ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2914 от 27.06.2011 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2-2914/11

Р Е Ш Е Н И Е 

  Именем России

г. Барнаул 27 июня 2011 г.

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Судьи Чепрасова О.А.,

При секретаре Романовой Т.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кузнецов А.А. на решение государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение "Управление" от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Кузнецов А.А. в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности на территории Российской Федерации, обязать "Управление" устранить допущенные нарушения законодательства и выдать Кузнецов А.А. лицензию на право нотариальной деятельности на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указал, что представленные Кузнецовым А.А. документы не соответствуют требованиям Административного регламента, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку выданы органами иностранного государства. Как указывает Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, порядок признания документов, подтверждающих квалификацию лица, желающего получить лицензию на право нотариальной деятельности, выданных иностранным государством, не предусмотрен международным правом и действующим российским законодательством.

Для получения лицензии на право нотариальной деятельности указано на необходимость пройти стажировку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и сдать квалификационный экзамен в квалификационной комиссии, образованной при Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ.

Решение, по мнению заявителя, является незаконным, необоснованным, нарушает конституционные права на свободное использование своих способностей к труду, выбор рода деятельности и профессии (ст. 37 Конституции РФ), право иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) и, при этом, пользоваться равными правами с иными гражданами РФ (ст. 62 Конституции РФ), установленные Конституцией РФ гарантии равенства всех перед законом и равенства прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от национальности, языка, происхождения, места жительства (ст. 19).

Решением созданы незаконные препятствия к осуществлению Кузнецовым А.А. профессиональной деятельности нотариуса и незаконно возложены обязанности по повторному прохождению стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой и повторной сдаче квалификационного экзамена на получение лицензии на право нотариальной деятельности на территории РФ.

Практическая нотариальная деятельность на территории Республики Казахстан осуществляется Кузнецовым А.А. с ДД.ММ.ГГГГ

Требования получения лицензии на право нотариальной деятельности в Российской Федерации и Республике Казахстан являются идентичными. Идентичность данных требований исключает необходимость повторного их соблюдения претендентом на получение лицензии на право нотариальной деятельности.

Законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан
предъявляет одинаковые, эквивалентные требования к претендентам на должность
нотариуса:

- наличие высшего юридического образования;

- прохождение стажировки сроком не менее одного года;

- прохождение процедуры, подтверждающей наличие у претендента необходимых специальных знаний (квалификационного экзамена или аттестации).

В Республике Казахстан заявитель прошел процедуру получения лицензии на право нотариальной деятельности, идентичную процедуре, установленной в законодательстве Российской Федерации, и обладает соответствующими специальными знаниями (получил соответствующие дополнительное теоретическое и практическое образование).

Практической нотариальной деятельностью на территории Республики Казахстан Кузнецов А.А. занимается в течение шести лет.

Повторное прохождение стажировки и повторная сдача квалификационного экзамена для лица, получившего лицензию на право нотариальной деятельности, законодательством РФ не предусмотрены.

Кроме того, практика признания Республикой Казахстан и Российской Федерацией лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, условия выдачи которых эквивалентны, закреплена в международно-правовых актах.

Обстоятельства, которые указаны "Управление" в Решении об отказе в выдаче Кузнецову А.А. лицензии на право нотариальной деятельности, не предусмотрены законом.

Кузнецов А.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заявителя Шитов Д.А. требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица "Управление" Агеева О.Н. просила в удовлетворении заявления отказать, пояснила, что действия управления соответствуют требованиям Российского законодательства. Права заявителя действиями госоргана не нарушены. Заявителю возвращены представленные документы, в связи с тем, что они не соответствовали установленным требованиям.

Выслушав объяснения заявителя его представителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащими оставлению без удовлетворения в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно п. п. 25, 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в "Управление" поступило заявление Кузнецова А.А. о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности с приложением следующих документов: квитанции об оплате государственной пошлины, нотариально удостоверенной копии паспорта, нотариально удостоверенной копии государственной лицензии на право занятия нотариальной деятельностью № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Аттестационной комиссии юстиции об аттестации претендента на право занятия нотариальной деятельностью Министерства юстиции Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ, заключения об итогах стажировки на стажера Кузнецова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, нотариально удостоверенной копии диплома о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Академией юриспруденции - Высшей школы права «Эдилет»; нотариально удостоверенной копии свидетельства о признании диплома о высшем юридическом образовании ЖБ№ 03813382 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Академией юриспруденции - Высшей школы права «Эдилет», нотариально удостоверенной копии письма №/н-а от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № Кузнецову А.А. разъяснен порядок выдачи лицензии на право нотариальной деятельности и возвращены все представленные им документы.

В соответствии с п. 48 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление в установленном порядке выдает лицензии на право нотариальной деятельности.

Согласно ст. 2 «Основ законодательства о нотариате», Порядка прохождения стажировки, утвержденного Приказом МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

В соответствии со ст. 2 Приказа Министерства Юстиции РФ от 21 июня 2000 г. N 179 лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Гражданину, в установленном порядке прошедшему стажировку, успешно сдавшему квалификационный экзамен, выдается лицензия на право нотариальной деятельности в соответствии с требованиями Административного регламента исполнения государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.07.2007 г. №149.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.07.2007 г. № 149 « Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдачи лицензии на право нотариальной деятельности» п. 31 для выдачи лицензии в территориальный орган Федеральной регистрационной службы представляются (предъявляются):

1) заявителем (его представителем):

заявление о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности;

документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя) (предъявляется);

документы об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на право нотариальной деятельности и за выдачу такой лицензии;

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на представление документов (если документы представляются не заявителем);

2) секретарем квалификационной комиссии:

решение квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, о сдаче экзамена заявителем или решение апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий об отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией;

копия диплома заявителя о высшем юридическом образовании, соответствующего утвержденному образцу государственного документа о высшем образовании, а если такой документ получен в другом государстве, - прошедший признание в Российской Федерации в установленном порядке;

копия заключения об итогах стажировки заявителя, свидетельствующего в том числе об отсутствии нарушений сроков и порядка прохождения стажировки, установленных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса", и утвержденного территориальным органом Росрегистрации или нотариальной палатой субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Управление обоснованно пришло к выводу, что заключение об итогах стажировки Кузнецова А.А., утвержденное ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента юстиции Восточно-Казахстанской области и председателем Нотариальной палаты Восточно-Казахстанской области, и лицензия на право нотариальной деятельности (специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности) не являются документами об образовании и не могут признаваться на территории Российской Федерации в соответствии с указанным Соглашением.

Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствует Соглашение о взаимном признании лицензий на право нотариальной деятельности.

Ссылка заявителя на ст. 12 «Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в и гуманитарных областях» ратифицированный ДД.ММ.ГГГГ несостоятельна, так как вышеуказанная статья названного Договора определяет межгосударственную стратегию образования, разрабатывают совместные программы обучения студентов, подготовки и переподготовки специалистов.

Стороны взаимно признают без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении ученой степени и ученого звания.

Указанная норма, не легализует на территории России заключение об итогах стажировки выданной в Республике Казахстан.

Порядок признания документов, подтверждающих квалификацию лица, желающего получить лицензию на право нотариальной деятельности в России, выданных иностранным государством, не предусмотрен международным правом и действующим российским законодательством.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

С учетом изложенного, судом не установлено оснований для удовлетворения заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Кузнецов А.А. на решение государственного органа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула.

Судья: Чепрасов О.А.