласно п. 1.4 Методических указаний (приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39) определение кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования проводится в следующем порядке: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Согласно приказу Федеральной службы земельного кадастра РФ от 15 июня 2001 года № П/119 (п. 6.2.7) если вид разрешенного использования не установлен, в строку «9» записывается цель предоставления участка, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка. Стоимость земельных участков 9 вида разрешенного использования значительно меньше, чем стоимость земельных участков 7 вида разрешенного использования. Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка. Ошибочные сведения, содержащиеся в ГКН, нарушают право истца уплачивать платежи за землю согласно п. 1 ст. 388, 390, 391 НК РФ. Налоговой базой для земельного налога в соответствии со ст. 390 НК РФ является кадастровая стоимость земельного участка, а ст. 391 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Исходя из вышеизложенного, в 2008 году для исчисления земельного налога не могла приниматься новая кадастровая стоимость земельного участка, так как она на 01 января 2008 год не была утверждена Правительством Омской области. Просит исправить кадастровую ошибку в сведениях о стоимости земельного участка, исключить данную стоимость с 19 декабря 2008 года и внести кадастровую стоимость участка исходя из 9 вида разрешенного использования.

В процессе рассмотрения данного дела заявленные требования истцом изменялись (л.д. 98, 159).

С учетом изменений истец просит: обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области исключить с 19 декабря 2008 года из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 305 кв.м, местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: , в размере 19 708 684 руб. 20 коп. и внести с 19 декабря 2008 года в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 848 905,6 руб., определенную на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земли по 9 виду разрешенного использования в размере 4 481,92 руб., утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п и устранить указанную кадастровую ошибку.

Согласно определению суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Омской области.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, воспользовался услугами представителя по доверенности.

Представитель истца, действующая на основании доверенности, ФИО2 поддержала заявленные требования с учетом их изменения. Пояснила, что истец узнал о нарушении его права только 22 июня 2010 года, когда узнал о кадастровой стоимости земельного участка из ответа Росреестра по Омской области, до этого он не знал об изменениях в кадастровой выписке, поскольку при заключении договора купли-продажи к документам прилагалась старая кадастровая выписка от 04 октября 2004 года (л.д. 24). Считает, что срок для обращения в суд не пропущен, так как нарушены имущественные права истца, истец обратился в суд с иском, а не с заявлением. Пояснила, что истец приобрел земельный участок с разрешенным использованием - общественно-деловые цели, без установленного вида разрешенного использования. На участке находился полуразрушенный склад, а истец имел намерение возвести жилой дом. Однако строительства начато не было, а имеющееся здание истец - физическое лицо сдает в аренду ИП ФИО3, которая торгует запасными частями для автомашин. С заявлением об изменении вида разрешенного использования в Росреестр по Омской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области не обращался. Земельный участок ошибочно отнесен ответчиками к 7 виду разрешенного использования, применительно к находящемуся на участке складу должен быть установлен 9 вид разрешенного использования и, следовательно, установлена иная кадастровая стоимость. В данном случае был выбор между 5 и 9 видом, но не 7 видом, так как аптечный киоск - это не учреждение здравоохранения. В материалах дела имеется отчёт об определении кадастровой стоимости участка от 26 марта 2010 года, который необходимо принять за основу при вынесении решения. Просит иск удовлетворить.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области по доверенности ФИО4 полагал требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что в ходе кадастровой оценки спорный участок был обосновано отнесен к 7 виду разрешенного использования, так как на нем находится единой объект - склад и аптечный киоск. Данный факт подтверждается договором купли-продажи, техпаспортом и свидетельством о регистрации права истца. Складские помещения отнесены к 9 виду, а аптечные киоски - к 7 виду. В соответствии с правилами проведения кадастровой оценки, в ГКН вносится стоимость по наибольшей кадастровой стоимости, а 7 вид предусматривает большую кадастровую стоимость, чем 9. Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п в редакции постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г № 193-п. Сами по себе постановления истцом не оспариваются, следовательно, кадастровая стоимость и вид разрешенного использования указаны верно. Истец является собственником земельного участка и согласно ст. 35, 7 ЗК РФ, ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ имеет возможность обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования. Полагает, что истцом пропущен срок для обращения в суд. Представлен отзыв на иск (л.д. 153-156).

Представитель Управления Росреестра по Омской области ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал. Пояснил, что изначально на основании Указа Губернатора Омской области от 19 июня 2003 года № 110 была проведена оценка спорного земельного участка. В 2007 году проведена новая оценка, поскольку она проводится не реже, чем в 5 лет. Экономические характеристики земельного участка утверждены постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 № 174-п. Внесение изменений постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 № 193-п, содержащим сведения о кадастровой стоимости земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в постановление Правительства Омской области № 174-п свидетельствует о том, что Управлением правомерно внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Полагает, что истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд. Пояснил, что в 2007 году для отнесения к группе разрешенного использования учитывались уже имеющиеся сведения о цели использования - для общественно деловых целей под строение в соответствии с распоряжением директора департамента недвижимости г. Омска от 28 сентября 2004 № 1377р. Это было учтено и при оценке участка в 2007 году. Учитывая, что указанный вид можно было отнести к нескольким группам, была выбрана группа 7 разрешенного использования с учетом документов, представленных истцом. Все объекты здравоохранения, в том числе, аптечные киоски, относятся к 7 виду. В 2010 году вновь был подтвержден 7 вид разрешенного использования, что не оспорено истцом. Исходя из объекта, расположенного на участке, возможно было отнести участок к 5, 7, 9 видам разрешенного использования, рассчитать стоимость по всем видам и в итоге отнести к максимальному по стоимости, а именно, к 7 виду, что и было сделано. Просит учесть, что на момент установления вида разрешенного использования действовал Закон № 86-ФЗ от 22 июня 1998 года, согласно которому аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, а также аптечные киоски, следовательно, аптечный киоск - это учреждение здравоохранения. Доказательств того, что с момента приобретения истец фактически по иному использовал объект, внес соответствующие изменения в технические документов, не представлено. Просит в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1305 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов - общественно-деловые цели, местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес  (л.д. 16, 24 - кадастровый план участка от 04 октября 2004 года).

Кроме этого согласно свидетельству о регистрации права ФИО1 является собственником недвижимого имущества на основании договора купли-продажи от 19 декабря 2008 года, согласно которому объектом права является «аптечный киоск и склад», назначение - нежилое, площадь общая 194 кв.м, литер А, этажность - 1, местоположение: №, кадастровый номер № (л.д. 17).

Права на недвижимость подтверждаются договором купли-продажи недвижимого имущества от 19 декабря 2008 года, указанными свидетельствами, выданным 21 января 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области (л.д. 12-14).

Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости составляет 19 708 684,2 руб. (л.д. 84).

Указанная кадастровая стоимость земельного участка определена в процессе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель города Омска и содержится в подготовленном по результатам работ отчете ФГУП ФКЦ «Земля» от 27 ноября 2007 года № 05-09/02 «Об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов муниципального образования город Омск».

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный земельный кадастр (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) 27 декабря 2007 года на основании указанного выше Отчета.

В последующем сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в Отчете, были утверждены постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района №».

Согласно Отчету указанный земельный участок отнесен к 7 группе вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), что подтверждается электронным приложением к Отчету: файл «27.КС ОО модель.х1в» папки 7 ВРИ приложения «7. Расчет КС ЗУ ВРИ1-10» (пункт 1123).

Как указано выше, из материалов дела следует, что на указанном земельном участке расположен единый объект: «аптечный киоск и склад», назначение - нежилое, площадь общая 194 кв.м, литера А, этажность - 1, местоположение: , кадастровый номер №

Факт расположения указанного единого объекта недвижимости на земельном участке с вышеназванным кадастровым номером подтверждается и пунктом 1.1 договора купли-продажи от 19 декабря 2008 года, где указано, что истец приобрел земельный участок общей площадью 1 305 кв.м с кадастровым номером №, а также расположенное на нем одноэтажное здание (нежилое помещение - аптечный киоск и склад - одноэтажное здание) общей площадью 194 кв.м, литера А по указанному выше адресу, именуемое «недвижимое имущество» (л.д.12-14).

Из технического паспорта от 28 июня 2004 года, представленного истцом, также следует, что на земельном участке по указанному адресу находится объект - аптечный киоск и склад, «назначение» - аптечный киоск и склад, «использование» - аптечный киоск и склад (л.д. 18-22). Из схемы в техпаспорте следует, что указанное помещение представляет собою единый объект недвижимости.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства РФ № 316 от 08 апреля 2000 года «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утверждены правила ведения государственной кадастровой оценки земель.

Названные правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июня 2007 года № 215 (далее - Административный регламент), одной из административных процедур ГКОЗ является формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов.

Согласно Методическим указаниям перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель.

Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

В целях разъяснения положений Методических указаний совместным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации) (л.д. 99-102).

Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Методические указания и Технические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:

1.земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки;

2.земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки;

3.земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;

4.земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;

5.земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

6.земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;

7.земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;

8.земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения;

9.земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

10.земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

11.земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;

12.земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;

13.земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;

14.земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;

15.земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования;

16.земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.

Из буквального толкования этих положений следует, что кадастровая стоимость земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок.

Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.

При этом формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов выполняется в следующем порядке:

- формирование исходного перечня земельных участков;

- определение номера вида разрешенного использования земельных участков.

Определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, который содержится в Таблице 1 Приложения 2 Технических рекомендаций.

Типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков предполагает размещение на них объектов недвижимости соответствующего вида разрешенного использования.

Суд соглашается с позицией ответчиков в той части, что исходя из утвержденного Перечня видов разрешенного использования спорный земельный участок правомерно был отнесен к 7 виду разрешенного использования, а не к 9 виду.

Так, в судебном заседании представитель истца пояснил, что фактически указанный участок под склад или аптечный киоск истцом не используется, истец ФИО1 сдает нежилое помещение в аренду ИП ФИО3, которая использует его под магазин запчастей.

При этом каких-либо иных документов, характеризующих технические характеристики объекта на спорный период, кроме указанных выше, в материалы дела не представлено. Представленные истцом договоры аренды от 22 января 2009 года, 23 декабря 2009 года, 24 ноября 2010 года, согласно которым истец передает в аренду указанное помещение ИП ФИО3, которая использует его для розничной торговли автомобильными деталями на автомобили японских марок, с достоверностью не свидетельствует, что в спорный период объект использовался по иному назначению, нежели, чем указано в договоре купли-продажи, свидетельстве о регистрации права и техпаспорте на объект недвижимости.

Назначение объекта недвижимости для эксплуатации, а именно, «склад-аптечный киоск», подтверждает технический паспорт строения, договор купли-продажи и свидетельство о праве собственности на указанный объект недвижимости. При этом каких-либо изменений в технические документы истцом не вносилось.

К 7 виду разрешенного использования относятся участки, предназначенные для размещения, в частности, объектов здравоохранения, к которым согласно составу вида разрешенного использования относятся аптечные учреждения. Согласно приказу Минздрава от 27 июля 2010 года № 53н «Об утверждении видов аптечных организаций» к видам аптечных организаций относится в том числе, аптечные коски (л.д. 106).

Кроме этого, согласно положениям Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (утратил силу с 01 сентября 2010 года) аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски. Применительно к изложенному, аптечный киоск является учреждением здравоохранения.

К 9 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, продовольственного снабжения, сыта и заготовок; согласно составу вида разрешенного использования к таким объектам относятся земельный участки баз и складов.

Установлено, что первоначально, согласно Распоряжению директора департамента недвижимости от 28 сентября 2004 года № 1377-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства по упорядочению земельного участка по  утвержден проект территориального землеустройства по упорядочению земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 305 кв.м для общественно-деловых целей под строение (л.д. 49).

Согласно приказу Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119

"Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (п. 6.2.17) в строку "9" заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка. Для земельных участков, образованных в результате слияния, разделения, перераспределения, выделения дополнительного к учтенному, устанавливается разрешенное использование предыдущих земельных участков.

В соответствии с п. 3.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152 расчет кадастровой стоимости земельного участка, подходящего более, чем под один вид разрешенного использования, осуществляется исходя из сведений в том виде, при котором кадастровая стоимость земельного участка является наибольшей. Учитывая данное правило, указанный выше земельный участок при проведении государственной кадастровой оценки земель был отнесен к 7 виду разрешенного использования, то есть к виду, кадастровая стоимость при котором является наибольшей по сравнению с 9 видом разрешенного использования.

Данный факт истцом в судебном заседании не оспаривается.

Следовательно, указанный земельный участок правомерно отнесен к 7 виду разрешенного использования. В связи с чем в удовлетворении указанной части требований истцу надлежит отказать.

Также судом установлено, что в установленном ст. 7 ЗК РФ и ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ порядке истец в орган кадастрового учета (в настоящее время ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области) для изменения вида разрешенного использования земельного участка не обращался, в связи с чем данное право им не утрачено.

Вместе с тем суд учитывает следующее.

В материалах дела имеется кадастровая выписка из ГКН о земельном участке с кадастровым номером № (равнозначен кадастровому номеру №) по ул.  в г. Омске, из которой следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 19 708 684,2 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 15102,44 руб., при 7 виде разрешенного использования (л.д. 84-88).

При этом датой внесения номера в ГКН является 01 сентября 2004 года.

Первоначально стоимость спорного земельного участка установлена на основании Указа Губернатора Омской области от 19 июня 2003 г. N 110

"Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области".

Суд учитывает, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается на основании п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (ст. 66 ЗК РФ).

Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Функции по утверждению государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району Омской области отнесены к ведению Правительства Омской области (п.п. 35, 36 ст. 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области».

Первое установление - ранее учтенный учтен (по областному).

Кадастровая стоимость земельного участка истца и удельный показатель кадастровой стоимости, указанные в выписке из госкадастра недвижимости от 11 мая 2011 года (л.д. 84) года утверждены постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. N 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района №» (под порядковым номером 70380).

До утверждения Правительством Омской области такие сведения не могли использоваться, в том числе, и для целей налогообложения.

Вместе с тем, данные о кадастровой стоимости участка, об удельном показателе кадастровой стоимости внесены Управлением Роснедвижимости по Омской области в государственный кадастр недвижимости до утверждения их Правительством Омской области, что повлекло за собой расчет налогооблагаемой базы исходя из таких сведений, поскольку в силу положений п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений ст. 389 НК РФ.

Указанные действия являются необоснованными, поскольку совершены с нарушением установленного порядка.

Увеличение налогооблагаемой базы повлекло за собой нарушение прав и законных интересов истца, на которого возложена обязанность по уплате налога, сумма которого установлена исходя из неверных сведений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости, об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости за 2008 год.

Ст. 28 Федерального закона № 221-ФЗ от 27 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает перечень случаев, которые можно отнести к кадастровой ошибке: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Исходя из анализа данной нормы и требований истца, который фактически просит признать действия ответчиков неправомерными, суд полагает, что внесение неверных сведений в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка не является собственно кадастровой ошибкой.

Суд также не соглашается с истцом в части возможности определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из оценки, представленной истцом (л.д. 142-151). Представленное истцом заключение не отвечает требованиям Административного регламента, поскольку получено лицом, не уполномоченным на проведение указанных работ, без применения специального программного обеспечения и без проверки результатов предоставленных расчетов соответствующим органом, в связи с чем не может быть принято в качестве доказательства, подтверждающего иную стоимость земельного участка.

В судебном заседании ответчиками заявлено о пропуске ФИО1 срока на обращение в суд. В этой связи суд исходит из того, что о размере кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка истцу, во всяком случае, стало известно из письма Управления Росреестра по Омской области от 22 июня 2010 года №, в котором сообщены сведения о кадастровой стоимости участка (л.д. 152). При этом суд учитывает, что истец, заявляя о нарушении имущественных прав, обратился в суд с исковым заявлением, в связи с чем заявления ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности необоснованны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исключить из государственного кадастра недвижимости за 2008 год сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 305 кв.м, местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск,  в размере 19 708 684 руб. 20 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 15 102 руб. 44 коп.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Центральный районный суд в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья Э.Н.Попова